Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа
Привлечение инвестиций превращается в один из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также способствующих ее интеграции в мировые производственные процессы. Приток иностранных инвестиций в экономику принимающей страны может ускорить развитие предприятий, повысить качество человеческого капитала, создать новые рабочие места, привлечь передовые технологии и стимулировать их распространение в смежные отрасли. Поэтому в последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции, что, в свою очередь, ставит перед национальными правительствами серьезные вызовы, связанные с разработкой и проведением сложных и комплексных мер экономической политики, направленных на повышение привлекательности страны для привлечения инвестиций и наилучшее использование преимуществ местоположения.
Введение…………………………………………………………………...…………4
1 Теоретические основы привлечения инвестиций в Республику Беларусь….....5
2 Анализ привлечения инвестиций в Республике Беларусь.…………………….11
3 Альтернативные способы привлечения инвестиций в Республике Беларусь: проблемы и перспективы……...…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...29
Приложение А. Структура возможных для Республики Беларусь способов привлечения инвестиций в проекты…….……………………….……..…………32
Приложение Б. Привлекательность страны для иностранных инвестиций ……
Долговое финансирование осуществляется за счет ресурсов, привлекаемых на финансовых рынках, таких как кредиты банков и долговые обязательства юридических и физических лиц. Кредитование — это метод возвратного финансирования предприятия и одновременно традиционная услуга банков. В современных условиях хозяйствования подход к кредитованию существенно изменился. В настоящее время предприятие имеет право на получение кредита и в том банке, где ему открыт расчетный счет, и в любом другом банке, при этом объектом кредитования могут быть любые потребности предприятия. Кредитование предприятия осуществляется на основе кредитного договора, в котором определяются права и обязанности предприятия-ссудозаемщика и банка с учетом характера предоставляемого кредита и финансового состояния предприятия, устанавливается ответственность за нарушение сторон договора. Кредитование осуществляется на основе принципов возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера кредита. Большое значение для заемщика банковского кредита имеет уровень учетного процента, который определяется спросом и предложением на ссудный капитал, величиной процента по депозитам, уровнем инфляции в стране, ожиданиями инвесторов относительно перспектив развития экономики. В зависимости от характера потребностей предприятия в инвестициях различают краткосрочный и долгосрочный кредит.
Краткосрочный кредит является одним из источников формирования оборотных средств предприятия. Он позволяет восполнить потребность в инвестициях, возникающую в процессе текущей деятельности предприятия. На срок более года предприятие может получить кредит на капитальные затраты. В этом случае кредит выступает источником заемных финансовых ресурсов, направляемых на его развитие [6].
Объектами долгосрочного банковского кредитования являются затраты предприятий:
Практика белорусских банков свидетельствует, что их деятельность в области кредитования почти целиком состоит из краткосрочных ссуд, сконцентрированных в сфере торгово-закупочного бизнеса. Долгосрочный кредит не получил широкого распространения в Республике Беларусь по многим причинам: общая экономическая нестабильность, инфляция, высокие процентные ставки, превышающие уровень доходности многих предприятий.
Кроме уже упомянутых вариантов, выделяют проектное финансирование. Его можно охарактеризовать как финансирование проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предоставленной инвестором ссуды, займов или других видов капитала. Проектное финансирование впрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников. В развитых странах этот метод используется уже десятилетия. В Республике Беларусь он пока не нашел широкого применения [17, c.58].
Цель прямого финансирования и кредитования инвестиций хозяйствующих субъектов за счет средств государственного бюджета — выполнение государственных целевых программ, обеспечивающих структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала страны, решение социальных и иных проблем, которые невозможно реализовать за счет иных источников.
Таким образом, можно сделать вывод, что
в рамках инвестиционного анализа необходимо,
с одной стороны, так организовать процесс
выбора средств, чтобы минимизировать
их цену, с другой — выбирать такие варианты
распоряжения средствами, благодаря которым
можно было бы максимизировать прибыльность
используемого капитала.
