Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, курсовая работа
Официальная точка зрения гласит: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существует мнение о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в национальную экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе «распродажи Беларуси» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за этим высказыванием не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.
Введение………………………………………………………………………….…4
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы…………………………………..6
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики………..12
2.1 Факторы, определяющие прямые иностранные инвестиции…………… …12
2.2 Механизмы привлечения иностранных инвестиций в разных странах……13
2.3 Влияние иностранных инвестиций на современную экономику…………..19
3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь……………………………………..22
3.1 Правовые аспекты и инвестиционные возможности Республики Беларусь……………………………………………………………………………22
3.2 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь………..………………...25
3.3. Рекомендации по увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………...27
3.4 Прогноз привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь…30
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………….34
Приложение А Факторы, определяющие приток в страну ПИИ………………………………………………………………………………...35
Приложение Б О поступлении иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………………………36
Приложение В Перечень стран, с которыми Беларусь заключила соглашение о содействии и взаимной защите инвестиций …………………………………….37
Южная Корея
Начиная с 1998 г. Южная Корея проводит агрессивную политику по привлечению ПИИ, одна из целей которой состоит в «перехвате» инвестиции, идущих в Китай и Сингапур.
Результатом проводимых мер стал существенный рост прямых иностранных инвестиций, в 2001–2007 гг. в страну их поступало ежегодно в среднем около USD 10 млрд, причем большая часть в форме инвестиций с чистого листа. Они направлялись преимущественно в электронику (производство жидкокристаллических экранов и телевизоров) и химическую промышленность, инвестиции в промышленность составили 38% от общего объема ПИИ, 60% было направлено в сектор услуг (в основном в здравоохранение, канализацию и водоснабжение, а также вывоз мусора).
После Азиатского финансового кризиса Корея приняла новую политику стимулирования ПИИ, которая предусматривала предоставление инвесторам широкого набора стимулов. Они включали освобождение от налогов и их снижение, финансовую поддержку на цели найма работников и их обучения, денежные гранты для НИОКР проектов, освобождение предприятий на определенный период от арендной платы за землю или же ее снижение. Основные налоговые привилегии предоставлялись проектам в области высоких технологий, НИОКР, имеющим статус поддерживающих развитие отрасли или же предприятиям, расположенным в зонах иностранных инвестиций (ЗИИ). Данные привилегии включали налоговые каникулы по налогу на прибыль, предоставляемые сроком на 5 лет с момента получения прибыли, и последующее сокращение на 50% данного налога сроком на 2 года. Для такого рода проектов также выделялась финансовая поддержка на цели найма работников и их обучения и т.д. Высокотехнологичным проектам с чистого листа, а также инвестициям в НИОКР, помимо этого предоставлялись денежные гранты. Правительство ожидает, что ЗИИ станут своего рода моделью для развития и планирует распространить правила и нормы, используемые в ЗИИ на экономику в целом.
Понимая, что предоставление иностранным компаниям помощи и после их прихода в страну (aftercare service) может служить средством повышения привлекательности Кореи для ПИИ, правительство создало Офис Инвестиционного омбудсмена в дополнении к агентству по привлечению инвестиций (KOTRA). [4, стр. 10]
Бразилия
В 2008 г. Бразилия привлекла USD 42 млрд. ПИИ и заняла первое место среди стран Латинской Америки. Основным мотивом инвестирования в данную страну является обширный рынок сбыта, однако, следует отметить, что правительство предприняло значительные усилия по созданию либерального режима для ПИИ, и привлекательных условий для инвестирования. Большая часть инвестиций была сделана в форме слияний и поглощений, связанных с приватизацией в электроэнергетике, телекоммуникациях и финансовом секторе. В целом, в Бразилии нет ограничений, связанных с притоком капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Однако участие ПИИ в некоторых видах деятельности ограничено или даже запрещено – это, прежде всего, касается развития ядерной энергетики, аэрокосмической промышленности, авиаперевозок на внутренних линиях, разработок месторождений полезных ископаемых, владения и управления газетами, телевидением, радио станциями, а также услуг почты и телеграфа, здравоохранения.
Бразилия является хорошим примером того, что инвестиции могут приходить в страну и без предоставления специальных стимулов, а в большей степени благодаря проведению либерализации и структурных реформ, приватизации и дерегулированию. Налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются правительством Бразилии и местными органами власти без дискриминации как иностранным, так и национальным фирмам. Более того, эта страна одна из немногих, не имеет агентства, отвечающего за привлечение инвестиций, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Бразилия предоставляет ряд стимулов для стимулирования экспорта, проведения исследований в области технологий, внедрения инноваций. В основном они связаны со снижением налогов или освобождением от налога на доход в виде процентов и дивиденды. [4, стр. 12]
Ирландия
В результате предпринимаемой ирландским правительством политики по привлечению ПИИ, общий объем пришедших в страну инвестиций увеличился за десять последних лет с 53 млрд. евро. до 131 млрд. евро, ускорив экономический рост. В первую очередь Ирландия стимулировала приток инвестиций в высокотехнологичные и требующие применения высококвалифицированной рабочей силы отрасли, в проекты, стимулирующие НИОКР и нацеленные на производство товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. В 2008 г. в стране было создано 6300 новых рабочих мест в результате осуществления 108 ПИИ проектов в области бизнес услуг и услуг финансового посредничества, программного обеспечения электроники, фармацевтики, производства научного инструмента. Ирландии удалось привлечь такие известные компании как Yahoo, Google, Amazon, Microsoft, IBM, Citibank и т.д. Администрация по промышленному развитию Ирландии (The Industrial Development Authority of Ireland (IDA Ireland)), является основным агентством, отвечающим за стимулирование и содействие притока ПИИ в страну.
