Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа
Целью моей курсовой работы являлись анализ средств выражения рациональной оценки в текстах СМИ, частота употребления видов рациональной оценки в текстах СМИ.
Объект исследования–рациональная оценка
Предмет исследования– анализ средств выражения рациональной оценки в текстах СМИ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 РАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ СМИ 8
1.1 Категория оценки 8
1.1.2 Структура оценки 8
1.1.3 Классификации оценок 10
1.1.4 Соотношение эмоциональной и рациональной оценок в высказывании 11
1.1.5 Типы рациональной оценки и средства их выражения 14
2 ВЫРАЖЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТЕКСТАХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ 23
2.1 СМИ 23
2.1.2 Функции языка СМИ 24
2.2 Примеры выражения рационалистических оценок в соответствии с классификацией Арутюновой 26
2.2.1 Утилитарные оценки 26
2.2.2 Телеологические оценки 26
2.3 Анализ примеров выражения рационалистических оценок текстах СМИ в соответствии с классификацией Арутюновой 27
2.3.1 Целесообразность 27
2.3.2 Достоверность 28
2.3.3 Необходимость, долженствование 29
2.3.4 Истинность 30
2.3.5 Возможность 30
2.3.6 Важность 31
Вывод к Главе 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список источников материала 38
Подводя основные итоги данной курсовой работы, необходимо отметить, что изученный материал позволил обобщить и дать определения базовым понятиям выбранной темы:
• Оценка - субъективное выражение значимости предметов и явлений окружающего нас мира для нашей жизни и деятельности; умственный акт, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для жизни и деятельности субъекта; задана физической и психической природой человека, его бытием и чувствованием, задает мышление и деятельность, отношение к другим людям и предметам действительности, его восприятие искусства
• Компоненты оценки – субъект (лицо/социум, определяющее ценность того или иного предмета, путем выражения оценки), объект (предмет или явление, которому приписывается ценность/ антиценность), основание (мотивация оценки или оценочный признак, то, с точки зрения чего производится оценивание), характер (признание ценности объекта оценки)
• Рациональная оценка – оценка, относящаяся к числу оценок-когнитивов; теснейшим образом связанная с жизнедеятельностью человека; всегда дающаяся относительно некоторой цели (то, что рационально по отношению к одной цели, часто не будет рациональным по отношению к другой цели); зависящая от условий деятельности (то, что рационально в одних условиях, в других - может стать нерациональным); соответствующая некоторым законам разума, стандартам и нормам "разумной" деятельности. Разделение чисто рационального и чисто эмоционального в языке является условным. Вольф Е.М. считает, что в языке не может быть чисто эмоциональной оценки, так как язык сам по себе всегда предполагает рациональны аспект. Но всё же способы выражения двух видов оценок в языке различаются, показывая, эмоциональное или рациональное начало лежит в основе суждения о ценности объекта. Эмоциональное и рациональное в оценке подразумевают две разные стороны отношения субъекта к объекту: эмоциональное - это чувства, рациональное – мнения.
• Средства выражения оценки: лексические и словообразовательные (служат для характеристики позиции говорящего в плане его отношения к высказываемому), морфологические (приспособлены к дифференцированному воплощению в речи отношения говорящего и к высказываемому, и к собеседнику), синтаксические (при теснейшем взаимодействии с интонацией оказыва¬ются в состоянии всесторонне характеризовать субъективную позицию говорящего)
Каждому значению свойственен свой набор средств выражения. Для выражения оценки целесообразности/ нецелесообразность используются абстрактные (или базовые) лексемы, лишенные семантической дифференциации, и специальные, конкретизирующие указанное значение и распределяющиеся по двум группам. Истинность выражается с помощью модально-оценочных предикатов истинности/ложности, среди которых выделяют базовые и их антонимы, инхоативы и результативы, именные корреляты (адъективы, наречия, субстанивы). Важность/неважность на лексическом уровне передаётся с помощью слов с семантикой важности, значительности, первостепенности, особенности какого-либо события (явления, ситуации) или, напротив – их незначительности, второ-, третье- и т. д. степенности, добавочного характера. Основными средствами выражения достоверности/недостоверности в русском языке являются модальные слова и частицы, модальные глаголы и предикаты знания и мнения, а также модальные фразы. В семантическом поле возможности выделяется ряд подзначений, что обусловлено наличием разных средств выражения: внешняя возможность, внутренняя возможность. Внутри оценки необходимости, долженствования можно выделить ряд подзначений различиям в средствах выражения: внешняя необходимость; внутренняя; деонтическая (выражается долженствовательным наклонением); эпистемическая; физическая (выражается изъявительным наклонением смыслового глагола); необходимость при отрицательном отношении партиципанта к ситуации (с помощью специального класса модальных предикатов).