Государственное финансовое регулирование инвестиций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 03:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы  раскрыть понятие, сущность и виды инвестиций и рассмотреть роль государства в регулировании инвестиций. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия инвестиции, их виды; рассмотреть источники финансирования капитальных финансовых вложений; изучить роль государственного регулирования и его возможности; провести анализ сложившегося инвестиционного климата в России; определить состояние правового регулирования инвестиционной деятельности в России и перспективы его развития.

Оглавление

Введение……….………………….………………………………….…………..3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций…...4
1.1 Понятие и виды инвестиций……………….………………………….…4
1.2 Источники финансирования капитальных вложений………………….6
1.3 Роль государства в активизации инвестиционных процессов…………9
2 Инвестиционная политика России …..………….…………..……….……..14
2.1 Инвестиционный климат и инвестиции в России.……..……….….….14
2.2 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России:
состояние и перспективы развития………….………………...……...……24
Заключение……………………………………...………………………..….…31
Список использованной литературы……………………………………...…..32
Приложение А……………………………………………………………..…...34

Файлы: 1 файл

Государственное финансовое регулирование инвестиций в России 2007 отредактированный.docx

— 95.94 Кб (Скачать)

 

Рассматривая направленные из России инвестиции за рубеж (Диаграмма 1), можно сказать, что лидером по привлечению российских инвестиций в 2013 году стали Виргинские острова - 61,1 млрд. долларов. Следует отметить, что на протяжении трех лет значительная сумма инвестиций направляется в Швейцарию. Стабильно вкладываются деньги в экономику Кипра и Австрии.

 

Диаграмма 1 - Инвестиции из России по странам за 2011/13 годы

В середине 2013 года произошел спад инвестиций, связанный с окончанием масштабных строек и крупных инвестпроектов. Рост инвестиций наблюдается лишь в сфере добычи несырьевых полезных ископаемых, организации отдыха и торговле. К сожалению, общая ситуация с количеством, а самое главное и с качеством, привлеченных в Россию инвестиций складывается неутешительная.

Существует несколько факторов, почему инвесторы не хотят вкладывать деньги в Россию.

Самый важный - это высокий уровень коррупции. График нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере за последние годы выглядит устрашающе (График 1).

 

График 1 - Выявленные нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере в 2000-2013 годах, млрд. рублей.

 

Только по официальным данным размер нецелевого использования бюджетных средств в 2013 году в три раза превысил тот же показатель 2001 года. Другими словами, за первые 10 лет XXI века нецелевое использование денежных средств в России возросло в три раза. Стоит упомянуть период «предолимпийский», как период со значительным уровнем коррупции. Миллиарды рублей ежегодно «вымываются» из российской экономики, оседая на частных счетах зарубежных банков. О каком привлекательном инвестиционном климате может идти речь в ситуации, когда без серьезных взяток в России не делается вообще ничего?

Вторым фактором является сложность открытия и ведения собственного бизнеса. В ежегодном рейтинге по благоприятным условиям ведения бизнеса Doing Business, который составляется Всемирным банком и IFC, за 2013 год Россия поднялась со 112 на 93 место. Стремительный скачок нашей страны сразу на 19 пунктов позволил России войти в тройку лидеров по темпам улучшения деловой среды. Причем, нашими ближайшими «соседями» по рейтингу оказались Барбадос и Сербия.

Исследование Всемирного банка включает в себя оценку страны по 10 показателям: регистрация предприятия, получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвестора, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности. По трем параметрам, таким как защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности и кредитование в 2013 году Россия показала худшие результаты, чем годом ранее. В любом случае, 93-е место - это по-прежнему очень далеко от приоритетных стран для инвестирования. Однако, оценку Всемирного банка вряд ли можно назвать объективной, ведь данное исследование проводится лишь в столицах, то есть в Москве. Разница же в доходах Москвы и, например, Ингушетии составляет 40 раз.

