Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.docx

— 117.42 Кб (Скачать)

Таким образом, в настоящее  время названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и  рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в  пределах своей предметной компетенции  и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции  либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что в России не было соблюдено  в должной мере главное из названных  выше условий необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом  РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее  время. При отсутствии же объявленных  и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры»  с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.

Особое значение для  иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться  на законодательство страны, в которую  осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной  мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные  акты, часто вступают в силу без  должной огласки. Поэтому нередко  даже специалисты не имеют возможности  своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется  и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной  деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться  в соответствии с изменившимися  правовыми условиями. Во многих случаях  юридические нормы имеют обратную силу.9

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных  актов - указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми.

Многими законами РФ в  недостаточной степени учитываются  экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они  поддерживают интересы только отдельных  экономических групп.

Не менее важным, чем  принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных  правовых норм. К сожалению, сложившаяся  в РФ административная практика не способствует установлению отношений  сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных  инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать  принятие закона о регулировании  административной деятельности, в котором  должны содержаться положения об административной соразмерности при  рассмотрении вопросов, по которым  законодательство не обеспечивает полного  регулирования, а также об ответственности  государства за нарушение его  структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в  этом случае ответственность побудит  исполнителей к строго правовым действиям.

Препятствием на пути капиталов в Россию является также  недостаточная защищенность инвестора  от экономических преступлений и  коррупции.

Таким образом, можно отметить, что Россия, с множеством недостатков и проблем в инвестиционной сфере, имеет шанс занять достойное место в мировом сообществе при условии грамотного подхода правительства к этой проблеме.

Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных  условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного  климата является одной из узловых.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных  условиях обусловлены отсутствием  четко разработанной системы  принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное  взаимодействие всех уровней, начиная  от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность  и социальная, экологическая и  экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов  власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными  принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие:10

1) государственная инвестиционная  политика должна обеспечивать  единство инвестиционного пространства  на всей территории России, то  есть обеспечивать свободное  перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных  услуг. Она должна создавать  единство условий экономического  и правового регулирования инвестиционной  деятельности, ее информационного  обеспечения;

2) на федеральном уровне  целесообразно разработать и  реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных  и долгосрочных программ, органической  частью которых должен стать  региональный разрез, согласованный  с субъектами Федерации;

3) необходимо устранить  многоканальность и частичное  дублирование одинаковых по назначению  потоков государственных финансов  путем совершенствования их региональной  привязки. Важную роль в управлении  потоками играет стабильное и  полное разграничение пропорций,  закрепление каждого вида налоговых  бюджетных доходов за федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации как экономической  основы региональной инвестиционной  политики этих субъектов;

4) наделение органов  государственной власти субъектов  Федерации широкими полномочиями  по экономическому, в первую очередь  налоговому регулированию, стимулирующему  инвестиционную деятельность;

5) разработка и применение  единых общероссийских нормативно-законодательных  основ залогового права, предусматривающих,  в частности, страхование инвестиций  от некоммерческих рисков имуществом  субъектов Федерации по их  усмотрению.

Следует отметить, что  современная российская деловая  среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.11

В наше время важна  необходимость инвестиций в науку. Несмотря на это, в России только 1% крупных  компаний готовы вкладывать свои ресурсы  в научные разработки. В кризис финансирование исследований сокращается, а пропасть между наукой и бизнесом увеличивается.

Большая часть научных  разработок, которые успешно сейчас внедряются в России, кем-то уже придуманы  и продаются. Например, робот на выставке в Москве в Японии никого уже не удивит. Но инновации – это не обязательно прорыв, скорее необходимые  наукоемкие технологии.

У российского рынка  своя специфика: инвесторы идут по уже  изведанным тропкам. Рисковать своим  капиталом готовы единицы. Ученые, которые  занимаются фундаментальной наукой в госучреждениях и институтах, коммерсантам не интересны. Они о партнерстве  разговаривают с теми, кто уже  наладил производство и хочет  его развить.

Проект должен быть не просто готов, но и возможная прибыль  по нему должна быть не ниже 20%, тогда  бизнес заинтересуется. При этом структура  инвестиций тоже весьма предсказуема. Самые инновационные отрасли  в России – космос, авиация и  телекоммуникации. Следом идут биотехнологии, военные разработки и энергетика. Но даже в высокотехнологичных отраслях доля таких проектов не превышает 14%.

Казалось бы, в кризис активы дешевые, самое время рискнуть. Но в инновационную сферу России пока не готовы войти ни национальные, ни западные инвесторы. Впрочем, ученые любят повторять: наука делается не для того, чтобы каждый ее результат  оказывался в реальной жизни.

При нынешнем состоянии  российской финансовой системы в  качестве ведущего механизма обеспечения  подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему  государственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные  банки и фондовый рынок, могут  работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с  учетом неразвитости коммерческих банков и фондового рынка, в ближайшие 5–10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности.

Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного  механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентрировать  инвестиции в перспективных направлениях развития экономики и функции  поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства  социально значимых отраслей и секторов хозяйства. Достигается это сочетание  соответствующей конструкцией системы  государственных институтов развития, состоящей из Российского банка  развития, реализующего задачу привлечения  инвестиций в освоение перспективных  направлений роста специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание  необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки  необходимы: для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной  стоимостью; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного  строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, затрудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях.

Формально некоторые  из этих банков – Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк – созданы, но ни один из них как институт развития так и не заработал. Для этого  они должны быть встроены в соответствующую  систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, обеспечивающие их реализацию гибкие технологии денежного предложения  и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых  кредитов.

Сложившаяся на сегодняшний  день в России структура распределения  сбережений позволяет реализовать  оба известных из международного опыта механизма финансирования институтов развития: как основанного  на сбережениях, так и использующего  механизмы рефинансирования Центрального банка. Формирование первого из них  предусматривает привлечение кредитных  ресурсов Сберегательного банка  на депозиты в банки развития и  их размещение в инвестиционных проектах, реализующих приоритетные направления  развития экономики. Создание второго  механизма - кредитование банков развития через централизованные процедуры  денежного предложения - не означает, разумеется, восстановления административной технологии распределения капитальных  вложений. Централизованная процедура  регулирования кредитной эмиссии  или размещения организованных под  контролем государства сбережений ограничивается установлением пропорций  распределения общих инвестиционных ресурсов государственной финансовой системы между банками развития в соответствии с приоритетами экономического роста и целями поддержания инвестиционной активности. Принятие же собственно инвестиционных решений обеспечивается банками  развития самостоятельно с соблюдением всех рыночных критериев окупаемости и надежности соответствующих инвестиционных проектов.

Необходима активизация  инвестиционной составляющей бюджетной  политики, включающая:

  • восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития;
  • формирование государственной инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
  • проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с признанием недействительными сделок, по которым обязательства не выполнены;
  • прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства, предоставление государственных гарантий только при условии наполнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечественного оборудования.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности