Рациональная оценка в текстах СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы являлись анализ средств выражения рациональной оценки в текстах СМИ, частота употребления видов рациональной оценки в текстах СМИ.
Объект исследования–рациональная оценка
Предмет исследования– анализ средств выражения рациональной оценки в текстах СМИ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 РАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ СМИ 8
1.1 Категория оценки 8
1.1.2 Структура оценки 8
1.1.3 Классификации оценок 10
1.1.4 Соотношение эмоциональной и рациональной оценок в высказывании 11
1.1.5 Типы рациональной оценки и средства их выражения 14
2 ВЫРАЖЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТЕКСТАХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ 23
2.1 СМИ 23
2.1.2 Функции языка СМИ 24
2.2 Примеры выражения рационалистических оценок в соответствии с классификацией Арутюновой 26
2.2.1 Утилитарные оценки 26
2.2.2 Телеологические оценки 26
2.3 Анализ примеров выражения рационалистических оценок текстах СМИ в соответствии с классификацией Арутюновой 27
2.3.1 Целесообразность 27
2.3.2 Достоверность 28
2.3.3 Необходимость, долженствование 29
2.3.4 Истинность 30
2.3.5 Возможность 30
2.3.6 Важность 31
Вывод к Главе 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список источников материала 38

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 86.19 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра межкультурной экономической коммуникации

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Прагматика

на тему: Рациональная оценка в тексте СМИ

 

 

 

 

Студент

ФМБК, 4-й курс, ДЯК-3                 А.С. Костенко

 

 

Руководитель

канд. филол. наук

старший преподаватель  каф. МЭК                                Н.А. Куркович

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Объем данной курсовой работы составляет 39 страниц. Данная курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, и списка использованных источников. При написании работы было использовано 18 информационных источников.

Ключевые слова: оценка, рациональная оценка, текст СМИ, категория оценки    

Целью моей курсовой работы являлись анализ средств выражения рациональной оценки в текстах СМИ, частота употребления видов рациональной оценки в текстах СМИ.

Объект  исследования–рациональная оценка

Предмет исследования– анализ средств выражения рациональной оценки в текстах СМИ

  Методы исследования:применяется описательный метод, предполагающий непосредственное наблюдение, анализ, классификацию и сопоставление языковых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1 РАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ СМИ 8

1.1 Категория оценки 8

1.1.2 Структура оценки 8

1.1.3 Классификации оценок 10

1.1.4 Соотношение эмоциональной и рациональной оценок в высказывании 11

1.1.5 Типы рациональной оценки и средства их выражения 14

2 ВЫРАЖЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТЕКСТАХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ 23

2.1 СМИ 23

2.1.2 Функции языка СМИ 24

2.2 Примеры выражения рационалистических оценок в соответствии с классификацией Арутюновой 26

2.2.1 Утилитарные оценки 26

2.2.2 Телеологические оценки 26

2.3 Анализ примеров выражения рационалистических оценок текстах СМИ в соответствии с классификацией Арутюновой 27

2.3.1 Целесообразность 27

2.3.2 Достоверность 28

2.3.3 Необходимость, долженствование 29

2.3.4 Истинность 30

2.3.5 Возможность 30

2.3.6 Важность 31

Вывод к Главе 2 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

Список источников материала 38

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие оценки, восходящее к слову «ценности», определяет особенности  взаимодействия человека и окружающего  мира. Объективный мир членится говорящим с точки зрения его ценностного характера − добра и зла, пользы и вреда, истинности и ложности и т. п. Фундаментом понятия оценки является философская теория ценностей, что делает оценку универсальной категорией (вряд ли существует язык, в котором отсутствуют понятия «хорошо» и «плохо»), а речевую ситуацию оценки − типовой, требующей отбора и использования определенных языковых средств для выражения оценочного значения.

Исследованию языковой оценки посвящены работы многих исследователей. Изучаются вопросы формирования оценочного значения на разных языковых уровнях (морфологическом, лексическом, синтаксическом), функционирования оценочных единиц в тексте и дискурсе, ведется поиск связей языковой оценки и различных характеристик личности (гендерных, национальных, психологических) и т. д. Несмотря на довольно широкую изученность этой категории, существует множество спорных или открытых вопросов. К таким можно отнести проблему определения границ оценочной семантики и отсутствие единой всеобъемлющей классификации оценок.