Основными определяющими
факторами привлекательности
Правительство Ирландии также предоставляет инвесторам стимулы в виде грантов на покупку оборудования, земли, зданий, обучение персонала, НИОКР и т.д. Иностранные и национальные фирмы, желающие получить поддержку от государства должны представить инвестиционные предложения в Администрацию по промышленному развитию Ирландии (IDA Ireland). Фирма должна гарантировать возврат предоставленных правительством средств, если она прекратит свое существование до оговоренного периода времени, как правило, это десять лет после предоставления гранта. [4, стр. 14]
Польша
Польша достигла значительных
успехов в привлечении
На сегодняшний день не существует никаких требований к функционированию иностранных фирм или ограничений по их доступу на рынок. Однако в некоторых секторах, например, радиовещание и телевидение, воздушный транспорт, существует ограничение на участие иностранного капитала в уставном фонде, а также необходимо получить разрешение на осуществление деятельности. Помимо этого, если инвестор хочет заниматься радио и телевещанием, авиацией, энергетикой, производством оружия, разработкой полезных ископаемых, оказанием услуг по охране необходимо получить лицензию или разрешение, в ряде случае эта деятельность может осуществляться на условиях концессии.
Польша предоставляет следующие льготы для иностранных инвесторов:
Словакия
ПИИ играют важную роль в модернизации и преобразовании словацкой экономики. Создавая рыночную среду и либерализируя инвестиционный климат, страна сократила разрыв, имеющийся с соседними странами в области привлечения иностранного капитала, и стала для него одним из наиболее привлекательных мест. В Словакию пришли такие известные европейские и международные компании как Samsung, Sony, PSA Peugeot Citroen, Kia Hyundai, Volkswagen и DELL.
К факторам, определившим высокий приток ПИИ в Словакию можно отнести:
2.3 Влияние иностранных инвестиций на современную экономику
Иностранные инвестиции необходимы в тех отраслях экономики, где нужны значительные средства для вывода их из кризиса, уменьшения социальных противоречий в обществе. Иностранные инвестиции целесообразны в любой стране с рыночной экономикой. Особенно необходимы они развивающимся странам, вступившим на путь рыночных реформ и испытывающим недостаток инвестиционных ресурсов.
Иностранные инвестиции способны оказать положительное влияние на совершенствование структуры национальной экономики, рост эффективности производства, проведение рыночных преобразований.
Иностранные инвестиции могут стать катализатором ускоренного экономического и социального развития страны-реципиента. Мировой опыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие значительного экономического роста в последнее десятилетие, активно привлекают иностранный капитал (Китай, Южная Корея, Венгрия, Польша, Чехия и др.)
Прямые инвестиции являются, как правило, долгосрочными вложениями и служат важным источником обновления производственных мощностей предприятий, обеспечивают создание высокотехнологических производств, новых рабочих мест, рост экспорта. К тому же прямые инвестиции не увеличивают внешний долг правительства. Более того, они способствуют зарабатыванию валюты для погашения долга. Важным моментом является и то, что при прямом инвестировании, как правило, не выдвигаются политико-экономические требования к правительству принимающей страны.
Принимающая страна может модернизировать действующие предприятия, создавать новые перспективные производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и постепенно интегрироваться в мировую экономику.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестиций является важнейшим индикатором вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а оживление инвестиционной активности непременным условием выхода на устойчивую траекторию экономического роста.
Использование
иностранных инвестиций
Для стран, экспортирующих капитал, иностранные инвестиции являются средством получения доходов, расширения и повышения эффективности производства, увеличения экспорта товаров и услуг. Для принимающих государств ИИ становятся дополнительными, а нередко и важнейшим источником развития, решением производственных и внешнеэкономических проблем.
Веской причиной для привлечения иностранного капитала является увеличение объёма капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это даёт возможность увеличить уровень сбережений внутри страны. Низкий уровень сбережений не позволяет осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и продукцию. А увеличение капиталовложений ускоряет экономический рост, хотя между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП нет причинной связи. Некоторым странам, характеризующимся высоким уровнем прямых иностранных инвестиций, удалось создать благоприятные условия для роста инвестиций. Страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, не создавшие необходимых условий, не достигли экономического роста и характеризуются постоянным отсутствием инвестиций. В большинстве же случаев рост иностранных инвестиций сопровождается экономическим ростом при проведении рыночных реформ, носящих последовательный и устойчивый характер.
Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики