Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей скорочтения в китайском языке. Проблема исследования в курсовой работе заключается в попытке рассмотрения и сбора различных особенностей , которые могут возникать в процессе скорочтения на китайском языке. Разрешение проблем, возникающих при попытке человека овладеть навыками динамического чтения на китайском языке, развития навыков скорочтения и разработка методов и приёмов для улучшения навыков динамического чтения.
ВВЕДЕНИЕ
стр.3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ
ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
стр.5
ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ И 阅读
стр.13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
стр.16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ
стр.17
2.2. ПРИМИНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
стр.23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
стр.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтение по диагонали. Также избавление от привычки. Кто сказал, что нужно читать именно каждую строчку слева на право? Чтение по диагонали экономит время. Во время такого чтения человек не упирается в каждое слово, а расставляет определенные смысловые акценты, и при этом у читающего в мозгу моментально появляется вся полезная информация со страницы.
Рис.1快速阅读
На рисунке 1 из книги快速阅读 показан путь получения информации при обычном чтении и путь получения информации при скорочтении.
Методика определения скорости чтения проста и заключается в вычислении по следующей формуле
V = ,
где
V – скорость чтения (знак. / мин);
Q - число знаков в тексте (объем текста);
Т – время, затраченное на чтение текста (мин.);
К – коэффициент понимания.
Q: Объем текста определяется в знаках, под которыми понимается каждая буква, цифра, знак препинания, каждый пробел между словами. Самый простой способ определения объема текста следующий. В конце книги, в так называемых выходных данных, содержатся сведения о ее объеме в учетно-издательских листах. Каждый учетно-издательский лист содержит примерно 40000 знаков. Таким образом, зная объем книги и количество страниц, всегда можно подсчитать количество знаков на странице.Например: Книга О. А. Андреева. Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа «Доминанта 2000 года». – М., 1999. имеет объем 6 учетно-издательских листов, количество страниц – 192.
Объем одной страницы:
знака.
Аналогично ведется подсчет объема текста и в журналах. Количество знаков в газетной статье подсчитывается так: определяется количество знаков в одной-трех строках и берется среднее арифметическое, затем подсчитывается количество строк и подводится общий итог. Например, в газете «Московский комсомолец» в одной строке, в среднем 31 знак. Зная количество знаков, установим объем текста: Объем текста = 25 · количество строк. T: Время чтения измеряется секундомером, в крайнем случае, часами с секундной стрелкой. В формулу для подсчета скорости чтения нужно писать не общее время в минутах и секундах, а цифру, в которой содержится целое число минут и соответствующие доли секунды. Например, если текст прочитан за 1 минуту 30 секунд, в формулу подсчета скорости чтения надо внести 1,5, так как 30 секунд составляют половину или 0,5 от целой минуты.
Перевод секунд в доли минуты:
Секунды |
Доли минуты |
Секунды |
Доли минуты |
5 10 15 20 25 30 |
0,08 0,17 0,25 0,33 0,42 0,5 |
35 40 45 50 55 60 |
0,58 0,67 0,75 0,83 0,92 1 |
Табл.1
K: Измерение скорости чтения должно быть связано с проверкой качества усвоения прочитанного. Для этого вводится такой показатель, как коэффициент понимания. Он определяется путем проверки ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К=1, на 8 вопросов - К= 0,8 и т.д. Сущность быстрого чтения заключается в быстром восприятии текстовой информации с рациональным ее осмыслением и усвоением, приобретаемым благодаря психологической и физиологической организованности человека и выполняемым нетрадиционными методами. Это активный созидательный процесс при хорошем освещении рабочего места. В ходе быстрого чтения читатель видит не частности, а сразу всю общую картину и анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, благодаря которым закладывает фундамент нового знания. Искусство чтения – это умение выбрать рациональный режим чтения в зависимости от цели, характера текста и временных рамок. Поэтому для специалистов овладение навыками быстрого чтения позволит:
а) справиться с огромным информационным потоком;
б) выявить и знать различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста в учебной литературе, в которой присутствует до 75 % избыточной информации;
в) обрести
принципиально новые качества в
организации личного внимания и
памяти для дальнейшей успешной учебы,
активизации своей
г) приобрести умение маневрировать скоростью чтения с учетом стиля и жанра текста (научно-юридический, нормативно-правовые акты, учебно-методический, общественный, публицистический);
д) овладеть различными способами быстрой обработки информации при чтении: углубленным (анализ и оценка деталей, интерпретация выводов); быстрым (использование высокой скорости чтения); выборочным (фиксация внимания только на необходимых частях текста); чтением – просмотром (предварительное знакомство с текстом с целью его диагностики); сканированием (быстрый предварительный просмотр книги с целью мгновенного ознакомления с ней и поиска конкретной детали текста).
Увеличение скорости чтения – это вопрос, который нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от других насущных вопросов современного общества, в котором информация и знания являются главными продуктами производства. Повышение объема памяти, развитие внимания, речи, творческих навыков, развитие способностей быстрого конспектирования, – вот далеко не полный перечень вопросов, которые являются одновременно и основными условиями повышения скорости чтения, и результатом усилий, приложенных в данном направлении.
阅读 – это предмет, с китайского языка он переводится как «чтение».
阅读является достаточно сложным предметом и появляется только в группах среднего уровня. Цель предмета заключает в обучении студентов читать «сквозь строки» на китайском языке.
С самых основ чтения, студенты заново (или незаново) учат графемы. Как известно каждая графема в китайском языке имеет свое значение, поэтому зная графемы можно догадаться о значении иероглифа.
На уроке чтения студентам дают несколько текстов, в каждом тексте должно быть 30-40% незнакомых иероглифов и уже с помощью знания графем студент читает и понимает текст.
