Государственное регулирование экономики в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:15, аттестационная работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Оглавление

Введение
1. Государство в управлении экономикой.
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику
1.2. Роль государственного регулирования экономики.
1.3. Функции государственного регулирования экономики.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2. Управление экономикой стран на практике. (примеры)
2.1. Экономически эффективное государство.(Американсикий опыт)
2.1.1. Обеспечение национальной экономической безопасности
2.1.2. Правила игры в рыночной среде.
2.1.3. Государственное воздействие - количественные параметры
2.1.4.Особенности модели государственного регулирования экономики в Канаде.
2.2. Французское индикативное планирование.
2.3. Особенности модели государственного регулирования экономики в Швеции
2.4. Особенности модели государственного регулирования экономики вЯпонии
2.5. Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии
2.6. Особенности модели государственного регулирования экономики в Китае
2.7. Особенности модели государственного регулирования экономики в Италии
3. Управление экономикой в Республике Казахстан
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

03 реферат Гос.рег.экон. в зарубеж.стр..doc

— 235.50 Кб (Скачать)

      До 90-х гг. Государственный сектор занимал ведущие позиции в электроэнергетике, транспорте, связи и выступал крупным производителем широкого ассортимента товаров и услуг. 90-е гг. В экономической жизни Канады характеризовались началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма государственного регулирования. В этот период правительство продало частным инвесторам основную часть крупных государственных предприятий обрабатывающей и нефтегазовой промышленности. Приватизация была осуществлена также в сфере воздушного и железнодорожного транспорта, транспортной инфраструктуры – аэропортов, морских и речных портов, припортовых сооружений и средств связи.

      Рост   экспорта был главной движущей силой деловой активности в Канаде. Экспорт минерального, лесного и сельскохозяйственного сырья традиционно определяет место страны в международном разделении труда. Более 70% объема канадского экспорта приходится на продукцию пяти секторов экономики: лесного комплекса, горнодобывающей и металлургической промышленности, пищевой и сельскохозяйственной отраслей, энергоносителей и автомобилестроения.

      Денежно-кредитная  и валютная политика Канады направлена на укрепление национальной валюты, которое  достигается с помощью контроля за инфляцией и стабилизации обменного  курса канадского доллара. Для этого  Банк Канады устанавливает целевые ориентиры для темпов инфляции на 3-5 лет и осуществляет вмешательство на валютных рынках.

      На  современном этапе основным инструментом денежно-кредитной политики в Канаде является перемещение депозитов, принадлежащих  правительству, из коммерческих банков в Банк Канады.

      В целом в последние годы в канадской  промышленности шел процесс интенсивного обновления производственных фондов.

В заключении можно сказать, если экономическая политика государства создает благоприятные условия для раскрытия всех факторов экономического роста, то такое государство само выступает  одним из решающих элементов национальной экономики. В этой связи логичен вывод о том, что чем стабильнее экономический рост, тем эффективнее выполняет свою экономическую роль государство. 
 

 

2.2. Французское индикативное планирование.

 

Не может не привлекать внимания  практика ряда стран с развитой рыночной экономикой, где индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств макрорегулирования. Среди этих стран выделим Францию, ибо французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макрорегулирования в Великобритании и Германии.

Система индикативного планирования опирается на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве (такое положение сохранилось и поныне, о чем свидетельствуют данные табл.1).

 

 

 

 

Табл.1 Доля государственного сектора в экономике стран ЕС в 1990г.,в%.

       Страны

В числ. занятых

  В ВВП

   В капиталовлож.

В среднем по странам

Германия

      10,1

   11,1

        16,8

           12,6

Италия

      15,0

    20,0

         26,0

            20,3

Великобритания

       9,0

   12,0

        17,0

           12,7

Франция

      17,6

   19,5

         34,9

            24,0

Испания

       6,0

   14,0

         21,0

            13,6

Голландия

       6,3

   11,0

         7,0

             8,1

Бельгия

       11,0

    8,3

         14,0

             11,1

Люксембург

       5,0

    3,5

          4,0

             4,2

Португалия

       12,1

    21,0

          35,0     

              22,7

Греция

       10,0

    19,0

          40,6

              23,2

Дания

       8,2

     6,0

          20,0

              11,4

Ирландия

       10,5

     14,7

          20,7

              15,3

 

 

Уже в конце 40х гг. нашего века во Франции была разработана и начала реализовываться уникальная «демократическая система планирования», позволяющая органам гос.управления регулировать хозяйственные пропорции таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов». Планирование, утверждающееся «снизу», базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.

Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор небезосновательно считается одной из наиболее существенных среди промышленно развитых стран мира. Индикативное планирование остается элементом государственного управления и регулирования французской экономики. Есть сведения об 11 разрабатывавшихся среднесрочных индикативных планах, охвативших все национальное хозяйство Франции (табл.2).

Табл.2. Хронология разработки индикативных планов во Франции.

Номер плана

              Период охвата, годы

                              1

                    1947-53      

                              2

                        54-57

                              3

                        57-61

                              4

                        62-65

                              5

                        66-70

                              6

                        70-75

                              7

                        76-81

                              8

                        81-85

                 Промежуточный    

                        82-83

                              9

                        84-89

                             10 

                        89-92

                             11

                        93-97

Планы составлялись, как правило, на пятилетия, в них фиксировались общие черты желаемого экономического и социального развития. При этом решающую роль играет не сам план, а процесс (процедура) его составления. В результате этого процесса происходит обмен информацией и достигается консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления.

Главное содержание плана составляло определение «актов государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные мероприятия. Иными словами, французское индикативное планирование четко ориентировано на инвестиционную деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: с его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный  план принимается и утверждается Парламентом Франции.

Самим планированием занимается Комитет по модернизации, куда входят работники министерств и органов местной власти, представители промышленников и профсоюзов, ученые и специалисты (всего около 5 т. ч.). Существенными распорядительными полномочиями располагает такой орган французской системы планирования, как Фонд экономического и социального развития, финансируемый из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование, включаемое в индикативный план. Эффективность системы планирования можно оценить по двум линиям. Во – первых, сравнивая плановые показатели с фактически достигнутыми. Во – вторых, - осуществляя международные сопоставления (были ли достигнуты большие темпы экономического роста и более рациональное использование ресурсов и т. п.).

К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции. Причина видится в том, что в условиях новых технологий экономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономика усложнилась настолько, что перестала быть «прозрачной» для централизованного управления.

В целом же французская модель «планируемого капитализма» заслуживает положительной оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста: в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 – 3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%.

В результате Франция сегодня находится в числе ведущих индустриальных держав, лидирующих по производству ВВП и уровню промышленного технологического развития.

 

 

2.3 Особенности модели государственного  регулирования экономики в Швеции.

      Термин  «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государства. Этот термин появился еще в конце 60-х гг., когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

      Экономисты  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения  и государственное регулирование, преобладающую частную собственность  в сфере производства.

      Шведская  модель исходит из того, что в политике явно выделяются две доминирующие цели: 1) полная занятость и 2) выравнивание доходов. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом – активный ее сторонник.

      В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства  составляет 92%, в том числе в  здравоохранении – 92%, в образовании  и НИОКР – 88,7%, социальном страховании  – 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг.

      Политика  солидарности в области заработной платы предусматривала снижение уровня дифференциации ставок зарплаты через преимущественное повышение  их для низкооплачиваемых работников.

      Из  всех западных национальных вариантов социальной политики шведский вариант в наибольшей мере характеризуется универсальностью и всеобщностью социального обеспечения и страхования. Он наиболее отвечает понятию  «государство всеобщего благосостояния», что заключается во внерыночном характере предоставления социальных услуг. Здесь нет непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на ее обретение. Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП – против менее его трети в среднем для Западной европы и четверти для всех развитых стран.

      Благосостояние  практически всех шведов в той  или иной степени зависит от государства, даже если не принимать во внимание его как относительно самого крупного работодателя. Швеция резко выделяется высокой долей государственных трансфертов населению в его совокупных денежных доходах – ¼ - среди преобладающего большинства западных стран, для которых эта величина равна в среднем 15-16%.

      По  удельному весу ассигнований государства  на образование и здравоохранение в ВВП Швеции превосходит западноевропейские страны в целом в два, а все развитые – в 1,5 раза.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в развитых странах