Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 03:44, курсовая работа
Цель курсовой работы раскрыть понятие, сущность и виды инвестиций и рассмотреть роль государства в регулировании инвестиций. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия инвестиции, их виды; рассмотреть источники финансирования капитальных финансовых вложений; изучить роль государственного регулирования и его возможности; провести анализ сложившегося инвестиционного климата в России; определить состояние правового регулирования инвестиционной деятельности в России и перспективы его развития.
Введение……….………………….………………………………….…………..3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций…...4
1.1 Понятие и виды инвестиций……………….………………………….…4
1.2 Источники финансирования капитальных вложений………………….6
1.3 Роль государства в активизации инвестиционных процессов…………9
2 Инвестиционная политика России …..………….…………..……….……..14
2.1 Инвестиционный климат и инвестиции в России.……..……….….….14
2.2 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России:
состояние и перспективы развития………….………………...……...……24
Заключение……………………………………...………………………..….…31
Список использованной литературы……………………………………...…..32
Приложение А……………………………………………………………..…...34
Усложнение экономической сферы выражается в интернационализации, глобализации мировых хозяйственных связей. Как следствие, наблюдается рост значения и объемов иностранных инвестиций как источника финансирования капитальных вложений.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в разных формах: как доли участия в уставных капиталах совместных предприятий; как прямые вложения в денежной форме международных организаций и финансовых институтов, государств, иностранных юридических и физических лиц, в виде кредитов.
Приоритет имеют прямые иностранные инвестиции, поскольку: такая форма в большей степени влияет на активизацию инвестиционных процессов; содействует социально-экономической стабильности; осуществляется перенос квалифицированного менеджмента, организации производства; улучшается конкурентная среда, тем самым стимулируется развитие национального бизнеса; содействуют росту занятости, уровню доходов населения.
Реализация иностранных инвестиций во многом зависит от инвестиционного климата, под которым понимается совокупность политических, социальных, экономических, организационных условий, которые определяют целесообразность и привлекательность страны как объекта инвестирования.
1.3 Роль государства в
активизации инвестиционных
В экономике, базирующейся на рыночных отношениях, государство проводит инвестиционную политику, управляет инвестиционными ресурсами и процессами их использования, регулирует процессы формирования и применения инвестиций двояким образом:
В первом направлении государственного воздействия на инвестиционные процессы определяющую роль играют законодательные и исполнительные органы власти, формирующие бюджет, программы, инвестиционные проекты, определяющие масштабы государственных инвестиций, распределяющие и перераспределяющие инвестиционные ресурсы. Второе направление реализуется посредством правового и стимульного воздействия государства на отечественных и иностранных инвесторов в лице банков, финансовых организаций, корпораций, населения, побуждающего инвестировать средства в экономику, производство, предпринимательство.
По мере становления в России рынка и рыночных отношений повышается доля безвозвратных государственных инвестиций, направляемых в социальную сферу в общем объеме, тогда как инвестирование производственного сектора экономики государство предпочитает переводить на возвратно-кредитную основу.
Значительно возрастает роль государства в предоставлении гарантий инвесторам, вкладывающим капитал в реальный сектор экономики, в осуществление крупных инвестиционных проектов, хотя уровень государственной гарантированности отечественных и зарубежных инвестиций остается явно недостаточным. Это одна из главных причин низкого уровня инвестиционной активности в России.
Эффективной формой государственной поддержки частных инвестиций в российскую экономику способно стать предоставление государственного имущества в залог банкам, финансовым и другим организациям, кредитующим инвестиции.
Немаловажное значение в государственном управлении инвестиционной деятельностью имеет выделение в государственных и местных бюджетах целевого инвестиционного фонда, получившего название бюджет развития, предназначенного преимущественным образом для финансирования инвестиционных проектов и программ.
Государственное участие в разработке и поддержке инвестиционных проектов представляют исключительно важное направление государственного воздействия на активизацию инвестиционных процессов. Инвестиции, имеющие четкую адресную направленность, ориентированные на создание или модернизацию экономического объекта, называют вложениями в проект.
Инвестиционные проекты, чаще всего, связаны с осуществлением строительства объектов, с производством и продажей товаров, с обновлением производства, освоением новых технологий, решением социальных проблем, охраной природы, добычей сырья.
Практически все экономические проекты и программы являются одновременно инвестиционными, так как их невозможно осуществлять без вложений, привлечения капитала, использования инвестиций. Термин «инвестиционный проект» просто подчеркивает, отражает тот факт, что наличие и характер использования инвестиций играют определяющую роль в осуществлении данного проектного замысла.
В сложившихся в российской экономике условиях наиболее важна государственная поддержка социальных проектов и проектов производственной, технико-экономической ориентации.
Огромные природные богатства России позволяют ей создавать концессии, привлекать внутренние и внешние инвестиции под залоговые гарантии. В целях активизации инвестиционных процессов государственным органам следует предоставлять объекты государственной собственности в аренду и концессию не только исходя из текущей доходности, но и ориентируясь на вложение инвестиций в эти объекты.
Чрезвычайно важно вкладывать инвестиции в проекты, объекты, которые становятся точками, зонами последующего экономического роста благодаря возникновению цепной реакции вовлечения в производство предприятий разных отраслей как горизонтальной, так и вертикальной технологической интеграции. Соответственно, есть смысл концентрировать скудные инвестиционные ресурсы на «точечных» проектах, обеспечивающих подъем производства продукции, обладающей гарантированным платежеспособным спросом внутри страны и за ее рубежами. С учетом острой ограниченности государственных инвестиций их следует частично вкладывать в проекты с быстрой окупаемостью вложений.