Понятие категории известно со времен Аристотеля. Согласно его учению, категории  выделяются на основании жесткого набора существенных признаков, что ведет  к равноправию всех ее членов. При  анализе категорий Аристотель обращается к их речевому проявлению, тем самым, определяя необходимость изучения и описания категорий в тесной связи и взаимодействии с языком. Подобная трактовка понятия категории  стала использоваться как основа для определения языковых категорий  в традиционной лингвистике.

В рамках традиционного подхода  под категорией понимают совокупность наиболее общих и существенных признаков, свойств, на основе которых все языковые элементы делятся на определенные классы (категории). При этом категоризирующий признак может быть собственно семантическим, синтаксическим или общекатегориальным. Опираясь на данное понятие языковой категории, а также описания и анализ исследований оценочного значения можно предположить, что оценка представляет собой самостоятельную категорию языка. Как самостоятельная, обладающая рядом семантических, прагматических и функциональных особенностей употребления, языковая категория оценки, имеет отличительные признаки, выделенные в рамках структурного подхода. Очевидно, что теоретическое рассмотрение данной категории невозможно без изучения ее содержания и структуры.

На значимую роль прагматического  аспекта в раскрытии смыслов оценочных предикатов указывает Е.М.Вольф, отмечая, что категория оценки бесспорно относится к сфере прагматики. Соответственно семантика оценочного речевого акта определяется прагматической ситуацией, в которой он реализуется. Необходимо отметить, что не только отечественные лингвисты, но и зарубежные авторы видят в оценке классическое воплощение прагматики, т.е. оценка часто определяется как прагматическая категория. Так, например, Г.Клаус характеризует оценку как сознательную деятельность человека, которая влечет за собой его положительную или отрицательную позицию по отношению к оцениваемому в конкретной ситуации.

Согласно прагматическому подходу  к определению оценочных предикатов, их значение может быть сведено к  коммуникативной цели речевого акта. Иначе говоря, оценка в речи всегда является целеориентированной. Наличие общеоценочного предиката в высказывании предполагает целевую интерпретацию речевого акта.

Принимая во внимания все вышеперечисленные  особенности оценочных предикатов, можно сказать, что оценка специфична в своем семантическом проявлении, при этом она имеет ярко выраженный прагматический характер. Подобное сочетание  семантических и прагматических аспектов в оценке определяет тот факт, что в рамках традиционной лингвистики далеко не исчерпывающе решен вопрос о ее принадлежности к семантике или прагматике.

В данном случае вполне правомерным  является мнение Е.М. Вольфа о том, что “в оценке семантический и прагматический аспекты неразделимы, все стороны ее функционирования отражают слияние семантики (собственного значения языковых единиц, включая высказывание в целом) и прагматики (условий реализации процесса коммуникации)” [Вольф 1985: 203]. Соответственно оценку в одинаковой степени можно определить как прагматическую категорию, так и отнести ее к сфере семантики. Подобное отнесение к разным категориям объясняется с одной стороны, спецификой семантического содержания языковых единиц, выражающих оценку, с другой стороны, особой функцией, которая заключается в воздействии на адресата.

Из вышесказанного следует, что  оценка это, прежде всего, языковое явление, специфика функционирования которого проявляется в индивидуальном выборе оценочных средств. Существование  в языке целого ряда единиц, выражающих оценочную семантику, свидетельствует  о важности исследования оценки, без  учета которой многие языковые явления  оказываются неполнозначными.

Между тем, выделение оценки в самостоятельную  языковую категорию не является научным  фактом. Это объясняется тем, что  часто оценку рассматривают как  составную часть других категорий, например модальности, сравнения. Для  устранения подобной неоднозначности  необходимо определить, что включает в себя само понятие языковой категории.

Оценка является универсальной  категорией: вряд ли существует язык, в  котором отсутствует представление  о “хорошо/плохо”. Однако в способах выражения оценочных значений языки  проявляют свою индивидуальность [3]. Это объясняется в первую очередь  тем, что оценка относится к интенсиональному аспекту языка, где преломление картины мира в сознании говорящего осложняется целым рядом факторов.

При определении оценки будем  исходить из того, что “оценка является субъективным выражением значимости предметов  и явлений окружающего нас  мира для нашей жизни и деятельности” (Фабело Х.), т. е. оценка это умственный акт, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для жизни и деятельности субъекта. Включаясь в контекст, оценка характеризуется особой структурой, содержащей ряд обязательных и ряд факультативных элементов. Эту структуру можно представить как модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико-семантическим построением, ни с синтаксическим. В основе оценочной модальности лежит формула A r B, где A - субъект оценки, B - ее объект, а r - оценочное отношение, которое имеет значения “хорошо/плохо”.

