Альтернативные пути привлечения инвестиций в Республику Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Привлечение инвестиций превращается в один из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также способствующих ее интеграции в мировые производственные процессы. Приток иностранных инвестиций в экономику принимающей страны может ускорить развитие предприятий, повысить качество человеческого капитала, создать новые рабочие места, привлечь передовые технологии и стимулировать их распространение в смежные отрасли. Поэтому в последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции, что, в свою очередь, ставит перед национальными правительствами серьезные вызовы, связанные с разработкой и проведением сложных и комплексных мер экономической политики, направленных на повышение привлекательности страны для привлечения инвестиций и наилучшее использование преимуществ местоположения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…………4
1 Теоретические основы привлечения инвестиций в Республику Беларусь….....5
2 Анализ привлечения инвестиций в Республике Беларусь.…………………….11
3 Альтернативные способы привлечения инвестиций в Республике Беларусь: проблемы и перспективы……...…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...29
Приложение А. Структура возможных для Республики Беларусь способов привлечения инвестиций в проекты…….……………………….……..…………32
Приложение Б. Привлекательность страны для иностранных инвестиций ……

Файлы: 1 файл

5 курс.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

    Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для внешнего капитала. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток инвестиций, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим привлечению инвестиций, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.

    Принимая  во внимание, что главная задача привлечения инвестиций состоит  в служении долгосрочным целям развития и повышении конкурентоспособности  необходимо обеспечить четкую связь  между политикой привлечения иностранных инвестиций и промышленной политикой. Поэтому льготы в отношении привлечения инвестиций должны разрабатываться и предоставляться правительством исходя из планов относительного того, какую промышленную ситуацию страна хотела бы иметь в будущем, поскольку для каждой из отраслей существует свой набор специфических факторов, определяющих ее привлекательность для инвесторов. Например, согласно опросу компаний, проведенному Эрнст энд Янг (Ernst&Young) о привлекательности инвестирования, иностранные фирмы, ориентированные на высокотехнологичные отрасли и оказание бизнес услуг очень чувствительны к таким факторам, как наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры (очень важно для 61.5% опрошенных компаний) и уроню квалификации рабочей силы (очень важно для 53% из них). Компании, ориентированные на промышленное производство, очень чувствительны к экономической эффективности (издержки на рабочую силу очень важны для 50% опрошенных фирм), налоговой нагрузке, вопросам, связанным с регулированием и относящимся к области права [23]. Поэтому льготы для инвесторов должны предоставляться целенаправленно в зависимости от мотивов инвестиций и перспектив развития того или иного сектора, а развитие инфраструктуры (физической и промышленной),  инвестиции в человеческий капитал могу серьезно способствовать притоку инвестиций в сектора с высокой долей добавленной стоимости.

    Помимо  этого ряд рекомендаций можно  сделать исходя из имеющегося опыта  стран, преуспевших в привлечении инвестиций:

  • создание специальной службы поддержки инвесторов, уже пришедших в страну (aftercare services), которая бы помогала им решать проблемы, возникающие в ходе реализации их проектов (налогообложение, регулирование на рынке труда и т.д.) и оказывала помощь в решении спорных вопросов, возникающих в результате взаимодействия с государственными органами, могло бы повысить привлекательность страны для ПИИ;
  • такие стимулы для инвесторов как предоставление государством грантов (на найм рабочей силы, НИОКР, обучение и т.д.) могли бы способствовать притоку в страну инвестиций с чистого листа, особенно в регионы (области и отдельные районы Беларуси);
  • поскольку привлечение инвестиций  очень чувствительно к налоговой нагрузке, следует рассмотреть возможность снижения налога на прибыль, а также повысить гибкость налоговой системы;
  • принимая во внимание, что Беларусь относительно небольшое государство, следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести свободных экономических зон («Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест»). Во-первых, такого рода зоны могут создавать эффекты подобные китайскому «раундтриппингу», когда внутренние инвестиции направляются за границу, а затем возвращаются назад в виде иностранных, для получения льгот предусмотренных режимом СЭЗ [23]. Во-вторых, политика создания СЭЗ должна быть четко связана с промышленной политикой и ее приоритетами. Третье, создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ не достаточно для достижения успеха в привлечении в страну инвестиций.

    Подводя итог, необходимо отметить, что от привлечения инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличивается приток капиталовложений в экономику, что создает условия для экономического роста. Вырастают и налоговые поступления, а значит — улучшается финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширяются возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике. На экономическом развитии страны положительно сказывается и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы становятся доступнее предприятиям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    На современном этапе, ситуация, которая складывается с иностранными инвестициями в экономике, имеет отрицательные тенденции. Имеются проекты, куда инвестиции уже готовы прийти или уже осуществляются. Однако, страна не в полной мере использует свой инвестиционный потенциал Есть несколько вариантов или альтернатив развития. Необходимо выделить основные факторы, которые влияют на приток иностранных инвестиций в Республику Беларусь:

    1. Положительное отношение общества к успеху в бизнесе, которое бы стимулировало предприимчивых людей создавать и развивать собственные предприятия.

    2. Возможность инвесторов распоряжаться своими долями в предприятиях и выходить из бизнеса. В данном случае ситуация вполне благоприятная, так как в Беларуси существует организационная форма создания бизнеса, обеспечивающая быстрый и довольно простой выход из бизнеса - акционерные общества.

    3. Благоприятный налоговый режим. Был введен Налоговый кодекс, который во многом систематизировал налоговое законодательство.

    4. Возможность использовать наиболее эффективные формы и модели организации бизнеса - "управляющая компания + фонд". Подобная модель осуществления инвестиций значительно снижает риски. Деньги, собранные в фонде, распределяются между несколькими предприятиями.  
Однако пока использование данной модели в Беларуси тормозится в силу нескольких причин. Отсутствует законодательство и необходимая инфраструктура.

    5. Защита интересов инвесторов со стороны государства. В данном случае ситуация неоднозначна. С одной стороны, государство действительно защищает интересы инвесторов, например, в стране принят Инвестиционный кодекс. Но при этом само государство так и не определилось, кем ему быть - регулятором и контролером деятельности компаний или активным участником, стимулирующим создание инвестиционного рынка.

    Таким образом, альтернативное привлечение инвестиций в нашей стране будет зависеть от изменения перечисленных факторов. Стоит отметить, что особую роль будут играть те способы привлечения инвестиций, которые используются в нашей стране или которые являются перспективными. Чем выше будет их эффективность, тем более вероятным будет переход в стадию подъема, а затем и бума. Наиболее эффективными и приемлемыми для белорусской экономики способами привлечения инвестиций являются размещение акций, выпуск корпоративных облигаций, проектное финансирование и создание совместных предприятий. 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1 Беларусь получила средства от  размещения еврооблигаций // Банки  Беларуси. [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.aeb.by/news/belarus-poluchila-sredstva-ot-razmeshcheniya-evroobligatsii-na-800-mln. – Дата доступа: 15.11.2011.

    2  Вахрин, П.И. Инвестиции: Учебник для вузов по экон. спец./ П.И. Вахрин – М.: Дашков и К, 2002 – 383с.

    3 Возможности Беларуси на международном  рынке инвестиций./ Белорусский экономический  журнал. 2009 - №3 - С.47-53.

    4  Ворошина, Е.В. Проблемы и основные  пути привлечения иностранных  инвестиций в Республику Беларусь / Е.В. Ворошина; Нац. академия наук  Беларуси, отд. гуманитарных наук  и искусств. – Минск: Право  и экономика, 2009; выпуск 11. – С  268-272.

