Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.docx

— 117.42 Кб (Скачать)

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных  целей и задач, обоснование  принципов и приоритетов государственного  регулирования инвестиций;

2) определение основных  источников и резервов долговременных вложений;

3) обоснование направлений  и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск  специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая  тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

Государство гарантирует  всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

  1. обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной  
    деятельности;
  2. гласность при обсуждении инвестиционных проектов;
  3. право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  4. стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;
  5. защиту капитальных вложений.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ.

Органы государственной  власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие  два метода:2

  1. Косвенное регулирование.
  2. Прямое регулирование.

При косвенном регулировании  инвестиционной деятельности органы государственной  власти создают благоприятные условия  для развития инвестиционной деятельности следующими формами и методами:

    • совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
    • установление для инвесторов специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;
    • защита интересов инвесторов;
    • предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
    • расширение использования средств населения и иных источников финансирования;
    • создание сети информационных центров, для регулярного проведения рейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
    • принятие антимонопольных мер;
    • возможность использования залогов при осуществлении кредитования;
    • развитие финансового лизинга в РФ;
    • проведение переоценки основных фондов с темпами развития инфляции;

Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности осуществляется путем:

    • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
    • формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;
    • размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной основе с уплатой процентов за пользование ими;
    • проведение экспертизы инвестиционных проектов;
    • защита организаций от поставок устаревших, материалоемких, энергоемких, наукоемких технологий, оборудования и материалов;
    • разработка и утверждение стандартов и осуществление контроля за их соблюдением;
    • выпуск облигационных займов;
    • вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных объектов.

Таким образом, прямое участие  государства в инвестиционной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджете и за счет бюджетов субъектов  РФ. Государство напрямую участвует  в инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности может  осуществляться с помощью иных методов  и форм, не противоречащих законодательству РФ.

Также государство регулирует инвестиционную деятельность в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в данной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством  РФ.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, до их утверждения подлежат обязательной государственной экспертизе. Порядок поведения государственной  экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ.

 

2. Россия в мировом  инвестиционном процессе.

Одним из важнейших условий  обеспечения экономического роста  служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически  нацеленная на поддержание экономической  и политической стабильности в долгосрочной перспективе.

Инвестиции в России происходят за счет внутреннего и  внешнего притока средств. На уровень  внутреннего притока оказывают  влияние коммерческая прибыль, амортизационные  отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные  средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают  иностранные инвестиции в России.

Общие инвестиции в России в 2009 году показали явную тенденцию к снижению. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта – импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2008г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и на банковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие от региональных банков, многие из которых лишились лицензий.3

Снижение темпов и  объемов производства и увеличение импорта наблюдается также в  других отраслях. Повсеместная отрицательная  динамика, прежде всего, связана с  низким технологическим уровнем  производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается  процентная кредитная ставка, а также  катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.

Успешное развитие российской экономики невозможно без решения  целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и  инструментального характера, что  и является приоритетной задачей  современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Планы правительства  России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим  кризисом, и в начале 2009 г. падение промышленного производства продолжилось - на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

Таблица 1

Структура инвестиций в нефинансовые активы (млрд. руб.)4

                   

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 

Инвестиции в нефинансовые активы, в том числе:

1071,2

1347,6

1476,3

1845,3

2267,0

2945,7

3858,6

5281,5

6799,7

6117,4

 

основной капитал

1053,7

1335,9

1455,7

1824,9

2246,8

2893,2

3809,0

5217,2

6710,3

6040,8

 

нематериальные активы

15,9

9,0

7,6

9,1

10,0

24,4

20,7

28,1

30,7

23,6

 

другие нефинансовые активы

1,6

2,7

13,0

11,3

10,2

19,4

16,5

20,5

36,9

32,5

 

затраты на НИОКР

-

-

     

8,7

12,4

15,7

21,8

20,5

 

 

Данные таблицы показывают, что наибольшее количество инвестиций в 2000-2009 годах было в основной капитал. В 2009 году инвестиции в нефинансовые активы сократились на 682,3 млрд. руб. По данным Росстата, в РФ объем инвестиций в основной капитал в 2008 году вырос на 9,1% и составил 8,607 триллиона рублей. В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года объем инвестиций снизился на 2,3%, по сравнению ноябрем 2008 года - вырос на 57,4% и составил 1,33 триллиона рублей.

Инвестиции в нематериальные активы направляются на приобретение  патентов, лицензий,  авторских прав, торговых марок, товарных знаков, ноу-хау. В 2009 году по сравнению с 2008 годом они сократились и составили всего 23,6 млрд. руб.

 

 

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал

Согласно данным Росстата (см. рис.2), рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2009 г. по сравнению с 21,1% в 2008 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2008 года на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, было обусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2008 г. до 1.9% в третьем квартале 2009 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения.

Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом году сохранились в  области положительных значений (в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределении  электроэнергии, газа и воды - 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные  инвестиционные планы на ближайшие  годы сохраняют энергетики. В феврале  правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики  на 2010 год и даже на период 2011 и 2012 годов. По мнению кабинета министров, эти  программы сформированы "исходя из необходимости обеспечения надежного  и бесперебойного электроснабжения экономики и населения страны и соответствуют решениям, принятым в уточненном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год". Напомним, правительством РФ были одобрены (в основном перечне) важнейшие  объекты электроэнергетики, финансирование которых в 20010 году будет происходить  в том числе с использованием целевых инвестиционных средств. Минрегиону, Минфину, минэкономразвития и Минэнерго было поручено обеспечить дополнительное финансирование в 2010 году объектов энергоснабжения саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (в объеме 1903,6 млн. руб.).

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности