Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы определить норму и сравнить употребление вспомогательных глаголов в сложных видовременных формах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.определить место вспомогательных глаголов в системе языка;
2.рассмотреть употребление английских и французских вспомогательных глаголов;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Классификация вспомогательных глаголов английского и французского языков 5
1.1 Английские вспомогательные глаголы и их характеристика 5
1.2 Французские вспомогательные глаголы и их свойства 14
ГЛАВА 2 Сравнительная анализ употребления вспомогательных глаголов 23
2.1 Употребление вспомогательных глаголов в английском языке 23
2.2 Употребление вспомогательных глаголов во французском языке 25
2.3 Сравнительный анализ употребления вспомогательных глаголов во французском и английском языках 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
You see, there are a number of experiments that have to be done - Видите ли, есть много опытов, которые должны быть проделаны
They had to carry the wounded from the ambulances to the hospital - Они должны были носить раненых из санитарных, машин в госпиталь.
Отличие глагола to have от глагола must состоит в том, что глагол to have может иметь оттенок значения, выражаемый русскими словами приходится, вынужден:
In technics we have to do with pressure much greater than that of air - В технике нам приходится иметь дело с давлением значительно большим, чем давление воздуха.
You will have to make numerous computations - Вам придется сделать многочисленные вычисления.
Вопросительная и
Dо you have to do that part of the work in the laboratory? - Вы должны делать эту часть работы в лаборатории?
Глагол to do
Вспомогательный глагол to do употребляется:
1. Для образования
"Do you want to go to а movie tonight?" he asked, "Вы хотите пойти в кино сегодня вечером?", - cnpoсил он.
Why did you not come by the nine o'clock train? - Почему вы не приехали девятичасовым поездом?
2. Для образования отрицательной
формы повелительного
Don't go away! -- He уходите!
Don't talk! -- He разговаривайте!
Don't be late? -- He опаздывайте!
3. Для подчеркивания действия, выраженного глаголом, в утвердительных и повелительных предложениях. В этой функции глагол to do в соответствующей форме (do, does, did) занимает место перед смысловым глаголом, который употребляется в форме инфинитива без частицы to. В таких предложениях в устной речи ударение падает на do (does), did.
George asked me if I remember it bered our first trip... I answered that I did re member it - Жорж спросил меня, помню ли я нашу первую экскурсию. Я ответил, что я помню ее очень хорошо.
Dо come and see us. - Пожалуйста, заходите к нам!
Dо be quiet, friends! - He шумите же, друзья!
При переводе таких предложении на русский язык средством подчеркивания действия может служить интонация или употребление таких слов, как все же, ведь же, действительно и т. п.
4. Для замены смыслового
глагола. Если в предложении
в качестве сказуемого
My father heard it all as plainly as I did. - Мой отец слышал все это так же ясно, как я (слышал).
You must pull a rubber band as hard with your left hand as you do with your right. - Вы должны тянуть полосу резины левой рукой с такой же силой, с какой вы тянете правой.
5. Для замены смыслового глагола в форме Present или Past Indefinite в кратких ответах:
Who took the dictionary? - I did. Кто взял словарь? — Я (взял).
Does he help you? -Yes, he does. Он помогает вам?— Да (помогает) .
Do you like the new play? - Yes, I do. No, I don't. Вам нравится новая пьеса?— Да (нравится). Нет (не нравится).
Глагол to do употребляется в качестве смыслового глагола в значении делать, производить и т, п.:
Is there anything I can do for you? - Могу я что-нибудь сделать для вас?
Forces which do positive work are sometimes called efforts. - Силы, которые производя! положительную работу, иногда называются усилиями.
Можно сделать вывод: почти все времена английского языка образуют отрицательные и вопросительные предложения при помощи вспомогательных глаголов. Вспомогательные глаголы не несут никакой смысловой нагрузки, а используются только в грамматических целях. В английском языке среди вспомогательных глаголов, имеющих лексическое значение, выделяют следующие: to be, to do , to have. Эти глаголы могут использоваться в различных временах за исключением утвердительных предложений в Present и Past Indefinite.
1.2 Французские вспомогательные глаголы и их свойства
Во французском языке времен больше, чем в русском. Их подразделяют на простые и сложные. Простые времена образуются без вспомогательного глагола, а сложные— при помощи вспомогательного глагола. Вспомогательных глаголов насчитывается 4: avoir, être, aller и venir. Последние два употребляются для образования времен группы immédiat — ближайшего прошедшего (venir) и ближайшего будущего (aller). Остальные времена строятся при помощи avoir или être, стоящих в определенном времени; оба этих глагола теряют свое значение и выполняют чисто грамматическую функцию – они образуют новое время [4, с.273].
Вспомогательные глаголы (verbes auxiliaires), являются частью морфологической формы полнозначного глагола (отделимыми морфемами).
Глаголы французского языка делятся на три группы и спрягаются они по-разному.
Глаголы, которые относятся к первой группе, оканчиваются в неопределенной форме на –er: travailler – работать, aller – идти, aimer – любить, envoyer – посылать, manger – есть. Глаголы этой группы являются правильными глаголами и соответственно, спрягаются точно по правилам спряжения французского языка.
Глаголы, относящиеся ко второй группе, оканчиваются на –ir: gravir – взбираться, fourbir — полировать, finir – заканчивать, amoindrir – уменьшать, convertir – превращать. Глаголы этой группы также являются правильными, и поэтому спрягаются по тому же принципу, что и глаголы предыдущей группы. Можно всего лишь знать элементарные окончания в разных временах, чтобы правильно спрягать глаголы этой группы.
В третью группу глаголов относят те, которые оканчиваются на –er, -re, -oir и на –ir, у которого нет суффикса –iss во множественном числе. Такие глаголы как правило относят к неправильным. Например, abattre – убивать, aller – пойти, avoir – иметь, appartenir – принадлежать, redescendre – спускать. Глаголы этой группы спрягать сложнее всего, так как для каждого глагола 3 группы существуют свои окончания и формы. Все глаголы 3 группы неправильны. Чтобы уметь их склонять, нужен список всех неправильных глаголов, их форм и окончаний.
Также имеются три формы спряжения — пассивная, возвратная и активная.
Активная форма заключается в том, что подлежащее совершает действие, которое выражается глаголом. Les riches boivent du champagne. — Богатые люди пьют шампанское
Пассивная форма: подлежащее совершает действие на себе, совершаемое дополнением глагола. Les villes sont reconstruites — Города перестраиваются.
Возвратная форма заключается в том, что два местоимения, выражаемые подлежащим и дополнением, спрягаются с глаголом одного и того же лица. Возвратные глаголы спрягаются с глаголом être в сложном времени. Je me peigne — Я причёсываю волосы.
С помощью отрицательных частиц ne и pas во французском языке образуется отрицательная форма глагола и при этом глагол ставится между частиц.
Во французском языке имеются безличные глаголы. Они употребляются в единственном числе третьего лица. Подлежащее выражается безличным местоимением il, но оно не является предметом или лицом. Il neige – Идет снег, Il pleut – Идет дождь.
В безличных конструкциях употребляются глаголы, которые имеют и полное спряжение. К примеру, глагол, обозначающий время — être образует обороты. А глагол faire образует обороты, которые связаны с явлениями природы, сочетаясь с существительными или прилагательными. Il fail beau — (Стоит) хорошая погода.
Во французском языке наклонение выражает отношение действия к действительности. Их во французском всего четыре:
Indicatif – изъявительное, Imperatif – повелительное, conditionnel – условное, subjonctif – сослагательное.
Эти наклонения могут иметь несколько форм времени. Время глагола показывает, что действие находится в прошедшем, будущем или настоящем времени.
Наклонение Indicatif (изъявительное) может выразить реальное действие, происходящее в прошлом, настоящем или будущем времени.
К изъявительному наклонению относятся простые времена: рrésent (настоящее), прошедшие imparfait (несовершенное) и рassé simple (простое прошлое), и futur simple (будущее простое), и сложные: прошедшие рassé composé (прошедшее составное), рassé antérieur (более раннее прошлое) и plus-que-parfait (выражает действие, совершенное до какого-то другого совершенного ранее действия), и будущее futur antérieur (предварительное будущее).
Условное наклонение французских глаголов включает времена сonditionnel présent (настоящее условного наклонения) и сonditionnel passé (прошедшее условного наклонения).
Сослагательное наклонение включает такие временные формы, как простые présent du Subjonctif (настоящее сослагательного наклонения) и imparfait du Subjonctif (прошедшее незавершенное время сослагательного наклонения), и сложные passé du Subjonctif (прошедшее сослагательного наклонения) и plus-que-parfait du Subjonctif (выражает действее в сослагательном наклонении, совершенное до какого-то другого совершенного ранее действия).
Повелительное наклонение имеет две формы времени: Impératif présent (настоящее повелительного наклонения) и Impératif passé (прошедшее повелительного наклонения).
