Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Официальная точка зрения гласит: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существует мнение о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в национальную экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе «распродажи Беларуси» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за этим высказыванием не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…4
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы…………………………………..6
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики………..12
2.1 Факторы, определяющие прямые иностранные инвестиции…………… …12
2.2 Механизмы привлечения иностранных инвестиций в разных странах……13
2.3 Влияние иностранных инвестиций на современную экономику…………..19
3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь……………………………………..22
3.1 Правовые аспекты и инвестиционные возможности Республики Беларусь……………………………………………………………………………22
3.2 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь………..………………...25
3.3. Рекомендации по увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………...27
3.4 Прогноз привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь…30
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………….34
Приложение А Факторы, определяющие приток в страну ПИИ………………………………………………………………………………...35
Приложение Б О поступлении иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………………………………36
Приложение В Перечень стран, с которыми Беларусь заключила соглашение о содействии и взаимной защите инвестиций …………………………………….37

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

    Прямые иностранные  инвестиции стимулируют рост  экспорта и являются важным  источником валютных резервов  в странах с переходной рыночной  экономикой.

    При привлечении  прямых иностранных инвестиций  в процессе приватизации госсобственности имеется возможность финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств.    Определяющим критерием привлечения иностранного капитала является трансферт иностранных технологий или иных инновационных внешних факторов. Факт отнесения предприятия с долей иностранного капитала к разряду привлекающих иностранные технологии положительно отражается на повышении его престижа и внутренней конкурентоспособности.

        Деятельность иностранных предприятий  оказывает влияние на внутренний  рынок, так как заставляет поставщиков и местных конкурентов поставлять качественные товары предприятиям, работающим на международных рынках. Для стран с переходной экономикой и квалифицированной рабочей силой наличие на территории страны предприятий международного уровня может снизить предрасположенность квалифицированных работников к эмиграции в страны с более высоким заработком.

    Оценки влияния  иностранного капитала на экономику  неоднозначны. Несмотря на то, что  преобладают положительные влияния,  имеются дискуссионные и отрицательные. Это, прежде всего, касается технического прогресса. Известные иностранные фирмы прибывают в страну с уже готовыми технологиями и закрытым производственным циклом. Научно-исследовательские работы ведутся, как правило, на головном материнском предприятии. Представители последнего занимаются адаптацией своих технологий, их техническим обслуживанием. Поэтому НИОКР дочерних предприятий принимающих стран имеет преимущественно вспомогательное значение и не содействует в целом техническому прогрессу.

    Остаётся дискуссионной  проблема репатриации прибыли  и дохода. Легко контролируется  репатриация прибыли в форме  дивидендов, но эта проблема особого  значения не имеет, так как  сумма дивидендов по отношению  к вложенному иностранному капиталу незначительна. В то же время трудно поддаётся контролю процесс вывода прибыли. Он происходит в различных формах: путём завышения объёмов импорта или занижения объёмов экспорта по сравнению с объемами, обозначенными в счетах; в виде неформального вознаграждения работы менеджеров в форме выдачи лицензионных премий за ноу-хау и т. д.

    Зарубежный  опыт указывает на то, что после  приватизации иностранные собственники  стремятся в первую очередь  к присвоению финансового контроля  и лишь при этом условии  на должность ведущих менеджеров назначают местный персонал.

    Иностранными  инвесторами движут различные  мотивы. Но вне зависимости от  этих мотивов любая страна  должна стать привлекательной  для инвесторов. Инвесторы размещают  производство в зарубежной стране  с целью минимизации производственных издержек и соответственно увеличения прибыли. Среди таких инвесторов преобладают известные фирмы, транснациональные компании обрабатывающей промышленности, которые из-за высокой заработной платы и рентных выплат в своей стране перемещают производство в более «дешёвые страны».

 

 

3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь

 

3.1 Правовые  аспекты и инвестиционные возможности  Республики Беларусь

 

По данным Международной финансовой корпорации в 1993 году, в Беларуси начали появляться условия для активного развития частного бизнеса. В условиях постоянного бюджетного дефицита республика явно нуждалась в привлечении иностранных финансовых потоков. Главным приоритетом проводимой экономической политики в Республике Беларусь являются инвестиции, в частности иностранные. Необходимо определить, какую роль иностранные инвестиции играют в экономике Республики Беларусь. Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в формах:

  • долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами;
  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
  • приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг;
  • приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
  • в любых других формах хозяйственной или иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь.

Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами Республики Беларусь. Предприятие с иностранными инвестициями может быть образовано или путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, или приобретения такого предприятия полностью. Предприятие, частично или полностью приобретенное иностранным инвестором, подлежит реорганизации в установленном законодательством порядке и последующей регистрации в соответствии с настоящим Законом. Совместные предприятия создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ и товариществ, а также в иных формах, не противоречащих законодательным актам Республики Беларусь.  
   Решение о создании совместного и иностранного предприятия принимается его участниками самостоятельно. Совместное предприятие создается на основе договора, заключенного участникам этого предприятия.  
В случае, когда белорусским участником является государственное предприятие или предприятие общественного объединения, решение о создании совместного предприятия принимается его участниками с согласия собственника имущества или уполномоченного им органа.  
  Особенности создания предприятия, которое полностью принадлежит иностранному инвестору, определяются в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Предприятие с иностранными инвестициями вправе безлицензионно импортировать продукцию (работы, услуги) для собственной хозяйственной деятельности. Общий порядок отнесения продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Экспорт и импорт другой продукции осуществляется предприятиями с иностранными инвестициями в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Предприятие с иностранными инвестициями вправе на договорной основе устанавливать цены на свою продукцию (работы и услуги), а также порядок ее реализации и выбирать поставщиков продукции (работ, услуг). Валютная выручка от экспорта собственной продукции предприятия с иностранными инвестициями, в котором доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов, остается в распоряжении предприятия за исключением суммы налоговых платежей, которые складываются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.  

 Предприятия с иностранными  инвестициями и иностранные инвесторы  могут вкладывать средства в  совместные банки, страховые компании, смешанные общества и другие финансово-кредитные учреждения, создаваемые на территории Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь могут создаваться иностранные финансово-кредитные учреждения, их филиалы и представительства, кроме страховых компаний. Доля иностранных инвестиций в уставном фонде страховых компаний не должна превышать 49%.

Важнейшим направлением государственной экономической  политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата  для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие  свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, ёмкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса, растущий рынок финансовых и страховых услуг, социальная стабильность, наличие развитой инфраструктуры.

Республика находится  на пересечении железнодорожных  и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Вместе с этим иностранным  инвесторам на территории Республики Беларусь предоставлен и ряд преференций  в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и др.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной  продукции на внутреннем и внешнем  рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства.

Беларусь входит в  единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это  означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов.

Сегодня для работы инвестора  на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством. Так, на международном уровне Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами” (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции “Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций” (11 октября 1985 г.). [5]

Для работы иностранного инвестора на территории республики  создана законодательная база, основным нормативным документом которой  является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году). Положения Кодекса направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. В настоящее время при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту. В 2010-2011 гг. продолжен последовательный процесс совершенствования нормативной правовой базы, направленный на создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики для её модернизации. Реформирование ведется при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций – Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). [6]

В целях увеличения притока  иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Такой статус уже предоставлен 11 компаниям:

  • AKJ Capital S.A.
  • ЧУП по оказанию услуг «БТ Телекоммуникации»
  • Инкубатор малого предпринимательства Общество с ограниченной ответственностью правовая группа «Закон и порядок»
  • ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»
  • Частное предприятие "КПМГ" (переименовано в Аудиторское частное унитарное предприятие «БДО») 
  • ИООО «Эрнст энд Янг»
  • Закрытое акционерное общество «БРОСТОК»
  • ООО "Архипенко, Горецкий и партнеры"
  • CBT Development (Logistics) Limited, (Гонконг, КНР)
  • Reissance investments LIMITED, Кипр
  • ЗАО «Управляющая компания холдинга «БЕЛТЕХ ХОЛДИНГ»
  • ОАО «Управляющая компания холдинга «ГОРИЗОНТ» [7]

 

 

3.2 Иностранные  инвестиции в Республике Беларусь

 

За I полугодие 2011 г. в  реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 8 млрд. долларов США инвестиций, что в 1,8 раза больше, чем за I полугодие 2010 г. Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (51,1% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (19,5%), Кипра (9,2%), Австрии (5,8%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации транспорта (35,1% от всех поступивших инвестиций), торговли (29,3%), промышленности (25,9%). Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 70,7% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с I полугодием 2010 г. валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (84,3% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в составе валового поступления прямых иностранных инвестиций составила за I полугодие 2011 г. 4,6 млрд. долл. США, что в 1,9 раза больше, чем за I полугодие 2010 г. Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации транспорта (48,4% от всех прямых инвестиций), торговли (35,8%), промышленности (7,7%). Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (58,6% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 24,7% валового объема прямых инвестиций, Кипра – 3,7%, Италии – 2,9%, Германии и Соединенных Штатов – по 1,3%. Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 2,3 млрд. долларов США, или на 33% больше, чем за I полугодие 2010 г. На их долю приходилось 29,3% от всего валового поступления иностранных инвестиций. За I полугодие 2011 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (79,8%). На организации Гомельской области приходилось 8% валового поступления иностранных инвестиций, Витебской области – 5,7%. [8] [Приложение Б]

Социально-экономическое  развитие страны требует более активного привлечения иностранного капитала. За счет иностранных источников использовано 3 трлн. руб. инвестиций в основной капитал, что составило 9,1% от общего объема инвестиций при прогнозе на 2011 г. не менее 21%. Неудовлетворительное положение дел с привлечением иностранных инвестиций сложилось в ряде организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. Доля инвестиций за счет иностранных источников в общем объеме инвестиций составила в Минсельхозпроде 4,2%, концернах «Беллесбумпром» - 5,3%, «Белнефтехим» - 7,1%.

Особенно острой остается проблема привлечения прямых иностранных  инвестиций (ПИИ). За январь-май 2011 г. всего  их привлечено 743,1 млн. долл. США на чистой основе (без учета задолженности  иностранному инвестору), что составляет 11,4% запланированного годового объема.

Из общего объема ПИИ  в январе-мае 2011 г. 86,1% привлеченного  капитала направлено на развитие предприятий  реального сектора экономики, остальные 13,9% инвестиций – в уставный фонд коммерческих банков. На развитие экономики  г. Минска инвестировано 72,7% ПИИ.

Основными сферами привлечения  ПИИ являются операции с недвижимым имуществом: аренда и предоставление услуг потребителям – 28,1%; обрабатывающая промышленность – 26,5; финансовая деятельность – 14,8; торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,8; транспорт и связь – 11,9, что в совокупности составляет свыше 95%. [9, стр. 42]

Что касается привлечения  иностранных инвестиций в исследования и разработки, то анализ степени  вовлечения иностранного капитала в финансирование инновационной деятельности в Беларуси существенно затрудняется из-за отсутствия дезагрегированной статистики и закрытости фактологических  данных функционирования совместных и иностранных предприятий.

За счет иностранных  источников в Беларуси финансируется небольшая доля ИР, рост этого показателя до 20,1% наблюдался лишь в 1999 г. О низкой вовлеченности ПИИ в ИР свидетельствует то, что среди 371 инновационно активной организации в 2008 г. в Беларуси лишь 5 находились в собственности иностранных юридических и физических лиц, 18 – в смешанной собственности. [15, стр. 5]

В целом Беларусь принимает  лишь около 2% от накопленных иностранных  инвестиций, размещенных в СНГ.

Число новых предпринятых и запланированных проектов по созданию производств с нуля, финансируемых ПИИ, растет. Как и в других переходных экономических системах, ПИИ во внутреннюю экономику в Беларуси растет (9785,3 млн долл. США по состоянию на 01.10.2010 г.) более интенсивны, чем за границу (110,0 млн долл. США). Тем не менее имеется большой потенциал для увеличения иностранного участия в белорусской экономике: в 2008 г. в Беларуси было запущено только 26 новых проектов ПИИ. Долгосрочные инвестиции, базирующиеся на устойчивых связях и уверенности в надежности белорусской инвестиционной среды, еще более редки: в 2008 г. в экономике республики размещалось лишь 5 родительских корпораций (их общее количество в СНГ – 1233) и 71 иностранный филиал из 11234, находящихся в СНГ. С 2006 по 06.2009 г. в Беларуси было совершено лишь 10 продаж и 2 покупки предприятий. [15, стр. 6-7]

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики