Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, курсовая работа
Официальная точка зрения гласит: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существует мнение о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в национальную экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе «распродажи Беларуси» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за этим высказыванием не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.
Введение………………………………………………………………………….…4
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы…………………………………..6
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики………..12
2.1 Факторы, определяющие прямые иностранные инвестиции…………… …12
2.2 Механизмы привлечения иностранных инвестиций в разных странах……13
2.3 Влияние иностранных инвестиций на современную экономику…………..19
3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь……………………………………..22
3.1 Правовые аспекты и инвестиционные возможности Республики Беларусь……………………………………………………………………………22
3.2 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь………..………………...25
3.3. Рекомендации по увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………...27
3.4 Прогноз привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь…30
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………….34
Приложение А Факторы, определяющие приток в страну ПИИ………………………………………………………………………………...35
Приложение Б О поступлении иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………………………36
Приложение В Перечень стран, с которыми Беларусь заключила соглашение о содействии и взаимной защите инвестиций …………………………………….37
Важно подчеркнуть, что прямое инвестирование не всегда связано с непосредственным движением капитала из страны в страну, по крайней мере первоначально. Часто родительская компания средства, необходимые для вложения физического капитала, получает в самой принимающей стране в виде кредита, а свой вклад в предприятие ограничивает так называемыми нематериальными активами – торговой маркой, производственным и управленческим опытом и т.д. Когда предприятие становится прибыльным, оно начинает развиваться за счет реинвестирования прибылей. [3]
С увеличением масштабов
прямого зарубежного
К основным причинам движения иностранных инвестиций относят:
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов оказывают на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. К положительным последствиям привлечения иностранного капитала относятся:
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся:
После того как инвестор принял решение о целесообразности начала работы в какой-либо стране, ему необходимо выбрать способ входа на этот рынок. Для выработки стратегии выхода на рынок ему необходимо сформулировать:
Выделяют четыре основных типа стратегических целей:
Создание нового рынка сбыта имеет место в случаях, когда данный рынок характеризуется высоким ростом и(или) большим масштабом. Преимущества доступа к ресурсам основаны на присутствии в стране необходимых для инвестора ресурсов. Это могут быть полезные ископаемые, сельскохозяйственные земли или же трудовые ресурсы. Цели доступа к знаниям и технологиям присутствуют, когда инвестор может выиграть от доступа к специальным знаниям или навыкам в высокоразвитых отраслях промышленности в данной стране.
Цель координации действий существует, когда данная страна воспринимается как центр координации действий компании в конкретном регионе. [2, стр. 193]
Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики
2.1 Факторы, определяющие прямые иностранные инвестиции [Приложение А]
Последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций и наилучшее использование преимуществ, связанных с местоположением, является серьезным вызовом для национальных правительств и требует разработки и проведения сложных и комплексных мер экономической политики.
Предоставление стимулов (например, освобождение от налогов или их снижение, предоставление финансовых субсидий, снижение импортных тарифов и т. д.) в сочетании с проведением макроэкономической политики, позволяющей инвесторам осуществлять свою деятельность, не подвергаясь излишнему риску, являются ключевыми факторами, формирующими благоприятный климат для ПИИ. Успех этих стран в привлечении иностранного капитала также во многом связан с тем, что их политика в области ПИИ была неотъемлемой частью промышленной политики и политики экономического развития в целом.
Можно выделить четыре основных побудительных мотива для стран-инвесторов:
Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы. Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.
Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний. [4, стр. 5-6]
2.2 Механизмы
привлечения иностранных
Рассмотрим механизмы привлечения ПИИ в странах, достигших наиболее впечатляющих результатов в привлечении ПИИ.
Китай
Китай является великолепным примером страны, преуспевшей в привлечении прямых иностранных инвестиций. В результате проводимой правительством политики по стимулированию притока ПИИ за последнее десятилетие в Китай поступило около 25% от общего объема инвестиций, направляемых в развивающиеся страны. При этом более 80% инвестиций были «с чистого листа» и 70% были вложены в промышленность.
Основным побудительным
Несмотря на то, что инвестиционный климат в Китае достаточно привлекателен, усиливающаяся конкуренция со стороны развивающихся экономик (например, Индии и Бразилии) требует его дальнейшего улучшения. Для повышения привлекательности инвестиционного климата Китаю необходимо упростить процедуры утверждения инвестиционных проектов; повысить эффективность деятельности государственных органов путем устранения дублирования ряда функций и процедур; провести реформу рынка ценных бумаг и реформирование судебной системы. [4, стр. 6]
Индия
В результате мер по либерализации
климата для иностранных
Одним из наиболее важных шагов на пути создания либерального и транспарентного инвестиционного климата является упрощение и сокращение времени прохождения процедуры одобрения ПИИ. В результате большинство инвестиций могут приходить в страну в так называемом автоматическом режиме (automatic route). ПИИ, которые поступают в автоматическом режиме, не нуждаются ни в каком предварительном одобрении ни со стороны центрального правительства, ни от Резервного банка Индии (РБИ). Инвесторам только необходимо уведомить региональный офис РБИ в течение 30 дней о поступлении финансовых средств из-за границы и послать документы в данный офис в течение 30 дней после выпуска/покупки акций. В то же время для ряда секторов и видов деятельности прямые иностранные инвестиции могут поступать только после предварительного одобрения со стороны правительства, в данном случае предложение от инвестора рассматривается Советом по содействию иностранным инвестициям (ССИИ) в определенные сроки по четко установленным процедурам. Как правило, это проекты, которые требуют по лучения промышленной лицензии, предложения по приобретению доли в существующей индийской компании, функционирующей в финансовом секторе и др.
Одна из наиболее важных преференций, предоставляемых для ПИИ в Индии, относится к сфере налогообложения и ставок налогов, поскольку данные ставки в стране являются достаточно высокими. Налог на прибыль для внутренних производителей составляет 35% и еще 2.5% взимается в виде дополнительных налогов. Иностранные компании уплачивают 40% основного налога и 2.5% дополнительного. Преференции включают налоговые каникулы или льготы по налогу на прибыль, разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, налоговые льготы при осуществлении определенного рода расходов (в т.ч., на НИОКР). Налоговые каникулы также существуют в специальных экономических зонах (СЭЗ), созданных с целью формирования благоприятного климата для экспорта. СЭЗ предусматривают освобождение от уплаты налогов от 50 до 100% на 15 лет: 100% освобождении от налога на доходы от экспорта, для резидентов предоставляется на 5 лет, следующие пять лет налог сокращается на 50%, затем еще на пять лет ставка налога на реинвестированные экспортные доходы снижается на 50%. Помимо этого освобождается от пошлин импорт товаров для целей развития компании, производства и техобслуживания. Следует отметить, однако, что существуют различные мнения по вопросу успешности политики Индии в отношении СЭЗ. В некоторых исследованиях приводятся доводы о том, что предоставляемые инвесторам привилегии являются избыточными, поскольку потери от несобираемых импортных пошлин превышают экспортные поступления. [4, стр. 8]
Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики