Государственное регулирование экономики в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:15, аттестационная работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Оглавление

Введение
1. Государство в управлении экономикой.
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику
1.2. Роль государственного регулирования экономики.
1.3. Функции государственного регулирования экономики.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2. Управление экономикой стран на практике. (примеры)
2.1. Экономически эффективное государство.(Американсикий опыт)
2.1.1. Обеспечение национальной экономической безопасности
2.1.2. Правила игры в рыночной среде.
2.1.3. Государственное воздействие - количественные параметры
2.1.4.Особенности модели государственного регулирования экономики в Канаде.
2.2. Французское индикативное планирование.
2.3. Особенности модели государственного регулирования экономики в Швеции
2.4. Особенности модели государственного регулирования экономики вЯпонии
2.5. Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии
2.6. Особенности модели государственного регулирования экономики в Китае
2.7. Особенности модели государственного регулирования экономики в Италии
3. Управление экономикой в Республике Казахстан
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

03 реферат Гос.рег.экон. в зарубеж.стр..doc

— 235.50 Кб (Скачать)

      Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Министерство Эрхарда приняло и осуществило несколько специальных программ содействия этим производствам.

      Правительство:

1.                  брало на себя часть риска по торговым операциям;

2.                  шло на прямое финансирование крупных экспортных мероприятий;

3.                  предоставляло налоговые льготы.

      Экспорт стал одним из базисных факторов экономического развития, содействовал росту золотых и валютных запасов страны.

      Немецкая  марка постепенно превратилась в  одну из самых крепких мировых  валют, на которую стали равняться  валюты других стран. Начала складываться эффективная антимонопольная система. Монопольные объединения не запрещались, но они сурово карались (включался «немецкий прессинг») за ограничение конкуренции и необоснованное завышение цен.

      Хорошо  продуманная экономическая политика исключила возможность создания криминального капитала и, ухода капитала в теневые структуры и «бегство» за границу. Умелое маневрирование налогами делало привлекательными инвестиции и производство.

      Позднее налоги резко возрастут, но ставшие  сильными предприятия будут аккуратно  выплачивать их без существенного ущерба для дальнейшего развития.

      В мире заговорили о «немецком чуде».

      И недаром: в 1950 году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1956 году оно  удвоилось по сравнению с 1950 годом, в 1962 году – утроилось.

      Эрхард не раз подчеркивал, что население только тогда почувствует уверенность в жизни, когда заимеет собственность. Так и был создан широкий средний класс в стране. Вместе с продуманной пенсионной системой это стало основой стабильности благосостояния для всех.

      В разоренной Германии наметилась было «утечка мозгов». Правительство  приняло меры к тому, чтобы доходы ученых, заработная плата людей интеллектуального  труда соответствовали их вкладу в развитие страны. Эмиграция интеллигенции  быстро прекратилась.

      Эрхарда однажды спросили, как бы он сформулировал основные факторы успешного развития экономики. Он ответил кратко: находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства.

      Страна  развивалась успешно. Экономика  функционировала в хорошо отлаженном ритме. ФРГ приобретала все большее влияние в сообществе западных государств.

      Эрхард  остался в истории как творец «немецкого чуда» – экономического возрождения Западной Германии.

      В одном из публичных выступлений  Эрхард заявил, что современные капиталистические отношения начинают наглядно демонстрировать прогрессивные черты, движение к обществу всеобщего благополучия.

      Не  раз Эрхард указывал,  что «немецкое  чудо» – результат... усилий всех немцев, их трудолюбия, деловитости  и организованности. Немцы умеют считать деньги и не пускать их на ветер. Правительство со своей стороны всячески поощряет накопление собственности, создавая для этого необходимые условия.

      Сейчас  ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». ФРГ   - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы.

      По  качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталооснащенность и наукоемкость производства и др.) ФРГ также  занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.

      Своеобразие ФРГ заключается в том, что  послевоенное экономическое устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей  как альтернатива тоталитарной экономике фашистской Германии. Эта концепция была воплощена в жизнь под руководством послевоенного министра экономики, а позднее канцлера ФРГ, Людвига Эрхарда. В основу экономической политики были положены идеи ученых  «Фрайбургской школы» (университета г. Фрайбурга), так называемый «ордолиберализм», прежде всего В. Ойкена и В. Репке, которые были сторонниками свободной рыночной экономики, и идея «социальной рыночной экономики», которую пропогандировал А. Мюллер-Армак и которая предусматривала необходимость выравнивания с помощью государственной политики чрезмерных различий в доходах отдельных слоев населения и развития системы государственной социальной защиты, вносивших некоторый элемент справедливости в рыночную экономику. Обе школы имели следующие общие черты:

                    они придерживались основной идеи рыночной экономики  - частная собственность на средства производства, свободная конкуренция и свободное ценообразование обеспечивают оптимальное использование производственных ресурсов и, следовательно, наиболее полное удовлетворение потребностей населения.

                    Они исходили из необходимости активной экономической роли государства, которое, обеспечивая основные экономические свободы гражданам, берет на себя ответственность за организацию денежного обращения, борьбу с экономическими кризисами, обеспечение социальной справедливости, создание равных условий для конкуренции и недопущение монополизации экономики.

      Основой этой политики стали следующие принципы:   государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Для обеспечения такого экономического порядка необходимы дееспособная, в основном не подверженная государственному влиянию, система цен;   стабильность денежного обращения;   открытые рынки, т.е. свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов;   частная собственность;   нормы ответственности и свобода заключения договоров;   стабильность экономической политики в стране. Эти принципы должны были дополняться сильной социальной политикой государства, чтобы смягчить социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями.

      Таким образом, старые либеральные идеи свободного рынка были дополнены новыми:   об ответственности государства за решение социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом, т.е. новым либерализмом. 

 

2.6 Особенности  модели государственного регулирования  экономики

в Китае

      Регулирование в Китае не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям:

1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Экономический рост, находящий выражение  в повышении общего уровня  развития, увеличении производства  продуктов, повышении производительности  труда, совершенствовании структуры  спроса и предложения и т.д.

      2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, поддержание и повышение уровня занятости, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.

      3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в том числе справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.

      Макроэкономическое  регулирование в Китае преследует одну общую комплексную цель развития экономики и общественного благосостояния.

      В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования заключается  прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования можно представить следующим образом.

      1. Рациональные темпы роста. Чрезмерно высокие темпы могут нарушить баланс, привести к падению эффективности, росту цен. Необходимо привести темпы роста в соответствие с мощью государства и поддерживать их относительную стабильность (прирост ВВП целесообразно поддерживать на уровне 8-9% в год).

      2. Обеспечение разумных коэффициентов  накопления (капиталовложений) и масштабов  строительства.

      3. Обеспечение приемлемого уровня  цен. Завышенное предложение денег  и широкое кредитование повлекли  за собой рост инфляции. Однако  с введением ограничительных мер ситуация значительно улучшилась.

      Контроль  над ценами является одной из важнейших  целей политики регулирования. Внедрение  рыночных отношений и ускорение  развития повлекли за собой стремительный  рост цен.

     4. Финансовые поступления и расходы.

     5. Размеры и структура экспорта  и импорта.

     В целом меры государственного регулирования  призваны поддерживать баланс между  валовым предложением и спросом  и являются гарантией нормального  экономического развития.

     В качестве основной формы государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Это означает регулирование и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.

     Средства  и методы регулирования экономики  в Китае постоянно совершенствуются. В этой области уже накоплен определенный опыт:

                    необходимо избегать в целях предотвращения отрицательных последствий резких мер;

                    акцент надо делать на экономические методы регулирования, не упуская, однако, из вида возможность их сочетания с административными и правовыми.

      На  сегодняшний день в Китае сформирована социалистическая рыночная система, развернута всесторонняя индустриализация страны, значительно возросла государственная мощь.

 

2.7 Особенности модели государственного  регулирования экономики  в  Италии 

      Главной особенностью развития итальянской  экономики стало то, что начиная с середины 19 века прослеживается четкая историческая тенденция к усилению роли государства и государственной собственности в национальном хозяйстве страны.

      Италия  располагает крупнейшим из всех развитых стран государственным сектором. До 50% экономики и 70% банковской системы страны находится под контролем государства. У Италии один из самых высоких среди развитых стран показателей производства ВВП государственным сектором и доли государственных предприятий в общей численности компаний.

     Малое и среднее предпринимательство в настоящее время стимулирует экономический рост в центре и на Северо-Востоке страны. Итальянская модель развития экономики характерна прежде всего силой малого и среднего бизнеса в стране. С помощью относительно небольших компаний в стране осуществляется активное привлечение молодежи к труду. Итальянские малые и средние предприятия очень чувствительны к изменениям коньюнктуры на мировом товарном рынке. Экспорт итальянских малых и средних фирм примерно вдвое превышает экспорт аналогичных предприятий во Франции.

      Структура производства ВВП и занятости  в экономике Италии следующая:

                    сельское хозяйство: 3,3% от ВВП и 8% всех трудовых ресурсов страны;

                    промышленность: 28,2% от ВВП и 32% занятых;

                    сфера услуг: 68,2% от ВВП и 60% занятых.

      В сфере услуг Италии преобладают  туризм и банковская деятельность. Италию ежегодно посещает свыше 50 млн. туристов, которых привлекают города Рим, Венеция, Флоренция, Милан, многочисленные замки, монастыри, морские и горнолыжные  курорты. 

           

3. Управление экономикой в Республике Казахстан.

 

В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким  был переход от системы планирования к так называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться по порядку. Любые действия целесообразно оценивать с точки зрения задач и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в развитых странах