Принято разделять оценку на рациональную и эмоциональную. Первая опирается на социальные стереотипы и выражается оценочным суждением. Вторая предполагает непосредственную реакцию на объект, характеризуется экспрессивностью. Эмоциональная оценка имеет сугубо личностные, иррациональные основания. Она накладывается на рациональную оценку и усиливает последнюю присущими ей способами.

Таким образом, хочется подчеркнуть, что категория оценки пронизывает  все

уровни языка и тесно  связана с миром оценивающего человека, и поэтому изучение оценки в языке остается многоаспектным, во многом спорным и открытым вопросом.

1 РАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И СРЕДСТВА  ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ СМИ

1.1 Категория оценки

1.1.2 Структура оценки

 

Оценка относится к числу  собственно человеческих категорий. Она  задана физической и психической  природой человека, его бытием и  чувствованием, она задает мышление и деятельность, отношение к другим людям и предметам действительности, его восприятие искусства [Арутюнова 1982, с.5]. Иногда понятие оценки расширяют  до понятия отношения вообще, когда  весь спектр субъективых, эмоциональных, модальных, рациональных, персуазивных, временных, пространственных, экзистенциальных отношений трактуется как оценка [10].

“Оценка является субъективным выражением значимости предметов и  явлений окружающего нас мира для нашей жизни и деятельности”. Под значимостью имеется в  виду способность или неспособность  отвечать социальным потребностям человека. Т. е. оценка - это умственный акт, в  результате которого устанавливается  отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения  его значения для жизни и деятельности субъекта. Включаясь в контекст, оценка характеризуется особой структурой, содержащей ряд обязательных и ряд  факультативных элементов. Эту структуру можно представить как модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико-семантическим построением, ни с синтаксическим. В основе оценочной модальности лежит формула:

A r B ,где A - субъект оценки,

       B - ее  объект,

       r - оценочное  отношение, кот. имеет значения “хорошо/плохо” [8].

В логике принято выделять следующие компоненты оценки: субъект, объект, основание и характер оценки [3, 8, 32, 16].

Субъект оценки - лицо (или социум), определяющее ценность того или иного предмета, путем выражения оценки.

Объект оценки - это предмет или явление, которому приписывается ценность (или антиценность). Это была отчаянная, но бесполезная борьба . В данном примере объектом утилитарной оценки является борьба, т.к. именно этому явлению приписывается ценность.

Основание оценки - это ее мотивация или оценочный признак, т.е. то, с точки зрения чего производится оценивание. Если она сделает какой-нибудь безрассудный шаг, это будет не только низкой неблагодарностью по отношению к отцу, но и повредит в будущем ее дочке. В данном примере основанием оценки является: если она сделает какой-нибудь безрассудный шаг, т.к. именно с точки зрения данного условия производится оценивание. Именно основание оценки является базой многочисленных классификаций оценок.

Характер оценки - это признание ценности (положительной, отрицательной или нулевой) объекта оценки. А нашей торговле с Югом это очень вредит. В данном случае характер оценки определяет слово вредит (отрицательная ценность).

Подробнее рассмотрим субъективный и объективный факторы в оценке. Субъективный компонент предполагает положительное или отрицательное  отношение субъекта к ее объекту (иногда его представляют в виде отношений “нравится/ не нравится”, “ценить/не ценить”, “одобрять/не одобрять” и т.п.), в то время как объективный компонент оценки ориентируется на собственные свойства предметов или явлений, на основе которых выносится оценка. И субъект и объект оценки предполагают существование обоих факторов - субъективного и объективного [8]. Так, субъект, оценивая предметы или события, опирается, с одной стороны, на свое отношение к объекту оценки (нравится/не нравится), а с другой стороны, на стереотипные представления об объекте и шкалу оценок, на которой расположены присущие предмету признаки. В то же время в оценочном объекте сочетаются субъективные (отношение субъект - объект) и объективные (свойства объекта) признаки. Так, когда речь идет о том, что вода теплая/холодная, подразумеваются и свойства самой воды и ощущения субъекта.

Субъект и объект часто  соединяются аксиологическими предикатами мнения, ощущения, восприятия (считать, ставить, казаться, расценивать и др.) [22].

1.1.3 Классификации оценок

Информация о работе Рациональная оценка в текстах СМИ