Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа
Привлечение инвестиций превращается в один из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также способствующих ее интеграции в мировые производственные процессы. Приток иностранных инвестиций в экономику принимающей страны может ускорить развитие предприятий, повысить качество человеческого капитала, создать новые рабочие места, привлечь передовые технологии и стимулировать их распространение в смежные отрасли. Поэтому в последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции, что, в свою очередь, ставит перед национальными правительствами серьезные вызовы, связанные с разработкой и проведением сложных и комплексных мер экономической политики, направленных на повышение привлекательности страны для привлечения инвестиций и наилучшее использование преимуществ местоположения.
Введение…………………………………………………………………...…………4
1 Теоретические основы привлечения инвестиций в Республику Беларусь….....5
2 Анализ привлечения инвестиций в Республике Беларусь.…………………….11
3 Альтернативные способы привлечения инвестиций в Республике Беларусь: проблемы и перспективы……...…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...29
Приложение А. Структура возможных для Республики Беларусь способов привлечения инвестиций в проекты…….……………………….……..…………32
Приложение Б. Привлекательность страны для иностранных инвестиций ……
Рисунок 3 — Привлечение кредитов и займов в Республику Беларусь в разрезе секторов экономики за январь – июнь 2010-2011 годов, млн. долларов.
Примечание
– Источник: [15, с.25].
Говоря о банковском секторе, хотелось бы отметить, что белорусские банки также продолжили активно использовать международные кредитные ресурсы для решения текущих финансовых задач. Результатом явился рост обязательств банков по привлеченным иностранным кредитам и займам на 846,2 млн долларов, что на 10,7 % больше, чем за январь–июнь 2010 г. При этом в структуре привлеченных кредитных средств наибольший удельный вес занимали долгосрочные обязательства (66,7 % всего прироста обязательств). Долгосрочные обязательства банков увеличились на 564,1 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 238,6 млн долларов), краткосрочные обязательства - на 282,1 млн. долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 525,5 млн долларов) [15, c. 25].
В настоящее время мировые инвесторы не в достаточной степени информированы о Беларуси. Однако в перспективе это может стать дополнительным плюсом при привлечении иностранных инвестиций в страну, в том числе и путем выхода на первичное размещение акций на мировых биржах (IPO). Одним из наиболее привлекательных инструментов привлечения внешних ресурсов в Беларусь в настоящее время является банковское финансирование, а также выход на первичное публичное размещение акций на биржах. Говоря о банковском финансировании, то они более распространены в стране и оно позволяет предприятиям самостоятельно обновлять свои основные средства без изменения форм собственности или управления. А говоря о выпуске долговых обязательств, то такая инициатива расширяет возможности Беларуси на международном рынке инвестиций, способствует более глубокой интеграции экономики в мировую систему. Стоит иметь ввиду, что публичное размещение экономически целесообразно для крупных стабильно развивающихся компаний в том случае, если они заинтересованы в одноразовом привлечении суммы более 200 млн долларов США.
Говоря о практике Республики Беларусь, то в январе 2011 г. страна завершила размещение еврооблигаций на сумму 800 млн долларов США со ставкой купона 8,95% и погашением в 2018 году. Средства от размещения облигаций поступили в Беларусь 26 января 2011г. Также облигации были размещены за пределами Соединенных Штатов Америки согласно Положению S в соответствии с Законом США "О ценных бумагах" 1933 года.
Проценты по облигациям будут выплачиваться на полугодовой основе 26 января и 26 июля каждого года по ставке 8,95% годовых. Облигации подлежат погашению 26 января 2018 года. Ценным бумагам присвоены рейтинги, аналогичные суверенным рейтингам Беларуси - B1 (Moody's) / B+ (S&P). Еврооблигации прошли процедуру листинга на Люксембургской фондовой бирже. BNP Paribas, Deutsche Bank, The Royal Bank of Scotland и Сбербанк России выступили ведущими организаторами выпуска еврооблигаций Республики Беларусь [21].
