Рациональная оценка в текстах СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы являлись анализ средств выражения рациональной оценки в текстах СМИ, частота употребления видов рациональной оценки в текстах СМИ.
Объект исследования–рациональная оценка
Предмет исследования– анализ средств выражения рациональной оценки в текстах СМИ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 РАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ СМИ 8
1.1 Категория оценки 8
1.1.2 Структура оценки 8
1.1.3 Классификации оценок 10
1.1.4 Соотношение эмоциональной и рациональной оценок в высказывании 11
1.1.5 Типы рациональной оценки и средства их выражения 14
2 ВЫРАЖЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТЕКСТАХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ 23
2.1 СМИ 23
2.1.2 Функции языка СМИ 24
2.2 Примеры выражения рационалистических оценок в соответствии с классификацией Арутюновой 26
2.2.1 Утилитарные оценки 26
2.2.2 Телеологические оценки 26
2.3 Анализ примеров выражения рационалистических оценок текстах СМИ в соответствии с классификацией Арутюновой 27
2.3.1 Целесообразность 27
2.3.2 Достоверность 28
2.3.3 Необходимость, долженствование 29
2.3.4 Истинность 30
2.3.5 Возможность 30
2.3.6 Важность 31
Вывод к Главе 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список источников материала 38

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 86.19 Кб (Скачать)

Смысловая сфера предположения заключает в себе предварительное суждение о чем-либо, основанное на той или иной степени уверенности говорящего в сообщаемом. Таким образом, речь идет о характере знания, которое возникает в процессе познания субъектом объективной действительности, так как суждения могут быть с различной степенью достоверности в зависимости от степени познанности этих связей.

Семантическая структура поля достоверности  определяется по двум осям координат: по шкале вероятности, отражающей количественную оценку имеющихся у говорящего знаний о предмете, и по шкале уверенности, отражающей субъективное ощущение истинности или проблематичности высказываемой пропозиции. Соответственно этим параметрам в поле достоверности можно выделить два микрополя: вероятности и истинности, различие между которыми состоит в основании оценки. Оценки степени вероятности события зависит от того, как субъект оценивает доказательную силу имеющихся у него данных (степень обоснованности высказывания). Свое отношение к действительности говорящий в большинстве случаев основывает на знании определенного факта. Но достоверность / недостоверность информации складывается и из других источников: степени уверенности, обоснованности, определенности / неопределённости высказывания, поэтому в ходе определения степени достоверности надо опираться на данные аспекты.

Необоснованное предположение допускает две возможности развития события. Объективные данные для обоснованного предположения при этом отсутствуют. Такое предположение – незакономерное, «сиюминутное», в большей мере основано не на объективных данных, а на желании говорящего расширить объем информации, выделить те или иные аспекты речевой ситуации. Значение смещено к полюсу недостоверности.

Обоснованное предположение базируется не только на субъективных факторах, но и на частичном владении объективной информацией. Таким образом, такое предположение обусловлено обстоятельствами внешнего характера. Частичное владение субъектом информацией достаточно для аргументации предположения, но в то же время это недостаточно для того, чтобы превратиться констатацию факта. Данное значение фиксируется между полюсами достоверности и недостоверности. Вероятность предположения тем более приближается к достоверной, чем большим знанием об описываемой ситуации обладает говорящий.

Избыточное предположение характеризуется высокой степенью обоснованности факта сообщения. Для таких высказываний характерна высокая степень уверенности говорящего в сообщаемом. Но это не достигает предела констатации факта в связи с тем, что наблюдается небольшая доля сомнения. Данное значение только приближено к полюсу достоверности. Особенность таких высказываний в том, что говорящий эксплицирует не предположение о событии как таковом, а его характеристики [32].

 

5) Возможность

Круг значений возможности, необходимости, желательности связывается  в научной литературе с пестрой  терминологией: «внутрисинтаксическая модальность», «внутренняя модальность», модальность «по способу существования отношений между предикатными предметами», «предметная», «модальность опосредственной номинации», «модальность диктума» и пр.

Модальность возможности  представлена в высказываниях, отражающих не статическое «положение дел», а  ситуацию со свернутой, скрытой динамикой: пока еще прямой связи между субъектом  и его признаком не существует, но налицо «вызревание» этой связи, готовность к реализации: Я могу продвинуться по службе: начальник предложил новую должность. Следует учитывать, что возможность – это лишь один из «сценариев» развития ситуации во времени, «быть возможным – это значит быть одной из альтернатив в «истории» действительного мира»; см. в примере выше: Я могу продвинуться по службе, если не откажусь от предложения начальника (или если не подберут другую кандидатуру и т. п.). Тем не менее ситуация возможности, как правило, актуализирует, выносит в коммуникативный фокус только один из возможных событийных векторов, одну из альтернатив.

Возможность и действительность, таким образом, диалектически соотносятся  как взаимопредполагаемые, но и – одновременно – взаимоисключающие сущности: в возможности угадываются черты будущей действительности, но, превращаясь в действительность, возможность отрицает самое себя.

Модальность возможности  как объективная характеристика объективной действительности противостоит эпистемической (субъективной) возможности как субъективной оценке говорящего собственной осведомленности о предметной ситуации. Эпистемическая возможность – это допущение говорящим возможности связи между предикатными предметами при отсутствии достоверных знаний о ситуации: Может быть, он приедет.

 

6) Необходимость,  долженствование, обязательность

Деонтическая модальность = нормативная модальность, модальность долженствования, - характеристика практического действия с точки зрения определенной системы норм. Нормативный статус действия обычно выражается понятиями «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично», используемыми в нормативном высказывании. Напр.: «Обязательно надо заботиться о близких», «Разрешено ездить в автобусе», «Безразлично, как человек называет свою собаку»; здесь обязанность является характеристикой определенного круга действий с точки зрения принципов морали; разрешение относится к действию, не противоречащему системе правовых норм; нормативное безразличие утверждается относительно достаточно неопределенной системы норм. Вместо слов «обязательно», «разрешено», «запрещено» могут использоваться слова «должен», «может», «не должен», «необходимо».

При употреблении понятий  «обязательно», «разрешено» и т. п. всегда имеется в виду какая-то нормативная система, налагающая обязанность, предоставляющая разрешение и т. д. Поскольку существуют различные системы норм и нередко они не согласуются друг с другом, действие, обязательное в рамках одной системы, может быть безразличным или даже запрещенным в рамках другой. Напр., обязательное с точки зрения морали может быть безразличным с точки зрения права; запрещенное в одной правовой системе может разрешаться другой такой системой. Логическое исследование норм и нормативных понятий осуществляется деонтической логикой, называемой также логикой норм. В ней деонтические понятия рассматриваются как модальные характеристики высказываний, говорящих либо о действиях, либо о состояниях, возникающих в результате того или иного действия. С помощью этих понятий все действия, рассматриваемые с точки зрения какой-то системы норм, разбиваются на три класса: обязательные, нормативно безразличные и запрещенные. К разрешенным относятся действия, являющиеся обязательными или безразличными. По своим логическим свойствам Д. м. аналогичны модальностям других групп: логическим = алетическим, т.е мод-ти необходимости, возможности и невозможности, которые существуют как бы незримо, при логическом анализе добавляются к предложению в виде особых зачинов на метаязыке, модальных операторов. «необходимо», «случайно», «невозможно»), эпистемическим («убежден», «сомневается», «отвергает» - изучает М. знания, незнания и полагания, разработана Яакко Хинтикком), аксиологическим («хорошо», «(оценочно) безразлично», «плохо» различает негативные, позитивные и нейтральные оценки, разработана русским философом А. А Ивиным) и др. [25].

Рациональная, аналитическая  природа долженствования не раз  доказывалась в истории философии  и логики, как, впрочем, декларировалось  и обратное. Но вряд ли кто станет оспаривать то обстоятельство, что многочисленные высказывания долженствования, являющиеся данностью повседневной речевой деятельности, не ограничены рациональными оценками. Не вызывает сомнения рациональная природа концепта долженствования и ярко выраженная оценочная природа модальных высказываний долженствования (не всегда строго рациональная).

 

 

2 ВЫРАЖЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В ТЕКСТАХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ

 

2.1 СМИ

 

Средства массовой информации (СМИ) оказывают большое влияние  на нашу жизнь. Каждый день мы смотрим  телевидение, слушаем радио, и, конечно, читаем газеты.  СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные(радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

 

      1. Классификация текстов СМИ

 

Среди жанрово-тематического  многообразия текстов СМИ легко  выделяются типы текстов, характерные  как для «пишущей», так и для  «электронной» прессы.

