Перевод как вид профессиональной деятельности и объект лингвистического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:06, курсовая работа

Краткое описание

Само слово «перевод» имеет несколько значений — вид человеческой деятельности, процесс перехода от исходного языка к языку перевода, полученный в результате этого текст и, наконец, осмысление закономерностей переводческого процесса. Перевод представляет собой сложное многогранное явление, отдельные аспекты которого могут быть предметом исследования разных наук.

Файлы: 1 файл

Перевод курсовая.docx

— 116.11 Кб (Скачать)

Текст переводится  в классе (обычно с листа) или дома. В последнем случае домашнее задание  проверяется в классе.

Затем следует ряд  заданий (упражнений) на закрепление  новой терминологии. Например:

• найдите в тексте ответы на следующие вопросы (вопросы  составляются таким образом, чтобы  в ответах на них фигурировали новые термины);

• вставьте вместо пропусков в высказывания подходящие по смыслу слова и словосочетания (имеются в виду опять же новые  термины и терминологические  клише, которые даются небольшим  списком или должны быть найдены  в тексте);

• переведите беседу (вопросы на русском – ответы на иностранном).

Введение в предмет (на занятиях)

Занятия начинаются с чтения специального текста на русском  языке и его обсуждения, построенного таким образом, чтобы как можно  чаще употреблялись основные понятия  предметной области. Чаще всего обсуждение строится в форме ответов на вопросы  с неизбежным употреблением соответствующей  терминологии.

За этим могут  последовать упражнения, рассчитанные на сознательное усвоение соответствующей  системы понятий:

• вопросы к прочитанному тексту;

• задание – выписать важнейшие понятия данной предметной области из текста;

• составить схему, отражающую иерархию этих понятий (если таковая достаточно четко выражена);

• к рисунку или  схеме, где составные элементы помечены цифрами, подобрать к цифрам соответствующие  термины.

Затем прорабатывается  иноязычный текст на ту же тему. Желательно, чтобы по содержанию он в значительной мере совпадал с текстом на русском  языке, но не совладал так, как перевод  совпадает с оригиналом.

После этого выполняются  задания, частично аналогичные тем, что выполнялись после проработки текста на русском языке.

Задания на самостоятельное  изучение предмета высказывания

Перед обучающимися может быть поставлена задача: самостоятельно подготовиться к переводу специального текста, ряда выступлений на специальную тему или к работе в качестве переводчика на специальную тематику в рамках научной конференции, переговоров и т.п. Именно так, самостоятельно, готовятся к переводу по специальной тематике профессиональные переводчики.

Наиболее правильным было бы, чтобы обучающиеся готовились, используя реальную справочную литературу. Учитывая все известные трудности, вместо справочной литературы можно использовать созданные для курса специального перевода учебные пособия по введению в ту или иную специальную область.

Согласно международным  нормам, регулирующим профессиональную деятельность переводчиков, приблизительно за две недели до начала мероприятия, на котором им предстоит работать, переводчикам должны быть предоставлены материалы (тезисы докладов), с тем чтобы они могли войти в специальную тематику. Однако очень часто это не соблюдается, и переводчикам приходится, что называется, «играть с листа». Поэтому целесообразно, чтобы переводчики могли готовиться к работе как имея на руках материалы выступлений, так и не имея их, - по справочной литературе.

В качестве минимального введения в предмет может служить  письменный перевод специального текста, где достаточно полно представлена тематика, с которой в дальнейшем будет работать переводчик. Этот способ знакомства с предметом высказывания наиболее прост и «экономичен».

2. Развитие  навыков непосредственно специального  перевода

Специальный перевод  реализуется в следующих формах:

- письменный перевод  научно-технических текстов, деловой  переписки, договоров, уставов,  технико-экономических обоснований,  проектов, решений арбитражных судов,  актов экспертизы;

- синхронный, зрительно-устный, абзацно-фразовый или последовательный (с записями) перевод выступлений на научных, научно-практических и практических конференциях, а также лекциях;

- двусторонний перевод  переговоров, деловых и научных  дискуссий,

Для многих переводчиков подлинный перевод с листа (без  предварительного прочтения, подготовки) бывает значительно труднее, чем  перевод на слух. Следует иметь  также в виду, что многие выступающие  часто отклоняются от написанного. Поэтому, переводя с листа, всегда надо быть готовым переводить на слух.

