Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике.
Как отмечают аналитики, 
характерной особенностью предстоящего 
15-летия должно стать формирование 
«инвестиционного барьера» в инфраструктурных 
отраслях (электроэнергетика, транспорт) 
и нефтегазовом комплексе. Речь идет 
о всплеске поддерживающих инвестиций, 
обеспечивающих: устойчивое функционирование 
инфраструктурных отраслей в соответствии 
с перспективными потребностями 
экономики и компенсацию 
Расчеты показывают, что взятие «инвестиционного барьера» потребует поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. – 4-5% в год, в 2016-2020 гг. – более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода.
Рис. 3. Инфраструктурные инвестиции по отраслям.
В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к концу текущего десятилетия.
Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. По данным Института энергетических исследований РАН, до 2010 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. – 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2006-2010 гг. – в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. – в 2,2 раза.
На транспорте потребность в увеличении инвестиций определяется необходимостью:
- достройки федеральной 
опорной транспортной сети (без 
учета строительства 
- развития нефтепроводной инфраструктуры, в том числе на востоке страны;
- развития газотранспортной 
системы, включая 
- замещения основных фондов, характеризующихся высокой степенью износа – более 60% (2004 г.), а по транспортным средствам – более 70%.
Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению с предыдущим пятилетием): в 2006-2010 гг. – в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.
В нефтегазовом комплексе 
освоение новых месторождений в 
северной и восточной частях страны, 
а также компенсация 
Иностранные инвестиции 
поступают в Россию в виде долгосрочных 
капиталовложений, осуществляемые зарубежными 
собственниками в промышленность, сельское 
хозяйство, транспорт и другие отрасли 
экономики нашей страны. В настоящее 
время в России происходит увеличение 
притока иностранных 
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
Итоги 2008 года показывают, 
что иностранные инвестиции по-прежнему 
сконцентрированы в промышленности 
и сфере торговли. В промышленности 
иностранные инвесторы в 
Отраслевая 
структура иностранных 
Таблица №2
| Показатели | В млн. долл. | В % к итогу | Изменение в % к соотв. периоду предыдущего года | ||||||
| 2007 | 2008 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 | |
| Промышленность | 11899 | 8443 | 6297 | 48,8 | 48,9 | 32,8 | в 2,3 р. | 71,0 | 74,6 | 
| Строительство | 272 | 474 | 176 | 1,1 | 2,7 | 1,5 | в 10,9 р. | 171,3 | 37,1 | 
| Транспорт и связь | 2740 | 361 | 1276 | 11,1 | 2,1 | 10,6 | в 3,9 р. | 13,2 | В 3,5 р. | 
| Оптовая и розничная торговля | 7895 | 5473 | 2605 | 32,1 | 31,7 | 21,7 | в 4,8 р. | 69,3 | 17,6 | 
| Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 891 | 1779 | 1124 | 3,6 | 10,3 | 9,3 | в 2,1 р. | 199,7 | 63,2 | 
| Финансовая деятельность | 821 | 513 | 332 | 3,3 | 3,0 | 2,8 | 119,2 | 62,5 | 64,7 | 
| Прочие отрасли | 106 | 210 | 221 | 0,4 | 1,3 | 1,8 | 13,4 | 198,1 | 103,2 | 
Так, по итогам 2008 года всего поступило 103,8 млрд. долл. иностранных инвестиций (что на 14,2% ниже аналогичного показателя за 2007 г.). Уровень притока иностранных инвестиций в процентах от ВВП снизился с 9,3% (в 2007 г.) до 6,2% (в 2008 г.). Между тем объем прямых вложений в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился незначительно (на 2,8%). Наибольшее снижение (66,3%) было отмечено в сегменте портфельных инвестиций. В структуре иностранных инвестиций в промышленность в прошлом году отмечено снижение на 28,7% вложений в добычу полезных ископаемых. Иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли выросли на 6,2%. В "обработке" выросли на 36,7% инвестиции в пищевую промышленность, на 53,8% - в химическое производство. Иностранные вложения в металлургию в 2008-м по сравнению с предыдущим годом снизились на 4,8% и составили 14,5 млрд. долл.
Сравним с результатами в 2009 году. В экономику России в первом полугодии 2009 года поступило 32,2 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше прошлогоднего показателя. В первом квартале года в страну было инвестировано 12 млрд. долларов (снижение на 30,3%), во втором - 20,2 млрд. долларов (минус 31,2%), сообщает Росстат.
По состоянию на конец сентября 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).
Основными странами-инвесторами в январе-сентябре 2009г. стали Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. На рис. 4 показано процентное соотношение объема накопленных иностранных инвестиций различных стран.7
Рис.4. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России за 2009 год
Тем не менее, интерес 
все равно присутствует. В ожидании 
улучшения инвестиционного 
В январе-сентябре 2009г. в экономику России поступило 54,7 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше).8
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд.долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше).
Наибольший интерес у 
инвесторов сейчас вызывает электроэнергетика. 
О намерении вложиться в бумаги 
отрасли заявили 59,17% участников опроса, 
в то время как закрыть свои 
позиции в сегменте готовы только 
7,21% трейдеров. Близкие результаты продемонстрировала 
также добыча газа. Купить бумаги относящихся 
к ней компаний в 2010 году намерены 
51,31% инвесторов. Кроме того, стоит 
отметить высокий интерес к 
Среди аутсайдеров рыночного 
спроса в текущем году имеет все 
шансы оказаться автопром. Купить 
бумаги отрасли планируют лишь 11,21% 
инвесторов, а на их продажу ориентирована 
в 2,5 раза большая аудитория (28,46%). Кроме 
того, инвесторы демонстрируют 
Впрочем, наименьшее доверие у участников российских биржевых торгов вызывают различные виды альтернативных вложений. Так, лишь 6,84% респондентов считают привлекательными инструменты индустрии коллективных инвестиций, 16,38% инвесторов готовы напрямую вкладываться в недвижимость и 19,43% опрошенных предполагают включить в свои инвестиционные портфели металлы.
В целом, общий настрой частных инвесторов сейчас более оптимистичен, чем год назад. Тогда о продаже своих ценных бумаг думали 17,63% инвесторов, тогда как сейчас — 13,01%. При этом на покупку акций в 2010 году нацелены 30,11% трейдеров, что примерно на 2% выше показателя годичной давности. Правда, преобладающей тенденцией остаётся неопределённость — 56,88% не смогли озвучить свои планы на ближайшие 12 месяцев, год назад такую позицию выбрали 54,22% респондентов.
Таким образом, необходимо совершенствовать 
инвестиционную политику России, так 
как положительные стороны 
 
В условиях реформирования 
экономики определяющая роль в данном 
процессе принадлежит государственному 
регулированию инвестиционной сферы. 
Однако анализ законодательного регулирования 
инвестиционной деятельности свидетельствует 
о наличии определенных правовых 
и нормативных пробелов. Важно 
подчеркнуть, что законодательные 
неточности при осуществлении 
Для успешного развития 
инвестиционной сферы необходимо формирование 
четкой стратегии инвестиционного 
развития региона на долгосрочную перспективу. 
Отсутствие такой стратегии приводит 
к тому, что руководящие органы 
при определении направлений 
и пропорций распределения 
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности