Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.docx

— 117.42 Кб (Скачать)

В последнее время  проблема создания эффективной системы  управления инвестиционной деятельностью  на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела  большую актуальность, в связи  с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике.

Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями  экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и  сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне. На рис. 3 показан график динамики вложения инвестиций по отраслям экономики.

Расчеты показывают, что  взятие «инвестиционного барьера» потребует  поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые  темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. – 4-5% в год, в 2016-2020 гг. –  более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику  России не должна быть ниже 6-7% в год  на протяжении всего прогнозного  периода.

Рис. 3. Инфраструктурные инвестиции по отраслям.

В электроэнергетике  при сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к  концу текущего десятилетия.

Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым  увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. По данным Института энергетических исследований РАН, до 2010 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. – 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2006-2010 гг. – в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. – в 2,2 раза.

На транспорте потребность  в увеличении инвестиций определяется необходимостью:

- достройки федеральной  опорной транспортной сети (без  учета строительства международных  транспортных коридоров);

- развития нефтепроводной  инфраструктуры, в том числе на  востоке страны;

- развития газотранспортной  системы, включая строительство  в 2006-2020 гг. более 23 тыс. км новых  магистральных газопроводов, из  них свыше 7 тыс. км — в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (2001-2005 гг. – 4,8 тыс. км);

- замещения основных  фондов, характеризующихся высокой степенью износа – более 60% (2004 г.), а по транспортным средствам – более 70%.

Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению с  предыдущим пятилетием): в 2006-2010 гг. –  в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.

В нефтегазовом комплексе  освоение новых месторождений в  северной и восточной частях страны, а также компенсация ухудшающихся условий добычи в традиционных районах  только для поддержания достигнутого уровня добычи углеводородов потребуют  наращивания капиталовложений: в 2006-2010 гг. – в 1,3 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза.5

Иностранные инвестиции поступают в Россию в виде долгосрочных капиталовложений, осуществляемые зарубежными  собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли  экономики нашей страны. В настоящее  время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим  потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным  инвестиционным климатом в стране в  целом и по отношению к иностранным  инвестициям в особенности. Неблагоприятный  инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных  средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение  и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.

Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных  инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников  (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.

Итоги 2008 года показывают, что иностранные инвестиции по-прежнему сконцентрированы в промышленности и сфере торговли. В промышленности иностранные инвесторы в большей  степени проявляли интерес к  обрабатывающим отраслям. Кипр, Великобритания и Нидерланды – вот география  самых значительных объемов инвестиций в РФ. Эти страны обеспечили почти  половину всех иностранных вложений в российскую экономику в прошлом  году. Из таблицы видно, каким отраслям производства отдают большее предпочтение иностранные инвесторы.

Отраслевая  структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 1 квартале 2007-2009 гг.6

Таблица №2

Показатели

В млн. долл.

В % к итогу

Изменение в % к соотв. периоду предыдущего  года

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

Промышленность

11899

8443

6297

48,8

48,9

32,8

в 2,3 р.

71,0

74,6

Строительство

272

474

176

1,1

2,7

1,5

в 10,9 р.

171,3

37,1

Транспорт и связь

2740

361

1276

11,1

2,1

10,6

в 3,9 р.

13,2

В 3,5 р.

Оптовая и розничная торговля

7895

5473

2605

32,1

31,7

21,7

в 4,8 р.

69,3

17,6

Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг

891

1779

1124

3,6

10,3

9,3

в 2,1 р.

199,7

63,2

Финансовая  деятельность

821

513

332

3,3

3,0

2,8

119,2

62,5

64,7

Прочие  отрасли

106

210

221

0,4

1,3

1,8

13,4

198,1

103,2


 

Так, по итогам 2008 года всего  поступило 103,8 млрд. долл. иностранных инвестиций (что на 14,2% ниже аналогичного показателя за 2007 г.). Уровень притока иностранных инвестиций в процентах от ВВП снизился с 9,3% (в 2007 г.) до 6,2% (в 2008 г.). Между тем объем прямых вложений в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился незначительно (на 2,8%). Наибольшее снижение (66,3%) было отмечено в сегменте портфельных инвестиций. В структуре иностранных инвестиций в промышленность в прошлом году отмечено снижение на 28,7% вложений в добычу полезных ископаемых. Иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли выросли на 6,2%. В "обработке" выросли на 36,7% инвестиции в пищевую промышленность, на 53,8% - в химическое производство. Иностранные вложения в металлургию в 2008-м по сравнению с предыдущим годом снизились на 4,8% и составили 14,5 млрд. долл.

Сравним с результатами в 2009 году. В экономику России в  первом полугодии 2009 года поступило 32,2 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше прошлогоднего показателя. В первом квартале года в страну было инвестировано 12 млрд. долларов (снижение на 30,3%), во втором - 20,2 млрд. долларов (минус 31,2%), сообщает Росстат.

По состоянию на конец  сентября 2009г. накопленный иностранный  капитал в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном  капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).

Основными странами-инвесторами  в январе-сентябре 2009г. стали Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное  Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных  инвестиций, 73,0% общего объема накопленных  прямых иностранных инвестиций. На рис. 4 показано процентное соотношение объема накопленных иностранных инвестиций различных стран.7

Рис.4. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России за 2009 год

Тем не менее, интерес  все равно присутствует. В ожидании улучшения инвестиционного климата, потенциальные инвесторы приезжают  на уже действующие предприятия. Реальных инвестиций не предлагают, но предлагают участие в проработке маркетинговой политики и реализации готовой продукции, если предприятия  самостоятельно найдут инвестиции для  создания нового или расширения уже  существующего производства.

В январе-сентябре 2009г. в  экономику России поступило 54,7 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше).8

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд.долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше).

Наибольший интерес у  инвесторов сейчас вызывает электроэнергетика. О намерении вложиться в бумаги отрасли заявили 59,17% участников опроса, в то время как закрыть свои позиции в сегменте готовы только 7,21% трейдеров. Близкие результаты продемонстрировала также добыча газа. Купить бумаги относящихся  к ней компаний в 2010 году намерены 51,31% инвесторов. Кроме того, стоит  отметить высокий интерес к телекоммуникациям (46,43%), нефтедобыче (44,91%) и металлургии (41,48%).

Среди аутсайдеров рыночного  спроса в текущем году имеет все  шансы оказаться автопром. Купить бумаги отрасли планируют лишь 11,21% инвесторов, а на их продажу ориентирована  в 2,5 раза большая аудитория (28,46%). Кроме  того, инвесторы демонстрируют достаточно осторожное отношение к машиностроению в целом — лишь 14,85% участников опроса сейчас готовы вложиться в  бумаги отрасли. Достаточно противоречивое отношение сформировалось к строительным и девелоперским компаниям —  примерно равные доли инвесторов готовы покупать (21,54%) и продавать (21,25%) их ценные бумаги.

Впрочем, наименьшее доверие  у участников российских биржевых торгов вызывают различные виды альтернативных вложений. Так, лишь 6,84% респондентов считают  привлекательными инструменты индустрии  коллективных инвестиций, 16,38% инвесторов готовы напрямую вкладываться в недвижимость и 19,43% опрошенных предполагают включить в свои инвестиционные портфели металлы.

В целом, общий настрой  частных инвесторов сейчас более  оптимистичен, чем год назад. Тогда  о продаже своих ценных бумаг  думали 17,63% инвесторов, тогда как  сейчас — 13,01%. При этом на покупку  акций в 2010 году нацелены 30,11% трейдеров, что примерно на 2% выше показателя годичной давности. Правда, преобладающей тенденцией остаётся неопределённость — 56,88% не смогли озвучить свои планы на ближайшие 12 месяцев, год назад такую позицию выбрали 54,22% респондентов.

Таким образом, необходимо совершенствовать инвестиционную политику России, так  как положительные стороны иностранных  инвестиций значительно превосходят  отрицательные.

 

  1. Перспективные механизмы и инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования  инвестиционной деятельности свидетельствует  о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно  подчеркнуть, что законодательные  неточности при осуществлении инвестиционного  процесса не только снижают эффективность  инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления  инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения  государственных инвестиций и государственных  капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного  развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений  и пропорций распределения бюджетных  средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение  с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования  инвестиционного потенциала.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности