Особенности динамического чтения в китайском языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей скорочтения в китайском языке. Проблема исследования в курсовой работе заключается в попытке рассмотрения и сбора различных особенностей , которые могут возникать в процессе скорочтения на китайском языке. Разрешение проблем, возникающих при попытке человека овладеть навыками динамического чтения на китайском языке, развития навыков скорочтения и разработка методов и приёмов для улучшения навыков динамического чтения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
стр.3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ
ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ


стр.5
ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ И 阅读
стр.13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
стр.16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ


стр.17
2.2. ПРИМИНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ

стр.23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
стр.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая Серегина М.А..docx

— 79.99 Кб (Скачать)

 Чтение по диагонали. Также избавление от привычки. Кто сказал, что нужно читать именно каждую строчку слева на право? Чтение по диагонали экономит время. Во время такого чтения человек не упирается в каждое слово, а расставляет определенные смысловые акценты, и при этом у читающего в мозгу моментально появляется вся полезная информация со страницы.

Рис.1快速阅读

На рисунке 1 из книги快速阅读 показан путь получения информации при обычном чтении и путь получения информации при скорочтении.

Методика  определения скорости чтения проста и заключается в вычислении по следующей формуле 

 V =  ,

где

V – скорость чтения (знак. / мин);

Q - число знаков в тексте (объем текста);

Т – время, затраченное на чтение текста (мин.);

К – коэффициент понимания.

Q: Объем текста определяется в знаках, под которыми понимается каждая буква, цифра, знак препинания, каждый пробел между словами. Самый простой способ определения объема текста следующий. В конце книги, в так называемых выходных данных, содержатся сведения о ее объеме в учетно-издательских листах. Каждый учетно-издательский лист содержит примерно 40000 знаков. Таким образом, зная объем книги и количество страниц, всегда можно подсчитать количество знаков на странице.Например: Книга О. А. Андреева. Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа «Доминанта 2000 года». – М., 1999. имеет объем 6 учетно-издательских листов, количество страниц – 192.

Объем одной страницы:

знака.

Аналогично ведется подсчет  объема текста и в журналах. Количество знаков в газетной статье подсчитывается так: определяется количество знаков в  одной-трех строках и берется  среднее арифметическое, затем подсчитывается количество строк и подводится общий  итог. Например, в газете «Московский  комсомолец» в одной строке, в  среднем 31 знак. Зная количество знаков, установим объем текста: Объем  текста = 25 · количество строк. T: Время чтения измеряется секундомером, в крайнем случае, часами с секундной стрелкой. В формулу для подсчета скорости чтения нужно писать не общее время в минутах и секундах, а цифру, в которой содержится целое число минут и соответствующие доли секунды. Например, если текст прочитан за 1 минуту 30 секунд, в формулу подсчета скорости чтения надо внести 1,5, так как 30 секунд составляют половину или 0,5 от целой минуты.

Перевод секунд в доли минуты:

 

 

 

 

 

Секунды

Доли минуты

Секунды

Доли минуты

5

10

15

20

25

30

0,08

0,17

0,25

0,33

0,42

0,5

35

40

45

50

55

60

0,58

0,67

0,75

0,83

0,92

1


Табл.1

K: Измерение скорости чтения должно быть связано с проверкой качества усвоения прочитанного. Для этого вводится такой показатель, как коэффициент понимания. Он определяется путем проверки ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К=1, на 8 вопросов - К= 0,8 и т.д. Сущность быстрого чтения заключается в быстром восприятии текстовой информации с рациональным ее осмыслением и усвоением, приобретаемым благодаря психологической и физиологической организованности человека и выполняемым нетрадиционными методами. Это активный созидательный процесс при хорошем освещении рабочего места. В ходе быстрого чтения читатель видит не частности, а сразу всю общую картину и анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, благодаря которым закладывает фундамент нового знания. Искусство чтения – это умение выбрать рациональный режим чтения в зависимости от цели, характера текста и временных рамок. Поэтому для специалистов овладение навыками быстрого чтения позволит:

а) справиться с огромным информационным потоком;

б) выявить  и знать различие между полезным смыслом и бесполезным объемом  текста в учебной литературе, в  которой присутствует до 75 % избыточной информации;

в) обрести  принципиально новые качества в  организации личного внимания и  памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации своей познавательной деятельности;

г) приобрести умение маневрировать скоростью  чтения с учетом стиля и жанра  текста (научно-юридический, нормативно-правовые акты, учебно-методический, общественный, публицистический);

д) овладеть различными способами быстрой обработки  информации при чтении: углубленным (анализ и оценка деталей, интерпретация выводов); быстрым (использование высокой скорости чтения); выборочным (фиксация внимания только на необходимых частях текста); чтением – просмотром (предварительное знакомство с текстом с целью его диагностики); сканированием (быстрый предварительный просмотр книги с целью мгновенного ознакомления с ней и поиска конкретной детали текста).

Увеличение скорости чтения – это  вопрос, который нельзя рассматривать  изолированно, в отрыве от других насущных вопросов современного общества, в  котором информация и знания являются главными продуктами производства. Повышение  объема памяти, развитие внимания, речи, творческих навыков, развитие способностей быстрого конспектирования, – вот  далеко не полный перечень вопросов, которые  являются одновременно и основными  условиями повышения скорости чтения, и результатом усилий, приложенных  в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

    1. Динамическое чтение и 阅读

阅读 – это предмет, с китайского языка он переводится как «чтение».