К ним можно отнести:

      • новостные материалы (хроника событий);
      • комментарии;
      • аналитические обзоры на разные темы (политика, экономика, общественная жизнь, социальные проблемы, нравственность, культура, наука и т.п.);
      • интервью;
      • спортивные новости/репортажи;
      • рекламные материалы и т.п.

 

Все эти жанрово-тематические разновидности  текстов встречаются и в газетах, и в журналах, и в программах радио и телевидения, и в Интернете. Понятно, что каждое из средств массовой информации имеет свои объективные особенности, поэтому каждый из названных выше жанров воплощается в них по-своему. Однако определяющие жанровые характеристики, как правило, сохраняются независимо от средства массовой информации. Иначе говоря, новостной материал будет всегда отличаться от, например, аналитического обзора, комментария или интервью (хотя в телевизионных и радио новостях интервью или комментарий могут стать составной, вернее, «вставной» частью программы новостей).

Кроме этих и некоторых других жанрово-тематических типов текстов, являющихся общими для  всех СМИ, существуют разновидности  текстов, характерных для одних  СМИ, но несвойственных другим. Так, например, редакционная статья является принадлежностью  «пишущей» прессы, в частности  газеты. То же относится и статьям  другого рода – критическим, обзорным и т.п., которые по определению  являются газетно-журнальным жанром так же, как, например, письма читателей и некоторые другие, сугубо письменные разновидности текстов СМИ. В этом смысле Интернет – в чисто техническом смысле «электронное» СМИ – по своим жанровым характеристикам тяготеет к газетно-журнальной прессе.

Понятно, что своими особыми жанрами  обладают и радио, и телевидение, особенно последнее, где наличие  зрительного ряда невероятно расширяет  возможности передачи информации и  возможности воздействия на аудиторию. Помимо общих для всех СМИ (но совершенно особо преломляющихся и воплощающихся) жанровых типов, телевидение обладает такими жанрами, как фильм (документальный и игровой), ток-шоу (в записи и  в прямой трансляции), телепортрет, теледебаты, прямая трансляция с места события и т.п.

2.1.2 Функции языка СМИ

 

Среди функций СМИ выделяют следующие:

- информационную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой)

-познавательно-просветительную  (передавая многообразную культурную, историческую научную информацию, СМИ способствуют пополнению  фонда знаний своих читателей,слушателей, зрителей)

- функцию воздействия(СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства)

- гедонистическую (здесь  речь идет не просто о развлекательной  информации, но и о том, что  любая информация воспринимается  с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи  вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям  адресата).

Оценочность - основной стилеобразующий фактор публицистических материалов [1] - начинает играть свою роль уже на начальной стадии создания текста. Оценочность проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определенным углом зрения, в специфических лингвистических средствах. Именно таким образом преобразованную информацию и потребляет читатель.

Современные средства массовой коммуникации отошли от прямого идеологического  давления на адресата. Но предложенный западными учеными вместо “пропаганды” этический критерий как “основной  регулятив речи, находящийся вне речи” [2], а также выбор альтернатив, которые журналист представляет читателю вместо воздействия на адресата и стремления повлиять на его оценку жизненных реалий в заданном направлении

Современные СМИ отличаются явным преобладанием эмоциональной  составляющей информации. При этом наблюдается дисбаланс эмоционального и рационального компонентов в газетных текстах явно в сторону эмоционального. Остановимся на проявлении эмоциональной составляющей на уровне идентификации референта, связанного с номинацией фрагментов реальной действительности, а именно с номинацией личностей как активных или пассивных субъектов информации. Естественно, эмоциональная номинация как номинация вторичная не столько идентифицирует объект, сколько его оценивает. Эмоциональные языковые средства усиливают +/- оценку, делают ее более яркой, доступной, усиливая таким образом эффект воздействия авторской интерпретации. За счет эмоциональных средств создается определенный эмоциональный фон, облегчающий восприятие рационального в тексте. Если в тексте эмоциональные средства выполняют именно эту функцию, а не подменяют собой рациональное начало, их употребление оправдано: они становятся сильным средством убеждения.

Информация о работе Рациональная оценка в текстах СМИ