Эксперты Всемирного банка подчеркивают высокую бюрократизацию всех важных процедур в бизнес-сфере. Так, например, для строительства здания в России необходимо собрать более 50 документов, к примеру, в Сингапуре разрешительных «бумажек» понадобится всего 11. Для улучшения ситуации нужно, как минимум, уменьшить время регистрации форм и разрешить осуществлять операции через Интернет.

Следующим фактором непривлекательности России для инвестирования является противоречивость и количество законодательных актов. Запутанность отечественной законодательной базы известна далеко за пределами нашей страны. Рассмотрим  Конституцию, как самый важный документ любого государства, в России она содержит 137 статей, а в США всего 7 статей и 27 поправок.

Четвертый фактор - это высокий уровень экономической преступности. Согласно Всемирному обзору экономических преступлений за 2011/13 годы мошенничество остается одной из наиболее серьезных угроз для компаний в России и во всем мире. В России 60% компаний заявили о том, что за последние два года они стали жертвами экономических преступлений, что значительно превышает аналогичный показатель по всему миру, а именно, 37%.

Основным видом экономических преступлений (Диаграмма 2) остается незаконное присвоение имущества, которое в 2011 году составило 72%, а в 2013 году 69 % причем, как в России, так и по всему миру. При этом стоит отметить, что ситуация со взяточничеством и коррупцией выглядит совершенно иначе: за последние два года с этой проблемой в России столкнулись 40 % респондентов в 2011 и 58% в 2013 годах по сравнению с 24% и 27% по всему миру соответственно. Третье место разделили «манипулирование данными бухгалтерского учета» и «киберпреступления».

 

Диаграмма 2 - Экономические преступления в России и мире в 2011/13 годах

 

Факт перемещения экономических преступлений в IT-плоскость стал одной из самых ярких тенденций не только в России, но и в мире. В ответ на рост уровня преступности, компании, как правило, инвестируют больше сил в профилактические меры: 67% российских респондентов утверждают, что как минимум ежегодно проводят оценку рисков мошенничества, в сравнении с 50% по всему миру. В такой ситуации далеко не каждый зарубежный инвестор готов доверять свои деньги недостаточно защищенным компаниям.

Среди причин, «отпугивающих» иностранных и отечественных инвесторов, можно назвать и высокую стоимость заемных средств, и жесткую привязку России к собственной нефти как к основному источнику наполнения бюджета, и низкое качество образования.

В числе факторов, ухудшающих инвестиционный климат в России, отдельно стоит отметить отсутствие экономического роста и неразвитость фондового рынка. По итогам 2013 года около половины акций ММВБ показали отрицательную динамику, в том числе, и такие «гиганты» как ВТБ, Газпром, Роснефть и Лукойл.

Низкая инвестиционная привлекательность России вполне объяснима и закономерна. И вряд ли что-то кардинально поменяется в ближайшее время. Вкладывать средства в экономику, которая «зависла» на одном уровне, не станет ни отечественный, ни иностранный инвестор. Все понимают, что без кардинальных реформ России уже не обойтись.

По предварительным оценкам компании Jones Lang LaSalle, в 2014 году резко увеличится объем инвестиций в недвижимость России. По их мнению, этот показатель будет гораздо выше докризисного уровня и достигнет отметки в 7 млрд. долларов. Вкладывать же средства в материальное производство иностранцам слишком сложно и хлопотно. Любой мало-мальски значимый шаг, например, подключение к электросетям или оформление участка под застройку, в России превращается в неразрешимую проблему.

В помощь иностранцам должны разработать девять так называемых «дорожных карт». Такая практика принята в более чем 70 странах мира. В «дорожной карте» будет указано 173 мероприятия,  теоретически охватывающие все «проблемные» области: строительство, регистрацию недвижимости, энергетику, конкуренцию, таможню и много другое. Однако на практике к концу 2013 года было подготовлено менее половины всех запланированных мероприятий. Среди достижений можно отметить отмену требования о предоставлении паспорта сделки в таможенные органы и разрешение на предоставление таможенных документов в электронном виде.

