Применение игр на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время большой интерес вызывает использование игр на уроках иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. По мнению М.Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике» [6; 45]. Наша задача сделать этот предмет интересным, ведь внимание детей непроизвольно и неустойчиво, они обращают внимание на то, что вызывает их непроизвольный интерес.

Файлы: 1 файл

Использование игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматического навыка у младших школьников.docx

— 39.47 Кб (Скачать)

 Под рецептивным  грамматическим навыком следует  понимать способность читающего  (слушающего) узнавать грамматические  формы изучаемого языка и соотносить  с их значением. 

 Проблема навыков  в методике и педагогике до  сих пор спорная и требует  дальнейшего исследования. Так, И.Л.  Бим, рассматривая проблему обучения грамматической стороне речи, говорит не о формировании грамматических навыков, а о действиях по грамматическому оформлению речи: морфологическому и синтаксическому, которые должны превратиться в операцию [5; 151], С.Ф. Шатилов подразделяет грамматические навыки на морфологические, морфолого-синтаксические и синтаксические [2; 112]. Мильруд Р.П. выделяет речевые навыки и умения, необходимые для решения речемыслительных задач в процессе коммуникации, и языковые автоматизмы, которые обеспечивают языковое обслуживание речемыслительной деятельности [12; 33]. 

 Обучать грамматике  иностранного языка, как считает  А.А. Леонтьев, значит формировать  специфические для этого языка  механизмы, причем так, чтобы  у учащихся одновременно складывались  определенные грамматические знания, чтобы они были «в рабочем  состоянии», т.е. обучать так, чтобы  это была грамматика «в голове»  [9; 76]. 

 Как избежать  излишнего теоретизирования и  вместе с тем не опуститься  на уровень натаскивания? И.Л.  Бим видит ответ на данный вопрос в следующем: 

 Рассматривать  обучение грамматике не как  самоцель, а как средство для  овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения,  т.е. структурного оформления  речи. 

 Отобрать активный  и пассивный грамматический минимум,  усвоение которого обеспечит  относительно правильное грамматическое  оформление речи и ее понимание. 

 Обеспечить прочное  и автоматизированное владение  грамматическим минимумом [5; 150]. 

 Следуя И.Л.  Бим, можно выделить в обучении грамматике две основные цели: во-первых, научить учащихся грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержании; во-вторых, научить учащихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечение содержательной информации. 

 Этой цели должен  соответствовать грамматический  минимум, критерием отбора которого  обычно выступают такие показатели, как его частотность и употребительность  в речи. 
 

1.3 Использование  игр при формировании грамматического  навыка у младших школьников  на уроках английского языка 
 

 На раннем этапе  обучения детей иностранному  языку одна из основных задач  учителя – сделать этот предмет  интересным и любимым. В младшем  школьном возрасте дети очень  эмоциональны и подвижны, их внимание  отличается непроизвольностью и  неустойчивостью. Важно учитывать  в процессе обучения психологические  особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники  обращают внимание в первую  очередь на то, что вызывает  их непосредственный интерес.  Учитывая это, необходимо использовать  на уроках разнообразные игры, соревнования, наглядный материал. Опыт работы с учениками младших  классов показал, что такие  виды работы дают положительный  эффект. 

 По мнению С.А.  Лысиче, «игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей». Игра соответствует естественным желаниям и потребностям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры [8; 54]. 

 А.А. Леонтьев  считает, что игра не только  учит, изменяет, воспитывает, но и  ведет за собой развитие. Где игра – там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание, воображение и, конечно, работает мышление. 

 Все это заложено  в игре, ведь игра – это: 

 деятельность (речевая); 

 мотивированность, отсутствие принуждения; 

 индивидуализированная  деятельность, глубоко личная; 

 обучение и  воспитание в коллективе; 

 развитие психических  функций и способностей; 

 «учение с увлечением». 

 Игра должна  быть хорошо организована. Перед  учащимися должна быть поставлена  игровая цель, объяснены условия  игры; что касается программы  их действий, то это зависит  от скрытой учебной цели: 

 Формирование  определенных навыков; 

 Развитие определенных  речевых умений; 

 Обучение умению  общаться; 

 Развитие необходимых  способностей и психических функций; 

 Познание (в сфере  становления собственного языка); 

 Запоминание речевого  материала. 

 Специфика игры  в том, что учебные задачи  маскируются. Ребенок учится в  результате игры. Об обучающих  возможностях игр известно давно.  В игре проявляются особенно  полно способности человека, в  особенности ребенка. Игра всегда  предполагает принятие решения  – как поступить, что сказать,  как выиграть? Желание решить  эти вопросы обостряет мыслительную  деятельность играющих. Дети, как правило, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. Преимущества игры заключается еще и в том, что в ней все равны. Она посильна даже слабым ученикам [9; 87]. 

