Государственное финансовое регулирование инвестиций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 03:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы  раскрыть понятие, сущность и виды инвестиций и рассмотреть роль государства в регулировании инвестиций. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия инвестиции, их виды; рассмотреть источники финансирования капитальных финансовых вложений; изучить роль государственного регулирования и его возможности; провести анализ сложившегося инвестиционного климата в России; определить состояние правового регулирования инвестиционной деятельности в России и перспективы его развития.

Оглавление

Введение……….………………….………………………………….…………..3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций…...4
1.1 Понятие и виды инвестиций……………….………………………….…4
1.2 Источники финансирования капитальных вложений………………….6
1.3 Роль государства в активизации инвестиционных процессов…………9
2 Инвестиционная политика России …..………….…………..……….……..14
2.1 Инвестиционный климат и инвестиции в России.……..……….….….14
2.2 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России:
состояние и перспективы развития………….………………...……...……24
Заключение……………………………………...………………………..….…31
Список использованной литературы……………………………………...…..32
Приложение А……………………………………………………………..…...34

Файлы: 1 файл

Государственное финансовое регулирование инвестиций в России 2007 отредактированный.docx

— 95.94 Кб (Скачать)

Усложнение экономической сферы выражается в интернационализации, глобализации мировых хозяйственных связей. Как следствие, наблюдается рост значения и объемов иностранных инвестиций как источника финансирования капитальных вложений.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в разных формах: как доли участия в уставных капиталах совместных предприятий; как прямые вложения в денежной форме международных организаций и финансовых институтов, государств, иностранных юридических и физических лиц, в виде кредитов.

Приоритет имеют прямые иностранные инвестиции, поскольку:  такая форма в большей степени влияет на активизацию инвестиционных процессов; содействует социально-экономической стабильности; осуществляется перенос квалифицированного менеджмента, организации производства; улучшается конкурентная среда, тем самым стимулируется развитие национального бизнеса; содействуют росту занятости, уровню доходов населения.

Реализация иностранных инвестиций во многом зависит от инвестиционного климата, под которым понимается совокупность политических, социальных, экономических, организационных условий, которые определяют целесообразность и привлекательность страны как объекта инвестирования.

 

1.3 Роль государства в  активизации инвестиционных процессов

 

В экономике, базирующейся на рыночных отношениях, государство проводит инвестиционную политику, управляет инвестиционными ресурсами и процессами их использования, регулирует процессы формирования и применения инвестиций двояким образом:

  • путем формирования, распределения по отраслям, регионам, программам и проектам государственных инвестиций, источником которых служат федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, внебюджетные государственные фонды, специальные государственные бюджеты развития;
  • посредством правового регулирования инвестиционной деятельности в целом, стимулирования инвестиционных процессов. Создания благоприятного инвестиционного климата в стране, способствования привлечению иностранного капитала и задействованию внутренних инвестиционных источников.

В первом направлении государственного воздействия на инвестиционные процессы определяющую роль играют законодательные и исполнительные органы власти, формирующие бюджет, программы, инвестиционные проекты, определяющие масштабы государственных инвестиций, распределяющие и перераспределяющие инвестиционные ресурсы. Второе направление реализуется посредством правового и стимульного воздействия государства на отечественных и иностранных инвесторов в лице банков, финансовых организаций, корпораций, населения, побуждающего инвестировать средства в экономику, производство, предпринимательство.

По мере становления в России рынка и рыночных отношений повышается доля безвозвратных государственных инвестиций, направляемых в социальную сферу в общем объеме, тогда как инвестирование производственного сектора экономики государство предпочитает переводить на возвратно-кредитную основу.

Значительно возрастает роль государства в предоставлении гарантий инвесторам, вкладывающим капитал в реальный сектор экономики, в осуществление крупных инвестиционных проектов, хотя уровень государственной гарантированности отечественных и зарубежных инвестиций остается явно недостаточным. Это одна из главных причин низкого уровня инвестиционной активности в России.