Важным признаком неблагоприятного инвестиционного климата в государстве является отток капитала из России. В последние годы миллионы долларов выводятся за пределы нашей страны, «оздоравливая» экономику зарубежных стран. Причин оттока несколько:

  • собственники отдельных российских компаний экспортеров металла, предприятий нефтегазового сектора, благодаря высоким ценам на нефть, в последние годы зарабатывали сверхприбыли. А так как в России на сегодняшний день мало по настоящему интересных инвестиционных проектов, то часть этих денег выводится за рубеж в качестве инвестиций.
  • немалые деньги сейчас вкладываются в зарубежную недвижимость (около 13 миллионов долларов ежегодно). Особым спросом пользуются дома и квартиры в Болгарии, Турции, Испании, а также Швейцарии, Италии и Великобритании.
  • весомую долю в «капитале-эмигранте» составляет вывод за пределы страны коррупционных или просто нечестно заработанных доходов.

Стоит отметить, что в последние годы утечка капитала из России - это уже давно не экспансия российского бизнеса, а глобальный перенос имущества и денежных потоков за пределы страны.

Учитывая сложившийся неблагополучный инвестиционный климат, в России утверждена инвестиционная политика на 2014 год. Среди целей инвестиционной политики России выделяют: мобилизацию финансовых ресурсов, которые нужны для вложений в инвестиционные проекты; средства для поддержания активности инвестиционной деятельности; реализацию основных программ РФ в сфере строительства; улучшение отдачи от вложенного капитала. Также сформированы направления инвестиционной политики:

  • Четкое понимание приоритетов при реализации проектов. На первом месте находится социальная сфера и вложение денег в существующую инфраструктуру.
  • Оптимальный план государственных затрат на реализацию программ целевого типа (учитывая экономическое состояние в стране). В первую очередь, выбираются те отрасли, которые являются ключевыми.
  • Расширение списка прав для инвесторов, которые отчисляют средства из прибыли собственных компаний.
  • Повышение важности негосударственных инвестиций. Правительство намерено работать по схеме - 1 руб. государственных инвестиций на четыре частных.
  • Поднятие доходности от вложений капитала через сокращение сроков возврата средств. Подразумевается выбор объектов с быстрой окупаемостью.

Для создания благоприятного инвестиционного климата в дальнейшем ключевым условием является создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны.

Большинство прямых и косвенных субсидий неэффективным предприятиям, дискриминационное использование государственной помощи необходимо отменить.

Правительству РФ необходимо радикально изменить процедуру регистрации юридических лиц, упростить механизмы согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, ввести практику осуществления государственными предприятиями и организациями с государственным участием крупных закупок на конкурсной основе, обеспечить конституционные гарантии беспрепятственного движения товаров, капитала, рабочей силы.

В целях создания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса важно ограничить полномочия и функции контролирующих органов, упорядочить и упростить порядок лицензирования видов деятельности, установить единый предельный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Разработать закон о реорганизации и ликвидации юридических лиц, который обеспечит защиту прав кредиторов и собственников таких организаций.

Особое внимание Правительство РФ должно уделить формированию организованных рынков, разработке биржевых механизмов, направленных на предотвращение монополизма и искажения рыночных цен.

 

2.2 Правовое регулирование инвестиционной  деятельности в России: состояние и перспективы развития

 

В современных социально-экономических условиях в России существует объективная потребность привлечения инвестиций в различные отрасли экономики в целях обеспечения поступательного экономического развития. Благоприятные экономические и политические условия, соответствующие законодательные условия, установленные для иностранных и национальных инвесторов способствуют активизации инвестиционной деятельности.

Оценивая в целом российское законодательство, регламентирующее отношения в сфере осуществления инвестиционной деятельности, надо отметить, что оно достаточно объемное - это более тысячи нормативных правовых актов. Назовем некоторые из них:

  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»;
  • Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
  • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115 - ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
  • Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 года № 694 «Об ин-вестиционном фонде»;
  • Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 11 декабря 2006 г. № 324 «Об утверждении типовых договоров и соглашений на 2007 год в рамках реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы»;
  • Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 года № ВК 477.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование инвестиций в России