Государственное регулирование экономики в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:15, аттестационная работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Оглавление

Введение
1. Государство в управлении экономикой.
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику
1.2. Роль государственного регулирования экономики.
1.3. Функции государственного регулирования экономики.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2. Управление экономикой стран на практике. (примеры)
2.1. Экономически эффективное государство.(Американсикий опыт)
2.1.1. Обеспечение национальной экономической безопасности
2.1.2. Правила игры в рыночной среде.
2.1.3. Государственное воздействие - количественные параметры
2.1.4.Особенности модели государственного регулирования экономики в Канаде.
2.2. Французское индикативное планирование.
2.3. Особенности модели государственного регулирования экономики в Швеции
2.4. Особенности модели государственного регулирования экономики вЯпонии
2.5. Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии
2.6. Особенности модели государственного регулирования экономики в Китае
2.7. Особенности модели государственного регулирования экономики в Италии
3. Управление экономикой в Республике Казахстан
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

03 реферат Гос.рег.экон. в зарубеж.стр..doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Стремление  к равенству сильно развито в  Швеции. Лидер социал-демократов Пер  Альбин Хансон в 1928 году выдвинул концепцию  Швеции как «дома народа», где  говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды.

      К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

      Успешное  функционирование экономической системы  зависит от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция – угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики.

      Методы  шведской модели предусматривают активную роль государства с учетом практической целесообразности и реальных возможностей.

      Основы  шведской модели были сформулированы еще в начале 50-х годов в  шведском профсоюзном движении, а  затем стали стержнем экономической политики социал-демократов.

      Активная  политика на рынке труда ориентирована  на сведении к минимуму социальных издержек рыночной экономики. Смысл  состоит в максимальном росте  производства частного сектора и  как можно большем распределении  и перераспределении государством национального дохода через налоговую систему  и государственные расходы для повышения жизненного уровня народа.

      Одной из особенностей шведской модели является, в частности, гибкость антикризисной  государственной политики. Частный  капитал при такой системе как бы освобождается от многих видов «непроизводительных» для него затрат. Государство стимулирует использование большей части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство берет на себя преобладающую часть затрат на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, в определенной степени, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т.п.

      Социальная  политика швеции пронизана идеей  равенства. Так, например, шведская модель отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Приоритетное внимание уделяется поддержанию занятости и переподготовке рабочей силы, широкому профессиональному обучению.

      Существующая  сегодня в Швеции экономическая  система обычно характеризуется  как смешанная экономика. В основе ее лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что  составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою «нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор  расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся.

      Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

      Ведущую роль в производстве товаров и  услуг в Швеции играет частный  сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм.

      Экономика Швеции характеризуется высоким  уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%.

      В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма «Вольво» уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира «Дженерал моторз» (15 млрд.долл. против 102 млрд.долл.). Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

      В экономике Швеции очень высока монополизация  производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («Вольво» и «СААБ-Скания»), черная металлургия («Свенская столь»), электроьехника («Электролюкс», АББ, «Эрикссон»), дереаообрабатывающая и целлюлозно-бумажная («Свенсая целлюлоза», «Стура», «Му ок Думше»» и др.), самолетостроение («СААБ-Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасиа»), производство специальных сталей и инструмента («БАККО», «Авеста»).

      Важнейшая роль государственного сектора  в  Швеции – аккумуляция и перераспределение  значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.      Удельный  вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран одно из первых мест.

      Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире.

      Цель  системы социального обеспечения  в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, рождении ребенка, наступлении старости, при безработице и т.п. Окончательной гарантией, независимо от причины обращения, считается пособие наличными, именуемое общественной помощью.

      Уровень жизни в Швеции считается одним  из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.

      Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.

      Политика  солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение  и систему обширных государственных  услуг. 

2.4 Особенности модели государственного  регулирования экономики в Японии

Особенность государственного регулирования экономики  в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических  планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование в Японии носит индикативный характер. Планы социально-экономического развития не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизирующих звенья структуры экономики на достижении общенациональных целей.      В Японии, начиная с 1956 года, разрабатывались  пятилетние планы. Каждый из этих планов имел определенную целенаправленность.      В Японии ункционируют следующие  органы, которые играют главную роль в разработке общегосударственных планов:   Экономический Совет, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление по науке и технологии.

      Планы-прогнозы дают представление о наиболее вероятных  путях развития национальной экономики:   показывают проблемы с которыми может столкнуться правительство и обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Цель планов-прогнозов   - дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

      Стратегию развития экономики определяют совместно  с Министерством финансов. Министерство финансов контролирует выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

      Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней  торговли и промышленности. Для создания этих планов изучается статистика, спрос, предложение и конкурентоспособность  продукции. Из перечисленных ранее  Министерств исходят идеи и советы, которые никто не обязан выполнять. Но, если предприниматель не воспользуется такими рекомендациями, то может даже разориться. К этим рекомендациям относятся:   динамика спроса, условия конкуренции, состояние технологий и т.д. Опираясь на эти рекомендации каждая корпорация разрабатывает свою стратегию.

      К примеру, Министерство внешней торговли и промышленности Японии в конце 60-х гг. Сделало прогноз о нефтяном кризисе и рекомендовало предпринимателям перейти на производство малолитражных  автомобилей. К совету Министерства прислушались и когда в 1973 году возник энергетический кризис, спрос на малолитражные автомобили резко возрос.

      Японские  частные фирмы при определении  коммерческой и производственной деятельности учитывают общенациональные интересы.

      Правительство концентрирует свои ресурсы в  основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

      Еще одна особенность общегосударственного регулирования Японии состоит в  том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

      Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование, не наносящее вред окружающей среде.

      Основной  источник финансовых ресурсов для технологического обновления   - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. В случае успешной реализации поддержанного проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение.

     Особенностью  Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темпы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). 

 

2.5 Особенности модели государственного  регулирования экономики в Германии

      Историки  и публицисты по праву связывают  экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда – министра эконмики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.

      Он  разработал стройную теорию социальной рыночной экономики. В ней социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место.

            Производство и  жизненный уровень населения  стоят в прямой зависимости от следующих факторов.:

производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта;

увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.

      Чем выше жизненный уровень населения, – заключал Эрхард, - тем лучше  условия для развития экономики.

      Эрхард  убедительно доказал, что плановое хозяйство, установление твердых цен  ведут к разрушению баланса: «предложение – спрос»; товары уходят на черный рынок; конкуренция убивается.

Согласно  прогнозам Людвига Эрхарда, выполнение его программ позволит развиваться  и будет способствовать снижению цен, доходы населения возрастут, что  должно обеспечивать высокую покупательную способность. Лишь когда цены в силу тех или иных причин начнут неоправданно расти, государство может вмешаться, но не путем административного регулирования, а такими рычагами, как пошлины, налоги, кредитная политика.

      В мае 1949 года ХДС выиграл парламентские выборы.

      Аденауэр  стал первым послевоенным канцлером, а  Эрхард – министром экономики  в его правительстве.

      Началась  работа по претворению в жизнь  теории социального рыночного хозяйства.

      Министрество  экономики, применяя экономические  методы, умело направляло инвестиции, развивая основные отрасли промышленности: химические предприятия, металлургические, машиностроительные, электротехнические заводы.

      На  их основе заработали легкая и перерабатывающая промышленность, создавались условия  для средних и малых предприятий. Система налоговых привилегий давала возможность значительную часть прибылей использовать для технического обновления, для внедрения в производство новейших научных достижений.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в развитых странах