2
Анализ привлечения
инвестиций в Республике
Беларусь
Иностранные инвестиции чрезвычайно выгодны для экономики. Они служат катализатором развития бизнеса, поддерживают инновации, причем не только в сфере производства товаров и услуг, но и в отношении новых моделей развития бизнеса, способствуют выходу предприятий на новые рынки, переходу на международный уровень качества производства, использованию современных технологий управления. За январь-сентябрь 2011г. в реальный сектор экономики иностранные инвесторы вложили 12,6 млрд. долларов США, что в 2 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010г. Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (47,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (23,4%), Кипра (7,8%), Австрии (6%) [20].
Во
внешних обязательствах страны преобладающую
долю (44,5 %) занимают инвестиции в форме
кредитов и займов, прямые иностранные
инвестиции (24,5 %) и задолженность по коммерческим
(торговым) кредитам (19,1 %). Накопленные
на 1 июля 2011 г. прямые инвестиции оценивались
в 10 438 млн долларов, что составило 1 102,5
доллара на душу населения, 17,8% ВВП, 28 %
экспорта товаров и услуг. Если же рассматривать
структуру иностранных активов страны
в целом, то наибольший удельный вес занимают
коммерческие кредиты (35,4%). Данные представлены
на рисунке 1.
Рисунок 1 — Структура иностранных активов Республики Беларусь на 1 июля 2011г.
Примечание
– Источник: [15, с.35].
Если
рассматривать операции финансового счета
платежного баланса, то можно отметить,
что наблюдается чистый приток в страну
иностранных инвестиций в размере 4 536,7
млн долларов, что в 1,9 раза больше, чем
за январь–июнь 2010 г.. Положительное сальдо
финансового счета обеспечено главным
образом притоком прямых и портфельных
иностранных инвестиций, а также привлечением
иностранных кредитов и займов, включая
коммерческие кредиты.
Таблица
1 — Операции финансового
счета платежного баланса
Республики Беларусь
за январь – июнь 2010-2011гг.
январь-июнь 2010 | январь-июнь 2011 | январь - июнь 2011 к январю-июню 2010г., % | |
Иностранные активы (знак "-" означает рост) | -633,4 | -908,4 | 143,4 |
Международные резервные активы | 82,2 | 1032,6 | 1256,2 |
Другие иностранные активы резидентов | -715,6 | -1941 | 271,2 |
Прямые иностранные инвестиции за рубеж | -18,9 | -25,4 | 134,4 |
Иностранные портфельные инвестиции и производные финансовые инструменты | -32,6 | -20,8 | 63,8 |
Другие иностранные активы | -664,1 | -1894,8 | 285,3 |
Внешние обязательства резидентов (знак "+" означает рост) | 3028,9 | 5445,1 | 179,8 |
Прямые иностранные инвестиции в Республику Беларусь | 1193,3 | 991,8 | 83,1 |
Портфельные инвестиции нерезидентов и производные финансовые инструменты | -0,4 | 826,8 | х |
Другие внешние обязательства | 1836 | 3626,5 | 197,5 |
Примечание
– Источник: [15, с.19].
Из таблицы 1 видно, что иностранные активы (с учетом изменения резервных активов) увеличились на 908,4 млн долларов, иностранные обязательства – на 5 445,1 млн долларов.
При анализе прямых инвестиций, нужно
отметить, что сальдо по операциям с прямыми
инвестициями сложилось положительным
в размере 966,4 млн долларов, что на 17,7 %
меньше, чем за январь – июнь 2010 г. Поступление
прямых иностранных инвестиций в экономику
Республики Беларусь составило 991,8 млн
долларов (3,6 % ВВП), что на 16,9 % меньше, чем
за январь–июнь 2010 г. Снижение притока
прямых иностранных инвестиций объясняется
завершением в 2010 году поступлений российских
средств ОАО «Газпром», связанных с продажей
акций ОАО «Белтрансгаз».
Рисунок 2 — Структура прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь за январь-июнь 2008 – 2011годов, %.