 Более того, слабый  по языковой подготовке ученик  может стать первым в игре: находчивость и сообразительность  здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности, чувство равенства – все это дает возможность детям преодолеть стеснительность, скованность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. Языковой материал незаметно усваивается, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. 

Классификация игр 

 Н.Д. Гальскова  разделяет все игры на две  крупные группы. Первую группу  составляют грамматические, лексические,  фонетические и орфографические  игры, способствующие формированию  речевых навыков. Отсюда ее  название «подготовительные игры».  Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность  для перехода к активной речи  учащихся [3; 87]. Известно, что тренировка  учащихся в употреблении грамматических  структур, требующая многократного  их повторения, утомляет ребят  своим однообразием, а затрачиваемые  усилия не приносят быстрого  удовлетворения. Игры помогут сделать  скучную работу более интересной  и увлекательной. За грамматическими  следуют лексические игры, логически  продолжающие «строить» фундамент  речи. Фонетические игры предназначаются  для корректировки произношения  на этапе формирования речевых  навыков и умений. И, наконец,  формированию и развитию речевых  и произносительных навыков в  какой-то степени способствуют  орфографические игры, основная  цель которых – освоение правописания  изученной лексики. Большинство  игр первой группы могут быть  использованы в качестве тренировочных  упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления. 

 Вторая группа  называется «творческие игры».  Цель этих игр – способствовать  дальнейшему развитию речевых  навыков и умений. Возможность  проявить самостоятельность в  решении речемыслительных задач,  быстрая реакция в общении,  максимальная мобилизация речевых  навыков – характерные качества  речевого умения – могут, как  нам представляется, быть проявлены  в аудитивных и речевых играх. Игры второй группы тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. 

 М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр: 

 подготовительные, способствующие формированию речевых навыков; 

 творческие игры, цель которых заключается в  дальнейшем развитии речевых  навыков и умений. 

По виду деятельности игры делятся на: 

1) физические (двигательные); 

2) интеллектуальные (умственные); 

3) трудовые; 

4) социальные; 

 психологические. 

По характеру педагогического  процесса выделяются следующие группы игр: 

 обучающие, тренировочные,  контролирующие, обобщающие; 

 познавательные, воспитательные, развивающие; 

 репродуктивные, продуктивные, творческие; 

 коммуникативные,  диагностические, профориентационные, психотехнические. 

По характеру игровой  методики игры можно разделить на: 

1) предметные; 

2) сюжетные 

3) ролевые; 

4) деловые; 

5) имитационные; 

6) игры-драматизации. 

 Специфику игрового  метода обучения в значительной  степени определяет игровая среда:  различают игры с предметами  и без предметов, настольно-комнатные,  на местности, компьютерные и  с техническими средствами обучения, а также с различными средствами  передвижения. 

 Если рассматривать  игру с точки зрения целевых  ориентаций, то в этом случае  можно разделить игры на: 

1. Дидактические,  которые используют для расширения  кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения  и навыки, необходимые для практической  деятельности, в ходе их выполнения  развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки. По мнению Д.Н. Узнадзе, «игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности» [7; 112]. 

 Большинство же  современных зарубежных авторов,  таких как Г. Хайд, Джозеф Ф. Каллахан, Дж. Оллер, Стивен П. Крашен, К. Ливингстоун выделяют следующие свойства дидактических (они их еще называют обучающими) игр: 

 а) дидактические  игры открыты, т.е. исход игры  нельзя предугадать; 

 б) они повторяемы, игру можно в любое время  прервать и начать заново; 

 в) дидактические  игры следуют определенным правилам, которые могут быть изменены  участниками игры; 

 г) дидактические  игры должны приносить удовлетворение  и

радость. 

 Дидактическая  игра – это не просто неотъемлемый  компонент активного обучения. Ее  значение шире. По своей природе  и обучающему потенциалу игра  выходит за рамки активного  обучения, выступая необходимой  стороной системы педагогической  деятельности в целом. 

Воспитывающие, которые  воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность  и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки. 

Развивающие, которые  развивают мотивацию учебной  деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н. Леонтьев считал, что «игра – свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [14; 20]. 

Социализирующие, приобщающие  к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению  Л.С. Выготского: «Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» [2; 58]. 

 Грамматические  игры способствуют развитию внимания  учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают  создать благоприятный климат  на уроке. Применение нового  лексического материала в нетрадиционной  форме позволяет предотвратить  процесс забывания активного  словарного запаса. Чтобы обеспечить  активность учащихся при выполнении  игровых упражнений, используются  различные формы работы: 

 индивидуальная; 

 парная; 

 групповая; 

 фронтальная. 

Информация о работе Применение игр на уроках английского языка