Тестирование иноязычных лексических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проследить необходимость и целесообразность использования тестовой методики для контроля сформированности иноязычных лексических навыков на уроках иностранного языка

Задачи исследования:

- исследовать особенности обучения лексике в условиях коммуникативного подхода;

- изучить особенности и преимущества тестирования иноязычных лексических навыков на уроках иностранного языка;

- рассмотреть виды тестов по их назначению;

- определить функции тестов, исходя из целесообразности их использования на уроках иностранного языка;

- обозначить требования, которыми должен обладать правильно составленный тест

Файлы: 1 файл

куссовая.docx

— 55.13 Кб (Скачать)

     Так, например, для контролирующего теста характерны  однократное повторение тестируемой единицы, противопоставление её другим  единицам  лишь по  одному  какому-либо  признаку,  помещение  её  обязательно  в   качестве искомой, одноразовое выполнение теста и т, д.; для обучающего теста  типичны многократное повторение  одной  и  той  же  единицы,  противопоставление  её другим единицам по разным признакам, помещение её в  положение  то  искомой, то  отвергаемой,  многократное  выполнение  одного  и  того  же  теста  (для достижения нужной скорости узнавания) и т.д.  Это  свидетельствует  о  том, что использование тестов в  практике  преподавания  оправдано,  однако  и  в теоретических  исследованиях  и  при  составлении   тестов   следует   четко разграничивать две  их  функции,  с  тем,  чтобы  использовать  их  реальные возможности   для   повышения   эффективности   учебного   процесса.   Также представляется необходимым специальное, целенаправленное изучение  вопросов, связанных с тестированием. В особом изучении  нуждаются обучающие тесты — определение  требований  к  ним,  установление  их  места  в  общей  системе

упражнений  для  развития  того  или  иного   вида   речевой   деятельности,

определение учебной эффективности отдельных  видов тестов  и  другие  вопросы должны привлечь внимание и методистов и учителей - практиков. 
 
 
 

2.2. Характеристики тестов

    Какими  основными характеристиками должен обладать правильно  составленный тест?

    Анализ  психолого-педагогической литературы и практический опыт использования  тестовой методики контроля позволяет  сформулировать основные требования, которым должны отвечать тесты.

    1. Каждый тест имеет определенную цель и только с этой целью должен применяться.

    2. Тестовые задания должны содержать лишь одну, четко определенную трудность.

    3. Тест должен включать задачу, требующую однозначного (как в языковом, так и в содержательном плане) решения.

    4. Задания теста должны быть содержательно и конструктно валидны (т.е. следует обращать  внимание на четкость формулировок заданий).

    5. Тесты должны быть построены на изученном языковом материале.

    6. Важным свойством хорошо составленного теста является его экономичность. Под этим параметром  подразумеваются  малые  затраты времени как на выполнение теста в целом, так и на отдельные виды заданий.

    7. Организация теста должна быть несложной, чтобы можно было легко подсчитать его результаты.

    8. Задания в тесте следует располагать по степени нарастания трудностей.

    9. Тесты как измерительное средство при разных видах контроля должны соответствовать определенным критериям, адекватно  удостоверенным в паспорте измерительного средства.

    10. Задания  могут предлагаться как на  иностранном, так и  родном  языке  учащихся.

    11. В зависимости от уровня обученности и условий обучения тест может содержать от 40 до 100 позиций.

    Надо  обратить внимание и на то, что непременным  условием успешности тестового контроля является использование тестов в  функции упражнений в  ходе  тренировочной  работы. Тогда учащиеся будут четко представлять, какие именно умения требуются от них при выполнении того или иного  задания теста, что и как будет оцениваться в итоге.

    Результаты  тестирования  позволяют определять уровень обученности учеников и выявить перспективы и тенденции в развитии образования. Методически грамотно организованное тестирование позволяет осуществлять обратную связь и, таким образом, способствует повышению  эффективности  обучения иностранному языку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Функции тестов

    Достоинством  теста также  является и его  полифункциональность. Помимо контролирующей функции тест может служить средством  диагностики трудностей языкового  материала, а также способом прогнозирования  успешности или неуспешности обучения.

    Основным  отличием теста от традиционной работы состоит в том, что он предполагает измерение. Поэтому  оценки  по результатам  тестирования отличаются большей объективностью, которая гарантируется измерением количественной информации. Объективность  при использовании тестов так  же гарантируется беспристрастием  преподавателя при данном виде контроля знаний, умений и навыков.

   Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников, повышает их ответственность  при выполнении учебных заданий.

     С целью  профилактики  ученики   записывают   возможные   типичные   ошибки   в специальные  тетради,   дополняя   это   правилами   (на   русском   языке), разъясняющими  ту или иную грамматическую  структуру, и несколькими,  наиболее  характерными и четкими примерами  на употребление её в речи.

      Все  чаще  находят  применение  как  упражнения,  предназначаемые   для

овладения учащимися  тем  или  иным  языковым  материалом  и/или  отдельными речевыми умениями. Как уже упоминалось, в соответствии с этим в литературе  на  английском  языке всё чаще  появляется  термин  teaching  test  — «обучающий  тест».  Данным термином, по-видимому, целесообразно воспользоваться при противопоставлении тестов этого назначения контролирующим тестам.  Такое противопоставление  в настоящее время совершенно  необходимо,  поскольку в современном учебном процессе тесты — даже при том ограничении заданий,  которые мы  предлагаем относить   к   тестам,—   отчетливо   выполняют   две   различные   функции: контролирующую и обучающую. В зависимости от  предписываемой  им  функции  к ним предъявляются различные требования, и составляются они по-разному,  хотя внешне очень схожи.