Вы можете спросить, что хорошего в том, что человек, читая текст, угадывает смысл иероглифов? А хорошего в этом очень даже много, например: существует общеизвестный факт, что иероглифов в китайском языке более 55000, и у каждого иероглифа свое значение. Даже китайцы, носители языка, не могут знать все иероглифы [Малявин В.В. «Китайская цивилизация», М. 2000, 1300с.]. Можно конечно везде носить с собой электронный словарь или закачать аналогичный словарь на ваш iPhone или смартфон, но искать в нем каждое слово очень утомительно. Более того, когда студент сидит и переводит каждое слово подряд, он уже теряет смысл переводимого текста и в голове его получается «каша». А знание графем все данную процедуру упрощает.
Можно сравнить阅读и динамическое чтение. Очень много похожего в этом предмете и в методике, но при этом они совершенно разные.
Во-первых, динамическое чтение заключается в том, что бы, не вникая в текст понять основную информацию, а во время урока阅读на китайском языке НУЖНО вчитываться в текст и если вы встречаете незнакомый вам иероглиф, для экономии времени, догадаться о его значении при помощи графем.
Во-вторых, овладеть навыками динамического чтения на любом языке может человек, который данный язык знает на уровне носителя языка, а предмет阅读в китайском языке предназначен для учащихся, например, на паре阅读 в классе, где обучаются одни иностранцы, использовать скорочтение на китайском языке невозможно – слишком маленький словарный запас.
В-третьих, даже при знании графем, на уроках китайского чтения, преподаватели настаивают на том, что бы читать каждое слово в строчке, а основной аспект динамического чтения заключается в чтении сразу 2-3 строчек в тексте.
На уроках 阅读 студенты читают тексты. Эти тексты должны включать в себя 30-40% незнакомых иероглифов. В основном тексты не большие 800-1000 знаков, но они идут по абсолютно разным темам. После каждого текста идет ряд вопросов, которые помогают понять смысл данного текста. В это и заключается основная «похожесть» динамического чтения и阅读.
Во-первых, в тексте встречаются незнакомые иероглифы, о значение которых студент может лишь догадаться. В основном перед каждым комплексом текстов преподаватель дает определенные графемы и дает их обозначение, что бы во время чтения незнакомых слов студент мог понять их смысл без траты времени на словари.
Во-вторых, на уроках阅读 учителя настаивают на быстром чтении текстов, дается примерно 3-4 минуты. Как в динамическом чтении, так и на уроках阅读 человек должен читать быстро, в этом и заключается весь смысл. Иванов В.В. в своей книге «Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем» писал, что при обучении скорочтению или быстрому чтению обучаемый должен быстро читать текст, что бы информация поступала непосредственно в мозг без использования артикуляции.
В- третьих, на уроках阅读 после текстов идет ряд вопрос к данному тексту, они нужны для лучшего усвоения смысла текста. Так и в динамическом чтении, в большинстве способов обучению скорочтению нужно отвечать на вопросы после каждого текста. Так как «при ответе на вопросы информация более эффективно усваивается обучающимся» [ФИДЭЭС Центр развития человека «Скорочтение». М.2009, 18с.].
Выводы по главе 1
Рассмотрев данную главу можно выделить ряд выводов:
1. Динамическое
чтение, как методика, образовалось
в начале ХХ века, но до сих
пор является малоизвестным.
2. Для овладения навыками динамического чтения следует исполнять следующие рекомендации:
1) необходимо
достичь избавления от
2) читая, нужно захватывать взглядом не 1, а одновременно 2 или 3 строки;
3) читать нужно не с лева на право, а по диагонали.
3. Динамическое чтение и предмет阅读на китайском языке тождественны в:
- чтении не каждого слова, а выделение основных слов;
- быстром чтение текстов;
- необходимости
давать ответы на вопросы
4. Динамическое чтение и предмет阅读на китайском языке имеют ряд отличий:
- способ чтения текстов. На阅读в текстах читается каждая строчка, в динамическом чтении в текстах читается сразу 2-3 строки;
- цель
чтения. В динамическом чтении
задачей является понимание
- динамическое чтение требует знание языка на уровне носителя, а 阅读данного требования не имеет;
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Способы обучения динамическому чтению.
В книге Андреева О.А. «Быстрое чтение» описываются различные способы обучения динамическому чтению. Нижеперечисленные способы обучению динамического чтения могут использоваться как при самообучении таки при обучении кого-либо.
Самый популярный метод обучения динамическому чтению, это Чтение- спринт:
Во время чтения нужно
Теперь разберем каждый пункт отдельно. Плотно сжимать губы и зубы нужно именно для того, что бы разучится проговаривать слова вслух или про себя, так как артикуляция замедляет поступление информации в головной мозг.
Далее, читать только глазами нужно для того, что бы расширить «кругозор». Потому что когда читающий водит пальцем по строчке он моментально себя ограничивает данной строкой. А если читать только глазами, то рано или поздно, но читающий все-таки выйдет за рамки строки и начнет обращать внимание на другие строки.
Читать как можно быстрее, нужно для того, что бы читающий не «зацикливался» на определенных словах. Не нужно разжевывать каждое слово в строке. Когда читают быстро-быстро, читающие проглатывают слова, они не успевают их проговаривать, а значит, информация моментально и непосредственно переходит сразу в мозг.
Отвечать на вопросы к тексту или пересказывать его нужно для того, что бы вся полученная информация «улеглась» в голове. Также пересказ текста может помочь с самоконтролем, с каждым разом пересказ будет все более и более детальным.
Данный
способ очень хорош в средней
или в начальной школе. По данной
методике скорочтению обучают
Также обучится динамическому чтению можно по методу Чтения с речевыми помехами.
Информация о работе Особенности динамического чтения в китайском языке