До этого Беларусь размешала пятилетние еврооблигации на 600 млн. долларов США со ставкой купона 8,75% годовых в июле 2010 года, и на 400 млн. долларов США в августе со ставкой купона 8,251% годовых. Средневзвешенная доходность по первому миллиарду составила 8,7% годовых.
Стоит сказать, что снижения ставок при размещении еврооблигаций не произошло. Впрочем, надо отметить, что в январе 2011 года выпущены семилетние облигации, тогда как летом 2010 года были размещены пятилетние облигации. То есть можно отметить некоторое улучшение условий привлечения средств.
Еще одним альтернативным путем привлечения инвестиций в Республику Беларусь является венчурное финансирование. В Беларуси развитие законодательства о венчурном финансировании началось четыре года назад, когда в январе 2007 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 1 «О возможности создания венчурных организаций». Однако, запустить венчурные механизмы не удается сразу и без ошибок. Поэтому после длительных изменений в мае 2010 г. был подписан еще один Указ Президента Республики Беларусь № 252, где Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), который финансирует инновационные проекты на возвратной основе, наделен функциями государственного венчурного фонда. С осени 2010 г. заявлено о начале анализа и отбора первых венчурных проектов. В основу построения венчурной индустрии в Беларуси положен опыт соседних стран, таких как Российская Федерация, Республика Татарстан, а также Республика Казахстан. Однако специфика белорусской модели венчурного финансирования через Белинфонд – это финансирование исключительно высокотехнологических и инновационных проектов, в отличие от соседних государств. Что касается иностранных венчурных инвесторов, то для деятельности на территории Беларуси иностранные венчурные структуры должны проходить аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям. С другой стороны, власти намерены всячески способствовать приходу такого рода структур в страну.
Исследования экономического потенциала развития венчурной индустрии в Беларуси показали, что существует ряд проблем в данной области: тяжелое налоговое бремя для вновь созданных предприятий, ограничения в инвестировании рисковых проектов для субъектов рынка и потенциальных инвесторов, проблемы с защитой прав на интеллектуальную собственность, неразвитая инфраструктура (бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инвестиционные, пенсионные и страховые фонды).
Не смотря на это, в Беларусь уже обратился ряд иностранных инвесторов с предложениями профинансировать венчурные проекты. Среди них два инвестиционных фонда из Силиконовой долины, инвесторы из Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, России. В августе 2010 г. прошли переговоры с «Эксимбанком» Китая о возможностях венчурного финансирования [22].
Для
иностранных венчурных
1. Наличие законодательства, позволяющего регистрировать венчурные организации и фонды.
2. Льготы по налогу на прибыль при выходе из венчурных проектов, которые получил Белинфонд, что в перспективе повышает вероятность введения данной нормы для всех субъектов венчурной индустрии. Кроме того, сегодня действует ряд льгот в целом для иностранных инвесторов.
3. Стабильность экономики и отсутствие коррупции (в особенности по сравнению с нашими ближайшими соседями, Россией и Украиной).
4.
Страна переориентирована на
5. Уровень науки и технологий в Беларуси имеет достаточный потенциал, чтобы заинтересовать венчурных инвесторов, в том числе иностранных
Тем не менее, есть и негативные факторы для развития венчурного бизнеса в стране:
1.
Незащищенность права
2.
Отсутствие опыта реализации
венчурных проектов
3.
Незначительная степень
4.
Очень скудная информация за
рубежом о потенциале
Остальные же вопросы, связанные непосредственно с деятельностью венчурных структур, такие как репатриация прибыли, налоговая база, защита прав на интеллектуальную собственность, страхование рисков венчурного проекта, выход из венчурного проекта, вполне решаемы в рамках действующих мер по либерализации экономики.
В целом, как показывает мировой опыт, без целенаправленной государственной поддержки запустить венчурные механизмы очень сложно. Решением данных проблем может стать разработка Концепции венчурного развития страны и принятие соответствующих мер для ее реализации.
Еще одним альтернативным вариантов привлечения инвестиций в экономику может являться создание паевого инвестиционного фонда (ПИФ). Паевые инвестиционные фонды – это инструмент, используемый теми инвесторами, которые не работают самостоятельно на фондовом рынке с отдельными ценными бумагами. Они отдают в управление (за определенную плату) свои деньги (часть своего дохода) управляющей компании, чтобы профессиональные управляющие вложили их деньги в ценные бумаги. Доход пайщика складывается из прироста стоимости его паев. Стоимость паев со временем может как увеличиваться, так и уменьшаться, поскольку изменяется рыночная стоимость ценных бумаг в составе имущества фонда. Именно поэтому владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением стоимости паев. Доходность ПИФов не гарантируется ни государством, ни управляющей компанией. Управляющая компания также не вправе предоставлять какие-либо гарантии, обещания и предположения о будущей эффективности и доходности ее инвестиционной деятельности. Проблемным моментом является и оценка статуса надежности паевого инвестиционного фонда, управляющей компании.
Законодательство Республики Беларусь не предусматривает такой формы деятельности как паевые инвестиционные фонды. Однако большое количество субъектов хозяйствования Республики Беларусь вкладывает денежные средства в паевые инвестиционные фонда иностранных государств. В этом случае разрешение на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, по приобретению пая паевого инвестиционного фонда выдается в соответствии с действующим в Республике Беларусь валютным законодательством, а инвестиционная деятельность паевых инвестиционных фондов осуществляется в соответствии с законодательством иностранных государств [25].
Подводя
итог, можно сделать вывод, что альтернативные
пути привлечения инвестиций в Республику
Беларусь находятся на стадии своего развития.
Государство способствует развитию альтернативных
путей привлечения инвестиций. Способы
привлечения инвестиций, которые являются
в Республике Беларусь наиболее применимыми
и перспективными на данный момент является
публичное размещение акций на биржах,
выпуск еврооблигаций и проектное финансирование.
3
Альтернативные способы
привлечения инвестиций
в Республике Беларусь:
проблемы и перспективы
Привлекательность страны для привлечения инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые в обобщенном виде приведены в Приложении Б. При этом следует отметить, что каждый способ привлечения инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций. Вместе с тем, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, четкая процедура приватизации, предсказуемость, последовательность и либеральность законов, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений об инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, исследования показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток инвестиций в страну1 [17, c. 48].
Как показывает международный опыт, страны, преуспевшие в привлечении инвестиций проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий и помогающую им вести бизнес, не подвергаясь излишнему риску. Однако это подразумевает не только предоставление льгот (освобождение от налогов, финансовые субсидии, снижение импортных тарифов и т.д.), но и проведение стабильной макроэкономической политики. Поэтому рост инфляции, выливающийся в снижение покупательской способности, незначительные шаги в осуществлении программы приватизации, превалирование государственного сектора, жесткий контроль над ценами, большая налоговая нагрузка и сложная система налогообложения, являются препятствиями для существенного роста притока инвестиций в страну. Для улучшения инвестиционной привлекательности правительству следует гарантировать сохранение стабильности макроэкономического климата, ускорить процесс приватизации, улучшать условия для ведения бизнеса и предпринимать меры по борьбе с коррупцией и бюрократией [22].
Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток инвестиций. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности привлечения инвестиций к налоговой нагрузке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, инвестиции сокращаются на 3.7%, однако, в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от 0% до 5% [17, c. 123]. Более того, инвестиции становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мобильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода исследования интересны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на привлечение инвестиций, реформы налога на прибыль корпораций [22]. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секторов или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом. Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы. К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил - данные факторы оказывают ни меньшее влияние, чем налог на прибыль. Также необходимо отметить, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для привлечения инвестиций. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами. Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток инвестиций [22]. Поэтому при выработке политики по привлечению инвестиций необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления иностранным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в определенных отраслях и ряд других факторов.
Информация о работе Альтернативные пути привлечения инвестиций в Республику Беларусь