Эффективной формой государственной поддержки частных инвестиций в российскую экономику способно стать предоставление государственного имущества в залог банкам, финансовым и другим организациям, кредитующим инвестиции.

Немаловажное значение в государственном управлении инвестиционной деятельностью имеет выделение в государственных и местных бюджетах целевого инвестиционного фонда, получившего название бюджет развития, предназначенного преимущественным образом для финансирования инвестиционных проектов и программ.

Государственное участие в разработке и поддержке инвестиционных проектов представляют исключительно важное направление государственного воздействия на активизацию инвестиционных процессов. Инвестиции, имеющие четкую адресную направленность, ориентированные на создание или модернизацию экономического объекта, называют вложениями в проект.

Инвестиционные проекты, чаще всего, связаны с осуществлением строительства объектов, с производством и продажей товаров, с обновлением производства, освоением новых технологий, решением социальных проблем, охраной природы, добычей сырья.

Практически все экономические проекты и программы являются одновременно инвестиционными, так как их невозможно осуществлять без вложений, привлечения капитала, использования инвестиций. Термин «инвестиционный проект» просто подчеркивает, отражает тот факт, что наличие и характер использования инвестиций играют определяющую роль в осуществлении данного проектного замысла.

В сложившихся в российской экономике условиях наиболее важна государственная поддержка социальных проектов и проектов производственной, технико-экономической ориентации.

Огромные природные богатства России позволяют ей создавать концессии, привлекать внутренние и внешние инвестиции под залоговые гарантии. В целях активизации инвестиционных процессов государственным органам следует предоставлять объекты государственной собственности в аренду и концессию не только исходя из текущей доходности, но и ориентируясь на вложение инвестиций в эти объекты.

Чрезвычайно важно вкладывать инвестиции в проекты, объекты, которые становятся точками, зонами последующего экономического роста благодаря возникновению цепной реакции вовлечения в производство предприятий разных отраслей как горизонтальной, так и вертикальной технологической интеграции. Соответственно, есть смысл концентрировать скудные инвестиционные ресурсы на «точечных» проектах, обеспечивающих подъем производства продукции, обладающей гарантированным платежеспособным спросом внутри страны и за ее рубежами. С учетом острой ограниченности государственных инвестиций их следует частично вкладывать в проекты с быстрой окупаемостью вложений.

Привлечение и размещение инвестиций с ориентацией на экономическую эффективность, сроки окупаемости, обеспечение экономического роста является важным, но не единственным фактором принятия решений по инвестиционным проектам. В процессе управления инвестициями неизбежно их направление и в другое русло, где определяющими условиями целесообразности инвестирования становятся социальная эффективность и общественная потребность. Определенную долю располагаемых инвестиций, прежде всего бюджетных, надлежит использовать в виде вложений капитала в социальную сферу, в объекты инфраструктуры, в охрану окружающей среды, обеспечение безопасности. Это неизбежные вложения, обычно приносящие отдачу в отдаленном будущем. На данные направления инвестирования следует выделять объем инвестиционных ресурсов, требуемый для обеспечения жизнеспособности населения, его жизнедеятельности, а также общественной безопасности.

Несмотря на снижение денежных доходов многих групп населения, у других, меньших групп наблюдается существенное накопление денежных средств в виде сбережений. По результатам ежегодного мониторинга доверия финансовым институтам и финансового поведения населения, проведенного Высшей школой экономики в конце 2013 года выявлено, что в 2013 году о наличии сбережений сообщили более половины (56%) представителей семей, принадлежащих к верхней доходной группе, тогда как в 2009 году таковых было 41%. Причем за наблюдаемый период эта тенденция только усилилась. Для привлечения этих свободных средств населения в виде инвестиций необходимо обеспечить гарантированность возврата кредитов и эффективность вложения средств. И международный, и российский опыт свидетельствует, что население охотно вкладывает средства в жилье при наличии твердых гарантий его получения в осязаемо короткий период времени.