В основе классификации глаголов B.Г. Гака лежит семантико-грамматическая самостоятельность, полная или частичная десемантизации (полная или частичная утрата собственного значения), а также отсутствие номинативной функции [4, с. 277]: самостоятельные, полуслужебные, служебные. Последняя группа, в свою очередь, делится на вспомогательные глаголы и собственно служебные. В.Г. Гак считает вспомогательные глаголы (avoir, être, aller и venir) отделимыми морфемами, частью морфологической формы. Как видно из списка глаголов, относимых В.Г. Гаком к вспомогательным, все они служат для образования сложных времен, а глагол être - еще и пассивного залога. Что касается собственно служебных глаголов, то их отличие от вспомогательных заключается в том, что они, не являясь частью морфологической формы глагола, составляют с ним единый член предложения. При этом глагол может выполнять как функцию связки (devenir, paraître, se montrer, faire, rendre, trouver), так и входить в составное сказуемое, выражая видовые, залоговые, модальные значения (faire, laisser, être en train de, être à и т.д.).
Э. Бенвенист выделяет три типа auxiliation: I) auxiliation de diathèse (пассивный залог со вспомогательным глаголом être); 2) auxiliation de temporalité (перфект со вспомогательными глаголами être или avoir); 3) auxiliation de modalite (употребление глаголов типа falloir, pouvoir, vouloir и т. д. в качестве вспомогательных). [4, с. 278].
В целом, сами вспомогательные глаголы - это часть более широкого понятия, которое в лингвистике получило название «auxiliarité» и относительно мало изучено. Э.Бенвенист отмечает, что лишь две работы посвящены данной проблеме: статьи Г.Гийома «Теория вспомогательных глаголов и анализ связанных с ними фактов» и Л. Теньера «Структурная теория сложных времен». Оба лингвиста, по сути, говорят о десемантизации [4, с.280].
Поскольку в качестве отправного пункта был использован английский язык, то любопытно отметить, что, если не учитывать значение и функции различных компонентов понятия «auxiliaire», то их набор в английском и французском практически одинаков. Это вспомогательные глаголы времени (être/be, avoir/have) и вида (если рассматривать английскую форму «be + ing» «être en train de + inf» как аналогичные), модальные вспомогательные глаголы (pouvoir/can,may, devoir/must). Однако если сравнить, например, временные формы, в которые входят вспомогательные глаголы, то становится очевидным, что роль последних в рассматриваемых языках различна [4, с. 284].
Во французском языке
глагол être (быть) используется для описания
какого-либо явления, состояния одушевленного
или неодушевленного объекта, определения
рода деятельности, занятий, профессии.
Глагол être также используется
в качестве вспомогательного при спряжении
других глаголов в
сложных временах французского языка.
Глагол être относится к третьей
группе глаголов и
имеет особые формы спряжения практически
во всех временах. При этом за основу используется
либо исходный корень глагола, либо отличная
от корня глагола морфема. Как правило,
спряжение глагола être заучивается наизусть.
Forme affirmative:
Je suis
Tu es
Il/elle/on est
Nous sommes
Vous étes
Ils sont
Forme négative:
Je ne suis pas
Tu n’es pas
Il/elle/on n’est pas
Nous ne sommes pas
Vous n’étes pas
Ils ne sont pas
Обычно в предложениях глагол être на русский язык не переводится. Например, выражение «il est directeur» на русском языке будет звучать как «он директор», а не «он есть директор», поскольку глагол «быть» в сочетании с названиями профессий, описаниями состояний и т.п. в русском языке, как правило, опускается. В отличие от русского языка, во французском наличие подлежащего с указанием рода занятий, описания и т.п. всегда предполагает наличие глагола être:
Nous sommes enfants – Мы дети.
Pierre, tu es tres intelligent – Пьер, ты очень умный.
La maison est grande – Дом большой.
В некоторых конструкциях во французском языке глагол être может либо не переводиться на русский язык вовсе, либо переводиться другими подходящими по смыслу в данной конкретной ситуации глаголами. Например:
ton stylo est sur la table – твоя ручка на столе ИЛИ твоя ручка лежит на столе;
mon complet est dans l'armoire – мой костюм висит в шкафу ИЛИ мой костюм в шкафу;
nous sommes en huitieme – мы учимся в восьмом классе[4,с.280].
Глагол être используется в качестве вспомогательного при спряжении всех возвратных глаголов (se séparer, s'arrêter и т.д.) и 15 глаголов в сложных временах. К таковым относятся так называемые «непереходные» глаголы, обозначающие состояние или движение: