Значение наглядности в процессе обучения английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть принцип наглядности у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Задачи исследования:
Принцип наглядности на уроках английского языка
Мультимедийная наглядность на уроках английского языка
Объект исследования: принцип наглядности на уроке английского языка.
Предмет исследования: принцип наглядности на уроке английского языка на начальной ступени обучения.

Оглавление

Введение
Глава I. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка
1.1 О применении наглядности в обучении иностранному языку
1.2 Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка
Глава II. Применение принципа наглядности в процессе обучения английского языка
2.1 Использование наглядности обучения при аудировании
2.2 Применение наглядности при формировании лексических навыков говорения
Глава III. Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках иностранного языка
3.1 Наглядность и ИКТ
3.2 Мультимедийное сопровождение уроков английского языка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

принцип наглядности в обучении ИЯ.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Говоря  о роли технических средств в  обучении аудированию, преимуществах  одних и недостатках других, можно  с уверенностью сказать, что ни одно из них, взятое в отдельности, не может  полностью обеспечить успех обучения, и только правильное их сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса и познавательной деятельности учащихся, дает возможность достигнуть оптимальных результатов.

     Применение  наглядности помогает организовать деятельность учащихся так, чтобы их внимание было устойчивым и сосредоточенным. Ценность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит в том, что оно мобилизует психическую активность учащихся: вызывает интерес к занятиям иностранным языком, снижает утомление…

     Принцип наглядности обучения – это один из самых интуитивно понятных принципов обучения, который вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения материала учащимися.

     Средства  наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка. 

 

     Глава III. Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках иностранного языка 

     3.1 Наглядность и ИКТ 

     С развитием современных технологий компьютер становится средством  обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые  информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскому языку.

     В наше время применение интерактивных  средств обучения прочно вошло в  школы. Это не только современные  технические средства, но и новые  формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием современных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскому языку.

     Применительно к компьютерному обучению, принцип  наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью" играет очень важную роль. Если в традиционном понимании наглядность это, прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее с помощью нажатия различных клавиш или управления мышью.

     Компьютерные  обучающие системы также называют интерактивными (диалоговыми) - это  форма общения, характерными особенностями  которого являются смешанная человеко-машинная инициатива, предвидение намерений пользователя и возможность сотрудничества с системой. Традиционные уроки по природе своей являются пассивной формой обучения. Поскольку соотношение между количеством учащихся и количеством преподавателей может быть достаточно велико, у преподавателя мало возможностей взаимодействовать с каждым учеником и ученик робкий и застенчивый зачастую остается без внимания. Обучение с помощью компьютеров, напротив, подразумевает обязательное взаимодействие каждого учащегося с системой с целью усвоения урока: это делается нажатием клавиш для перехода к другому окну, с помощью ответов на вопросы и т. п.

     Эффективное представление уроков на экране является одним из центральных вопросов компьютерного  обучения. Тесты с альтернативным выбором ответов по пройденным темам курса английского языка с рисунками, графиками и автоматическим выбором баллов за правильные ответы по данному тесту. Следует отметить, что применение компьютерных программ- тренажеров заметно повышает интерес к предмету. Помимо этого развивается навык к самооценке - с компьютером спорить за оценку бесполезно.

     Развития  памяти ребенка. Нельзя не упомянуть  и о том, что занятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения  мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию.

     Обучаемому  сложнее отвлечься. При получении  информации при помощи и слуха, и  зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Если человек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь  его посторонним звуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадом освещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя - звук будет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексном восприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить более эффективно.

     В последние годы, появилось большое  количество обучающих программ по иностранным  языкам. Они не только позволяют  читать текст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в  себе такой классический метод, как аудирование. Более того, ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.

     Изучение  английского языка с помощью  компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся школы. Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке  дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет свои умения и способности.

     Мультимедийный  курс английского языка – это видеоролики, интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игры направлены на достижение только положительного результата! Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению иностранному языку.

     После проведения таких уроков, приходим к выводу, что, благодаря использованию интерактивного мультимедийного курса решается проблема повышения качества обучения.

     Компьютерный  курс содержит большое количество мультимедийных лекций и позволяет резко облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала.

     Существующие  на сегодняшний день компьютерные программы позволяют выводить на монитор информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать как самостоятельную работу каждого ученика в отдельности, так и групповую работу вместе взятых учащихся группы.

     Мультимедийные  задания носят различный характер: - нажать на правильный ответ; - заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; - найти слово, (правильный ответ); - расположить предметы на картинке; - соединить точки, ответить на вопросы; - найти слова, соответствующие картинкам; - прочитать слова и указать на предмет; - прослушать и спеть песенку; - прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос; - напечатать слово, фразу, предложение.

     Занимательные упражнения, направленные на развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение, формирование и закрепление навыков монологической и диалогической речи позволяют  отрабатывать произношение, совершенствовать письменную речь, пополнять словарный запас.

     Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный  подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Новейшие технологии в обучении английскому языку повышают самостоятельность детей, но в то же время способствуют сотрудничеству учителя и ученика на уроке, помогает давать учащимся прочные знания и развивать коммуникативную компетенцию, а так же идти в ногу со временем и не отставать от прогресса.

     Электронные издания учебного назначения, обладая  всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий  и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера, диске или иных цифровых носителях, мобильность, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте и передачу одноклассникам.

     Известно, что учитель в процессе своей  работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся не только в аудитории, но и в домашних условиях, что необходимо для более успешного перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника 

 

     3.2 Мультимедийное сопровождение уроков английского языка 

     Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические  картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) – давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Они создают особую предметно-мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной компетенции. С другой стороны, являясь осознанным или неосознанным “внешним раздражителем”, стимулом, наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала за счет конкретизации абстрактного, т. е. отражении и запечатлении в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Таким образом, изобразительная наглядность на уроке является тем окружением, своего рода визуальным контекстом, без которого невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетенций учащихся – как общеучебных, так и конкретно-предметных.

     С точки зрения когнитивной психологии визуальный контекст, во-первых, дает учащемуся  внешний посыл, усиливающий и  подкрепляющий его ожидание –  содержательную антиципацию, а во-вторых, формирует существенный стимул для восприятия новой информации, т. е. помогает новому образу попасть в область хранения похожей информации, повышая тем самым готовность восприятия. Это явление – своего рода связь визуального контекста и порога восприятия информации, или связь стимулов и ожиданий, – еще раз доказывает положение, известное любому учителю-практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет не только быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее, но и эффективно усваивать на активно деятельностном уровне, т.е. переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.

     Создание  средств изобразительной наглядности  требует от учителя значительных затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что они с лихвой “окупаются” повышением эффективности нашей работы. С целью взаимопомощи методическими объединениями учителей-предметников школ обычно создаются специальные ресурсные центры, объединяющие материальные плоды учительского труда: различные дидактические материалы и наглядные пособия - банки данных, библиотеки образов, видео- и фильмотеки и пр.

     Новые и, по-видимому, безграничные возможности  создания средств изобразительной  наглядности предоставляются мультимедийными технологиями. В настоящее время компьютер является наиболее совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройства вербальной и невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет и электронную почту) и т. п. – используемых обычно в учебном процессе.

     Такая многофункциональность компьютера при работе с источниками информации разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяет создавать и  воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых  с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность – эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней. Это особый и высший в настоящее время вид наглядности, изначально создаваемый автором-разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю “вступать в диалог” с компьютером за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых эффектами анимации – демонстрирующейся в заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т. е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.

Информация о работе Значение наглядности в процессе обучения английского языка