Совокупным инвестиционным ресурсом является фонд накопления в национальном доходе страны. Таким образом, основной путь к увеличению инвестиционных возможностей экономики страны - рост национального дохода.

Что же касается государственного воздействия на приток иностранных инвестиций, то, всемерно активизируя приток иностранного капитала в страну, не следует упускать из виду опасности чрезмерного увлечения иностранными инвестициями. Во-первых, зарубежные инвестиционные кредиты увеличивают внешний государственный долг, приводят к затратам на обслуживание этого долга, углубляют финансовую зависимость страны от других стран. Кроме того, иностранные инвестиции создают конкуренцию отечественным. Во-вторых, иностранные инвестиции в виде вложений, затрачиваемых на покупку национальных средств производства, «съедают» часть национального богатства страны, превращают государство в неполного хозяина территории своей страны, что естественно в условиях интернационализации и глобализации мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Инвестиционная политика России

 

2.1 Инвестиционный климат и инвестиции в России

 

Динамика инвестиций в постсоветской России может описываться по-разному, но точно не в терминах постоянства. Катастрофический обвал инвестиций в 90-х годах ХХ века, некоторое их оживление в самом начале 2000-х, быстрый рост до 2007 года, и на протяжении первых трех кварталов 2008 года, резкий спад в 2009 году и вновь подъем в 2010, не компенсирующий масштабов падения в 2009 году. Минувший же 2013 год  для российской экономики стал одним из самых неблагоприятных за последние десять лет.

На сегодняшний день приток капитала в Россию в виде портфельных и прямых инвестиций, депозитов и кредитов даже наполовину не покрывает потребность страны в инвестировании. По данным Росстата (Таблица 1) иностранные инвестиции в Россию за 2013 год увеличились на 10,1%. Однако на фоне их провала в 2012 году на 18,9%, такой результат нельзя назвать положительным.

 

Таблица 1 - Объем иностранных инвестиций в Россию за период 2000/13 год, млн. долл. США

Годы

2000

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Иностранные инвестиции  - всего,

в том числе:

10958

53651

120941

103769

81927

114746

190643

154570

170180

прямые инвестиции

4429

13072

27797

27027

15906

13810

18415

18666

26118

портфельные инвестиции

145

453

4194

1415

882

1076

805

1816

1092

прочие инвестиции

6384

40126

88950

75327

65139

99860

171423

134088

142970


 

В итоге к 2014 году в России сложилась ситуация острого «инвестиционного голода». Причем инвестиционная привлекательность РФ снижается с каждым годом. Об этом свидетельствует сокращение доли реинвестированных прямых капиталовложений. К тому же, большая часть инвестиций из-за границы приходится на поступления из офшоров, которые вряд ли можно назвать «иностранными» в общепринятом понимании этого слова.

В последние годы наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале составляют «прочие инвестиции» (Таблица 2). Таким образом, за период с 2000 года по 2013 год доля кредитов и займов в общем объеме иностранных инвестиций возросла на 25,75% и составила на конец 2013 года почти 143 миллиардов долларов. Размер же прямых инвестиций за последние 13 лет снизился на 25,07% и в настоящий момент составляет всего лишь одну шестую вложений из-за границы, и совсем уж «крохи» достались инвестициям портфельным.

 

Таблица 2 - Структура иностранных инвестиций в Россию за 2000/13 года

Годы

2000

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Иностранные инвестиции  - всего,

в том числе:

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

прямые инвестиции

40,42

24,36

22,98

26,05

19,41

12,04

9,66

12,08

15,35

портфельные инвестиции

1,32

0,84

3,47

1,36

1,08

0,94

0,42

1,17

0,64

прочие инвестиции

58,26

74,79

73,55

72,59

79,51

87,03

89,92

86,75

84,01

Информация о работе Государственное финансовое регулирование инвестиций в России