Как бы тщательно  ни готовился к своей работе переводчик, никто не может исключить того, что ему не встретится то, или  иное не известное ему понятие, тот  или иной термин, для которого он не знает переводного соответствия. В этих случаях переводчику приходится «выкручиваться». Для этого необходимы соответствующие умения:

- умение передавать  в переводе понятия не с  помощью терминов, а с помощью  описательного перевода;

- умение сходу  образовывать если не термины,  то такие наименования для  понятий, суть которых была  бы ясна аудитории.

Если переводчик не слишком часто прибегает к  этим приемам, то аудитория воспринимает их с пониманием, поскольку знает, что языковой посредник не может  конкурировать со специалистами.

2.3. Упражнения  в процессе обучения переводу

 

Содержание курса  перевода включает как сообщение  необходимых профессиональных знаний, так и развитие переводческих  умений и навыков. При этом умения и навыки перевода и составляют конечную цель курса перевода, т.к. они обеспечивают практическую профессиональную деятельность переводчика. Умения и навыки перевода создаются на основе использования  специально подобранных учебных  материалов. К числу таких материалов относятся переводческие упражнения и учебные тексты.

Упражнения –  это основной способ выработки необходимых  умений. Переводческие умения могут  развиваться и в процессе перевода связного текста. Однако перевод любого текста всегда связан с решением целого ряда переводческих задач и практически  очень трудно найти такой текст, в котором какая-то переводческая проблема преобладала или хотя бы встречалась достаточно часто. Специально подобранное упражнение дает возможность сосредоточить внимание обучаемых на способах решения отдельной переводческой задачи. Работа с упражнениями составляет значительную часть курса обучения переводу. В процессе этой работы изучаются способы преодоления трудностей перевода, отрабатываются технические приемы перевода, развиваются переводческие умения и создается основа для совершенствования навыков перевода.

По характеру  выполняемых речевых действий упражнения подразделяются на предпереводческие и собственно переводческие. Предпереводческие упражнения имеют целью создать условия для успешного осуществления переводческого процесса, создать необходимую коммуникативную установку, проверить наличие у студентов языковых и фоновых знаний, показать им, как решают типовые переводческие задачи опытные высококвалифицированные переводчики. Основными упражнениями этого типа является сопоставление параллельных текстов на исходный язык и переводящий язык с целью выявления их различий, сопоставление опубликованных переводов с их оригиналами и критический анализ использованных переводчиком методов и приемов, ответы на вопросы к тексту, проверяющие глубину понимания и наличие необходимых фоновых знаний, обсуждение концепций, лежащих в основе содержания текста, н связанных с ними терминов и понятий, различные упражнения по совершенствованию владения языком перевода (составление синонимических рядов и дифференциация значений синонимов, стилистическая оценка предлагаемых вариантов, перефразирование высказываний, выступления на заданную тему и пр.).

Собственно переводческие  упражнения подразделяются на:

языковые, развивающие  умение решать переводческие задачи, связанные с особенностями семантики  единиц и структур исходного языка

Страницы: 1 2

и переводящего языка;

операционные, отрабатывающие умение использовать различные способы  и приемы перевода;

коммуникативные, создающие  умение успешно выполнять необходимые  действия на разных этапах переводческого процесса. В соответствии с видом  упражнения формулируется и задание  по его выполнению. В языковых упражнениях  в задании указывается языковая единица или структура, значение которой должно особо учитываться  при переводе. Здесь в задачу студента может входить перевод изолированных  языковых единиц, передача значений указанных  единиц и структур в составе высказываний, перевод высказываний, содержащих определенные единицы и структуры. В операционных упражнениях ставится задача использовать при переводе указанный прием  или самостоятельно выбрать подходящий прием и обосновать выбор и  способ его применения. Коммуникативные  упражнения включают задания по определению  контекстуальных значений языковых единиц, интерпретации смысла высказывания, подбора соответствий и вариантов  перевода и комплексное решение  переводческих задач при переводе высказываний и отрезков текста разной трудности. Иначе говоря, такие упражнения развивают умение осуществлять отдельные  этапы переводческого процесса в  целом.

Каждое упражнение предназначается  для решения определенной задачи, которая формулируется в задании  в соответствии с его типом. Однако во многих случаях выполнение задания требует решения, помимо основной, еще и ряда побочных задач. Преподаватель должен предварительно решить, какие дополнительные проблемы он будет обсуждать со студентами при работе с упражнением.