Примечание
– Источник: [15, с.20].
В тоже время, объем прямых инвестиций в Республику Беларусь без учета сделок по продаже акций ОАО «Белтрансгаз» по сравнению с январем–июнем 2010 г. вырос на 74,5 %. Акционерные вложения уменьшились на 36,3 млн долларов или на 3,2%. Данные представлены на рисунке 2. Белорусскими банками привлечено прямых иностранных инвестиций в уставные фонды в размере 112,6 млн долларов. Если говорить о реинвестированных доходах, которые включают долю прямого инвестора (пропорционально его участию в капитале) в нераспределенных доходах организации с прямыми инвестициями, то они составили 556,9 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – 455,7 млн долларов), тем самым увеличение произошло на 5,2% Операции с прочими прямыми инвестициями (долговые обязательства перед зарубежными совладельцами без учета торговых кредитов) увеличились на 5,2% и обеспечили приток капитала в размере 71,6 млн долларов [15, c. 20].
На современном этапе в Беларуси отсутствует чёткая система структур и механизмов привлечения прямых инвестиций. В нашей стране такая форма привлечения прямых иностранных инвестиций, как паевые инвестиционные фонды, не получила своего развития. Рискованность вложений обычно оценивается с помощью всевозможных рейтингов инвестиционной привлекательности. Подобные рейтинги в настоящее время рассчитываются многими исследовательскими центрами, компаниями и экономическими журналами, использующими оригинальные системы критериев. Так, например, согласно отчету Doing Business 2011, Беларусь занимает 109 место по уровню защиты инвесторов и 68 место по легкости ведения бизнеса из 183 стран мира. Следует отметить, что это достаточно низкие места. Однако низкие значения рейтингов еще не означают, что прямые инвестиции невозможны. Данные рейтинги, как правило, используют портфельные и стратегические инвесторы, у финансовых инвесторов свои системы оценок и зачастую они готовы инвестировать средства, когда портфельные инвесторы оценивают риски как слишком высокие. Основной решающий фактор – долгосрочная стратегия всего предприятия [4].
Основными способами привлечения прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь являются следующие:
- привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе – путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций белорусских акционерных обществ);
- регистрация на территории страны предприятий полностью принадлежащих иностранному инвестору;
- привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов) [3].
Если же говорить о портфельных инвестициях, то сальдо по операциям с ценными бумагами сформировалось положительным в размере 806 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – отрицательное сальдо в размере 33 млн долларов). Наблюдается положительная тенденция. Активы резидентов Республики Беларусь, размещенные главным образом в долговых ценных бумагах иностранных эмитентов, увеличились на 20,8 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 32,6 млн долларов). Рост обязательств перед нерезидентами по ценным бумагам белорусских эмитентов составил 826,8 млн долларов. В том числе Министерством финансов Республики Беларусь в январе 2011 г. размещены государственные долгосрочные облигации Республики Беларусь на международном финансовом рынке на сумму 800 млн долларов [15, c.21].
Операции с кредитами и займами также являются еще одним источником притока финансовых ресурсов в страну. Их объем за январь-июнь 2011г. составил 1 906,9 млн. долларов, что на 51,5 % больше, чем за январь–июнь 2010 г. Обязательства перед нерезидентами по привлеченным в экономику страны кредитам и займам выросли на 1 977,2 млн долларов, что на 43,7 % больше, чем за январь–июнь 2010 г. На рисунке 3 можно увидеть, что основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен сектором органов государственного управления и банками Республики Беларусь. Внешние обязательства Правительства Республики Беларусь по привлеченным кредитам и займам за январь-июнь 2011 г. увеличились на 940,8 млн долларов, что на 11,1 % превысило уровень января–июня 2010 г. В том числе в июне 2011 г. в Республику Беларусь поступили финансовые средства в объеме 800 млн. долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в рамках предоставляемого стране стабилизационного кредита в размере 3 миллиардов долларов.
Информация о работе Альтернативные пути привлечения инвестиций в Республику Беларусь