      Само собой разумеется, что указанное  противопоставление, как и во  всех

    других  случаях, носит условный характер,  поскольку  почти  всякий  контроль обучает, а любое упражнение/задание (одна  из  форм  реализации  обучения  и учения) предполагает контроль его выполнения. В данном случае тесты,  как  и другие  упражнения/задания,  различаются  по   их   доминирующей   цели.   К контрольным относятся те, основной целью которых является  установить  факт знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным  материалом, умением, деятельностью и соответственно оценить его; цель  обучающих тестов — обеспечить усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом,  умением, деятельностью, и контроль их выполнения выступает для учителя как средство управления этим процессом. К тестам,  выполняющим контролирующую  функцию, относятся два основных  вида:  тесты,  проверяющие наличие у школьников определенного уровня  коммуникативной компетенции (proficiency  tests),  и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным  языковым  материалом  и отдельными речевыми умениями за определенный  период  обучения  (achievement tests).             В средней школе первый  вид теста можно соотнести с итоговым контролем, проводимым в конце курса обучения, второй вид — с промежуточным итоговым  контролем,  осуществляемым  по   окончании   определенного   цикла занятий. Эти виды тестов подробно изучены в теоретическом плане и находят широкое применение в зарубежной практике преподавания иностранных языков.

      Безусловно, тест пока ещё не  может  заменить  такую,  например,  форму

итогового контроля, как экзамены. Однако его  можно  с  успехом  использовать как одну из  форм  (не  единственную!)  промежуточного  итогового  контроля, проводимого, например,  по  окончании  цикла  занятий  (achievement  tests).

    Такая  форма  проверки,  если  она  носит  регулярный   характер,   приучает школьников к  ответственности  за  весь  материал  цикла,  что  способствует успешности их обучения),  поскольку  тестом,  рассчитанным  на  10—15  минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время  материал и проверить  всех  учащихся.  С  этой  точки  зрения  тест  является  весьма действенным и экономным средством контроля. Следует также иметь в виду,  что проверка 30—40 тестов по ключу не займет у учителя  больше  5—7  минут.  Как уже отмечалось, в настоящее время совершенно отчетливо наметилась  тенденция использовать  тесты  в  обучающей  функции,  т.  е.  в  процессе   овладения учащимися языковым  материалом,  отдельными  речевыми  умениями,  различными видами  аудирования  и  чтения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Виды тестов

      По своему характеру тестовые  задания относятся к проблемным  ситуациям. Задача тестируемого  заключается в решении  конкретной  проблемной ситуации. При выполнении  тестовых заданий студент выполняет  ряд мыслительных операций над  языковым  материалом.

    К таким операциям относятся выделение  и идентификация объекта, сопоставление (поиск сходства, различия), трансформация, обобщение, исправление, завершение (поиск  недостающего элемента) и т.д.

    Наиболее  частыми приемами, отражающими эти  вербальные операции, являются: 1.множественный  выбор; 2.завершение; 3.сопоставление; 4.трансформация; 5.действия с группировками; 6.исправление; 7.расположение по порядку.

        Для контроля сформированности тех или иных умений и навыков у студентов  в настоящее время чаще всего используются тесты  следующих  разновидностей: 

а)  тесты  множественного выбора (multiple choice) – тесты, содержащие определённое количество альтернатив, только одна из которых является верной. б) перекрестный выбор, установление соответствий (matching technique); в) тесты на выбор правильного ответа из двух предложенных вариантов (true – false);  г) техника перестановки (rearranging technique); д) тест восстановления (cloze-test); е) тест свободного ответа (free response type);

ж) техника  рассечения текста (slashed technique).

    В методической литературе можно найти  различные классификации тестов: по их цели, структуре, форме выполнения, содержанию, условиям проведения и  т.д. Наиболее распространенной является классификация тестов по их назначению.

    Основная  цель прогностических тестов состоит  в определении способности того или иного студента к изучению иностранных  языков (aptitude tests). Общее  владение языком проверяется с помощью  так называемого proficiency теста.

    Средством текущего и итогового контроля сформированности навыков и развитие умений служит тест достижений (achievement test).

    Причем  тесты, измеряющие общие умения в  речевой деятельности (proficiency), не зависят  от конкретной программы,  методики  или учебного пособия, которые использовались в процессе обучения.

    Тесты могут быть тематическими/промежуточными (formative tests) или итоговыми (summative tests). Итоговые тесты предназначены для  измерения уровня обученности студента с помощью стандартизированных  заданий. Тематический тест имеет целью  показать преподавателю и студентам  недостатки в ходе  изучения той  или иной темы, выявить трудности  в овладении учебным материалом, а также мотивировать работу  студентов по повторению изученного материала определенного раздела  учебника.

    Тесты  могут  быть  итоговыми или промежуточными   (тематическими). Итоговые  тесты предназначены,  для того  чтобы объективно   подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности.  Тематический  тест   призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

       Тесты могут определять уровень  обученности и/или языковой компетенции  учащегося относительно уровня  других учащихся  (нормо-ориентированный   тест) или  относительно  определенного   критерия,  например   уровня   обученности (критериально - ориентированный).

       Таким образом, результаты тестирования  могут  быть  использованы  для

оценки  уровня обученности учащихся, для  отбора их в  то  или  иное  учебное  заведение, для сертификации их достижений в определенном виде  деятельности (по учебному предмету), для распределения  по группам обучения в зависимости  от достигнутого уровня, для диагностики  трудностей обучения. 
 
 

Информация о работе Тестирование иноязычных лексических навыков