Как правило, упражнение включает 15-20 предложений, содержащих определенную переводческую трудность. Эти предложения  подбираются из разных текстов, поскольку, как уже указывалось, трудно подбирать  связный текст, в котором нужная проблема представлена в достаточном  количестве. Материалом для таких  упражнений служат тексты, лишенные индивидуально-авторских  особенностей в употреблении языковых средств. Необходимость использовать высказывания, вырванные из контекста, создают трудности для их понимания  и перевода. Эти трудности преодолеваются тремя путями. Во-первых, преподаватель  стремится подбирать самодостаточные предложения, интерпретация которых не нуждается в более широком контексте. В случае необходимости возможна небольшая модификация отдельных предложений, уточняющая их содержание, но не нарушающая их естественность. Во-вторых, преподаватель всегда должен быть готов сообщить студентам дополнительные сведения, устраняющие многозначность. В-третьих, одним из способов работы с упражнениями может быть обсуждение вариантов понимания и перевода, которые будут правильны при различных лингвистических и ситуативных контекстах, в которых может быть помещено данное высказывание.

Выводы по главе II

 

В процессе создания профессиональной переводческой компетенции формируется  своеобразная языковая личность, которая  обладает рядом отличий от непереводческой личности. Эти отличия выявляются во всех главных аспектах речевой коммуникации: языковом, текстообразующем, коммуникативном, личностном и профессионально-техническом.

Языковая компетенция  переводчика включает все аспекты  владения языком, характерные для  любого носителя языка, но кроме того подразумевает и ряд специфических  особенностей. Успешный обмен речевыми произведениями в процессе коммуникации предполагает наличие у коммуникантов текстообразующей компетенции, умения создавать тексты разного типа в соответствии с принятыми в данном языковом коллективе правилами и стереотипами. Коммуникативная компетенция переводчика включает умение проецировать на высказывания в тексте оригинала инференциальные возможности рецепторов перевода. Профессиональная компетенция переводчика необходимо включает и некоторые личностные характеристики, без которых он не сможет успешно выполнять свои профессиональные функции. Профессиональная компетенция переводчика включает техническую компетенцию — специфические знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данного вида деятельности.

Для переводчика эффективен путь познания соответствующей предметной области с одновременным усвоением терминологии – сразу или последовательно на двух языках. Таков первый комплекс задач при подготовке переводчика. Второй комплекс задач – это практическая тренировка в переводе с использованием знаний и терминологии из соответствующей предметной области.

Задачи первого комплекса  решаются с помощью лексико-переводческого комплекса занятий, введения в предмет (на занятиях), заданияйна самостоятельное изучение предмета высказывания. Задачи второго комплекса решаются при овладении следующими умениями: умение передавать в переводе понятия не с помощью терминов, а с помощью описательного перевода; умение сходу образовывать если не термины, то такие наименования для понятий, суть которых была бы ясна.

Содержание курса перевода включает как сообщение необходимых  профессиональных знаний, так и развитие переводческих умений и навыков. При этом умения и навыки перевода и составляют конечную цель курса  перевода, т.к. они обеспечивают практическую профессиональную деятельность переводчика. Умения и навыки перевода создаются  на основе использования специально подобранных учебных материалов. К числу таких материалов относятся  переводческие упражнения и учебные  тексты.

Упражнения подразделяются на предпереводческие и собственно переводческие. Предпереводческие упражнения имеют целью создать условия для успешного осуществления переводческого процесса, создать необходимую коммуникативную установку, проверить наличие у студентов языковых и фоновых знаний, показать им, как решают типовые переводческие задачи опытные высококвалифицированные переводчики. Собственно переводческие упражнения подразделяются на: языковые, операционные и коммуникативные.

Заключение

 

В настоящее время стало  очевидным, что переводческая деятельность претерпела ряд количественных и  качественных изменений, которые вызвали  потребность в большом количестве высококвалифицированных переводчиков, что, в свою очередь, требует повышения  качества их профессиональной подготовки. Сегодня, когда наука о переводе сделала заметный шаг вперед, уже  нельзя преподавать по старинке, апеллируя  при обосновании переводческих  решений лишь к языковой интуиции студентов. При анализе и оценке переводов необходимы более весомые, научно обоснованные аргументы. Умение находить такие аргументы предполагает наличие определенного «теоретического  видения» перевода.

Завершая работу можно  прийти к выводу, что необходимо вооружить преподавателя и студента новейшими знаниями в области  теории перевода, о месте перевода в общественной практике, о проблемах  его теории и практики, создать  необходимую базу для эффективного практического овладения переводом. Важнейшим условием успешного обучения будущих переводчиков является совершенствование  учебного процесса, разработка методики обучения.

Информация о работе Перевод как вид профессиональной деятельности и объект лингвистического исследования