    5 Гляцевич, Ж.П. Проблемы формирования  инвестиционного климата и привлечение  иностранных инвестиций в экономику  Республики Беларусь / Ж.П. Гляцевич // Интегралполиграф-2009: тез. доклада  ІІІ Республиканской научно-практической  конференции, Минск, 12 июня 2008 г.; под ред. Г.Б. Шишко. – Минск, 2009. – С. 370-374.

    6  Давыдова Н.Л., Сплошнов С.В. Развитие  источников финансирования инвестиционной  деятельности // Вести Института  современных знаний. – 2007. - №  32. – С. 86 – 91.

    7 Ивасенко, А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования / Омега-А, 2009 – 253 с.

    8  Инвестиции / Уильям Ф. Шарп, Гордон  Дж. Александр, Джеффри В. Бэйли.  – М.: ИНФРА-М, 2006. – 1028 с.

    9 Инвестиции: Учебник для студентов  экономических специальностей/ С.В.  Валдайцев, Горбулина С.Г. и  др. П.В. Воробъев под ред. В.В. Ковалева – М.: Проект, 2003 – 440с.

    10  Инвестиционный кодекс Республики  Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 22 июня 2001., №37-3: в ред. Закона Республики  Беларусь от 08.07.2008 г., №372-3 // Консультант  Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 13.11.2011. 

    11 Инвестиционные возможности Республики  Беларусь // Официальный сайт Президента  Республики Беларусь [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press29505.html. - Дата доступа: 13.11.2011.

    12 Национальное инвестиционное агентство  // Общие сведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/agency.- Дата доступа: 14.11.2011.

    13 Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др. Под ред. Т.К. Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 196 с.

    14 Петрушкевич, Е.Н. Формирование государственной стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь / Е.Н. Петрушкевич; Нац. академия наук Беларуси, отд. гуманитарных наук и искусств. – Минск: Право и экономика, 2009; выпуск 11. – С 248-252.

    15 Платежный Баланс РБ за январь-июнь 2011 г. - Мн-во статистики и анализа РБ. – Мн.: Б. и., 2011. – 151 с.

    16 Преимущества размещения вашего бизнеса в Беларуси // Официальный сайт Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/business/location. - Дата доступа: 17.11.2011.

    17  Прямые иностранные инвестиции в европейских странах с переходной экономикой. Н.В. Фейт и др. ред. кол.: С.П. Глинкина. Институт международных экономических исследований РАИ – Москва: Наука, 2006 – 325с.

    18  Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь / Н.В. Ульянова. Под науч. ред. А.Е. Дайнеко. – Мн.: Право и экономика, 2006. – 168 с.

    19  Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование ин вестиций: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 77.

    20 Статистический бюллетень, 2011 г. январь - cентябрь. – Мн-во статистики и анализа РБ. – Мн. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_10/10.pdf. – Дата доступа: 15.11.2011.

    21  Стоит ли покупать еврооблигации Республики Беларусь? [Электронный ресурс] –Режим доступа - http://www.rtkorr.com/news/2010/04/11/124262.new. – Дата доступа: 16.11.2011.

    22  Doing Businees Report 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.doingbusiness.org/~/media/fpdkm/doing%20business/documents/profiles/country/BLR.pdf. – Дата доступа: 12.11.2011.

    23  Reinventing European Growth, Ernst & Young 2009 European Attractiveness Survey. [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.bruksela.lodzkie.pl/export/sites/bruksela/pl/download/Attractiveness_ERRIN.pdf. – Дата доступа: 16.11.2011.

    24   FPS Recearch Senter. Венчурное финансирование в мире и в Беларуси. [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://ru.forsecurity.org. - Дата доступа: 15.11.2011.

    25 Belinvest.Info. Национальный Банк Республики Беларусь: О вложении денежных средств в паевые инвестиционные фонды России. [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.belinvest.info/art-137.html. - Дата доступа: 15.11.2011. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Альтернативные пути привлечения инвестиций в Республику Беларусь