Привлечение и размещение инвестиций с ориентацией на экономическую эффективность, сроки окупаемости, обеспечение экономического роста является важным, но не единственным фактором принятия решений по инвестиционным проектам. В процессе управления инвестициями неизбежно их направление и в другое русло, где определяющими условиями целесообразности инвестирования становятся социальная эффективность и общественная потребность. Определенную долю располагаемых инвестиций, прежде всего бюджетных, надлежит использовать в виде вложений капитала в социальную сферу, в объекты инфраструктуры, в охрану окружающей среды, обеспечение безопасности. Это неизбежные вложения, обычно приносящие отдачу в отдаленном будущем. На данные направления инвестирования следует выделять объем инвестиционных ресурсов, требуемый для обеспечения жизнеспособности населения, его жизнедеятельности, а также общественной безопасности.
Несмотря на снижение денежных доходов многих групп населения, у других, меньших групп наблюдается существенное накопление денежных средств в виде сбережений. По результатам ежегодного мониторинга доверия финансовым институтам и финансового поведения населения, проведенного Высшей школой экономики в конце 2013 года выявлено, что в 2013 году о наличии сбережений сообщили более половины (56%) представителей семей, принадлежащих к верхней доходной группе, тогда как в 2009 году таковых было 41%. Причем за наблюдаемый период эта тенденция только усилилась. Для привлечения этих свободных средств населения в виде инвестиций необходимо обеспечить гарантированность возврата кредитов и эффективность вложения средств. И международный, и российский опыт свидетельствует, что население охотно вкладывает средства в жилье при наличии твердых гарантий его получения в осязаемо короткий период времени.
Совокупным инвестиционным ресурсом является фонд накопления в национальном доходе страны. Таким образом, основной путь к увеличению инвестиционных возможностей экономики страны - рост национального дохода.
Что же касается государственного воздействия на приток иностранных инвестиций, то, всемерно активизируя приток иностранного капитала в страну, не следует упускать из виду опасности чрезмерного увлечения иностранными инвестициями. Во-первых, зарубежные инвестиционные кредиты увеличивают внешний государственный долг, приводят к затратам на обслуживание этого долга, углубляют финансовую зависимость страны от других стран. Кроме того, иностранные инвестиции создают конкуренцию отечественным. Во-вторых, иностранные инвестиции в виде вложений, затрачиваемых на покупку национальных средств производства, «съедают» часть национального богатства страны, превращают государство в неполного хозяина территории своей страны, что естественно в условиях интернационализации и глобализации мировой экономики.
2 Инвестиционная политика России
2.1 Инвестиционный климат и инвестиции в России
Динамика инвестиций в постсоветской России может описываться по-разному, но точно не в терминах постоянства. Катастрофический обвал инвестиций в 90-х годах ХХ века, некоторое их оживление в самом начале 2000-х, быстрый рост до 2007 года, и на протяжении первых трех кварталов 2008 года, резкий спад в 2009 году и вновь подъем в 2010, не компенсирующий масштабов падения в 2009 году. Минувший же 2013 год для российской экономики стал одним из самых неблагоприятных за последние десять лет.
На сегодняшний день приток капитала в Россию в виде портфельных и прямых инвестиций, депозитов и кредитов даже наполовину не покрывает потребность страны в инвестировании. По данным Росстата (Таблица 1) иностранные инвестиции в Россию за 2013 год увеличились на 10,1%. Однако на фоне их провала в 2012 году на 18,9%, такой результат нельзя назвать положительным.
Таблица 1 - Объем иностранных инвестиций в Россию за период 2000/13 год, млн. долл. США
Годы |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Иностранные инвестиции - всего, в том числе: |
10958 |
53651 |
120941 |
103769 |
81927 |
114746 |
190643 |
154570 |
170180 |
прямые инвестиции |
4429 |
13072 |
27797 |
27027 |
15906 |
13810 |
18415 |
18666 |
26118 |
портфельные инвестиции |
145 |
453 |
4194 |
1415 |
882 |
1076 |
805 |
1816 |
1092 |
прочие инвестиции |
6384 |
40126 |
88950 |
75327 |
65139 |
99860 |
171423 |
134088 |
142970 |
В итоге к 2014 году в России сложилась ситуация острого «инвестиционного голода». Причем инвестиционная привлекательность РФ снижается с каждым годом. Об этом свидетельствует сокращение доли реинвестированных прямых капиталовложений. К тому же, большая часть инвестиций из-за границы приходится на поступления из офшоров, которые вряд ли можно назвать «иностранными» в общепринятом понимании этого слова.
В последние годы наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале составляют «прочие инвестиции» (Таблица 2). Таким образом, за период с 2000 года по 2013 год доля кредитов и займов в общем объеме иностранных инвестиций возросла на 25,75% и составила на конец 2013 года почти 143 миллиардов долларов. Размер же прямых инвестиций за последние 13 лет снизился на 25,07% и в настоящий момент составляет всего лишь одну шестую вложений из-за границы, и совсем уж «крохи» достались инвестициям портфельным.
Таблица 2 - Структура иностранных инвестиций в Россию за 2000/13 года
Годы |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Иностранные инвестиции - всего, в том числе: |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
прямые инвестиции |
40,42 |
24,36 |
22,98 |
26,05 |
19,41 |
12,04 |
9,66 |
12,08 |
15,35 |
портфельные инвестиции |
1,32 |
0,84 |
3,47 |
1,36 |
1,08 |
0,94 |
0,42 |
1,17 |
0,64 |
прочие инвестиции |
58,26 |
74,79 |
73,55 |
72,59 |
79,51 |
87,03 |
89,92 |
86,75 |
84,01 |
Информация о работе Государственное финансовое регулирование инвестиций в России