阅读является достаточно сложным предметом и появляется только в группах среднего уровня. Цель предмета заключает в обучении студентов читать «сквозь строки» на китайском языке.

С самых  основ чтения, студенты заново (или  незаново) учат графемы. Как известно каждая графема в китайском языке  имеет свое значение, поэтому зная графемы можно догадаться о значении иероглифа.

На уроке  чтения студентам дают несколько  текстов, в каждом тексте должно быть 30-40% незнакомых иероглифов и уже  с помощью знания графем студент  читает и понимает текст.

Вы можете спросить, что хорошего в том, что  человек, читая текст, угадывает  смысл иероглифов? А хорошего в  этом очень даже много, например: существует общеизвестный факт, что иероглифов в китайском языке более 55000, и  у каждого иероглифа свое значение. Даже китайцы, носители языка, не могут  знать все иероглифы [Малявин В.В. «Китайская цивилизация», М. 2000, 1300с.]. Можно конечно везде носить с собой электронный словарь или закачать аналогичный словарь на ваш iPhone или смартфон, но искать в нем каждое слово очень утомительно. Более того, когда студент сидит и переводит каждое слово подряд, он уже теряет смысл переводимого текста и в голове его получается «каша». А знание графем все данную процедуру упрощает.

Можно сравнить阅读и динамическое чтение. Очень много похожего в этом предмете и в методике, но при этом они совершенно разные.

Во-первых, динамическое чтение заключается в  том, что бы, не вникая в текст  понять основную информацию, а во время урока阅读на китайском языке НУЖНО вчитываться в текст и если вы встречаете незнакомый вам иероглиф, для экономии времени, догадаться о его значении при помощи графем.

Во-вторых, овладеть навыками динамического чтения на любом языке может человек, который данный язык знает на уровне носителя языка, а предмет阅读в китайском языке предназначен для учащихся, например, на паре阅读 в классе, где обучаются одни иностранцы, использовать скорочтение на китайском языке невозможно – слишком маленький словарный запас.

В-третьих, даже при знании графем, на уроках китайского чтения, преподаватели настаивают на том, что бы читать каждое слово в строчке, а основной аспект динамического чтения заключается в чтении сразу 2-3 строчек в тексте.

На уроках 阅读 студенты читают тексты. Эти тексты должны включать в себя 30-40% незнакомых иероглифов. В основном тексты не большие 800-1000 знаков, но они идут по абсолютно разным темам. После каждого текста идет ряд вопросов, которые помогают понять смысл данного текста. В это и заключается основная «похожесть» динамического чтения и阅读.

Во-первых, в тексте встречаются незнакомые иероглифы, о значение которых студент  может лишь догадаться. В основном перед каждым комплексом текстов  преподаватель дает определенные графемы  и дает их обозначение, что бы во время чтения незнакомых слов студент  мог понять их смысл без траты  времени на словари.

Во-вторых, на уроках阅读 учителя настаивают на быстром чтении текстов, дается примерно 3-4 минуты. Как в динамическом чтении, так и на уроках阅读 человек должен читать быстро, в этом и заключается весь смысл. Иванов В.В. в своей книге «Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем» писал, что при обучении скорочтению или быстрому чтению обучаемый должен быстро читать текст, что бы информация поступала непосредственно в мозг без использования артикуляции.

В- третьих, на уроках阅读 после текстов идет ряд вопрос к данному тексту, они нужны для лучшего усвоения смысла текста. Так и в динамическом чтении, в большинстве способов обучению скорочтению нужно отвечать на вопросы после каждого текста. Так как «при ответе на вопросы информация более эффективно усваивается обучающимся» [ФИДЭЭС Центр развития человека «Скорочтение». М.2009, 18с.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

Рассмотрев  данную главу можно выделить ряд  выводов:

1. Динамическое  чтение, как методика, образовалось  в начале ХХ века, но до сих  пор является малоизвестным. Скорочтению  обучаются единицы, в основном  с целью общего развития или  достижения более эффективного  обучения.

2. Для  овладения навыками динамического чтения следует исполнять следующие рекомендации:

1) необходимо  достичь избавления от артикуляции  - проговаривания про себя читаемые слов;

2) читая,  нужно захватывать взглядом не 1, а одновременно 2 или 3 строки;

3) читать  нужно не с лева на право, а по диагонали.

3. Динамическое чтение и предмет阅读на китайском языке тождественны в:

- чтении  не каждого слова, а выделение  основных слов;

- быстром  чтение текстов;

- необходимости  давать ответы на вопросы после  текста, для эффективного усвоения  информации;

4. Динамическое  чтение и предмет阅读на китайском языке имеют ряд отличий:

- способ  чтения текстов. На阅读в текстах читается каждая строчка, в динамическом чтении в текстах читается сразу 2-3 строки;

- цель  чтения. В динамическом чтении  задачей является понимание основного  смысла текста, а на阅读 нужно вчитываться в текст;

- динамическое  чтение требует знание языка  на уровне носителя, а 阅读данного требования не имеет;

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ

2.1. Способы обучения динамическому чтению.

В книге  Андреева О.А. «Быстрое чтение» описываются  различные способы обучения динамическому  чтению. Нижеперечисленные способы обучению динамического чтения могут использоваться как при самообучении таки при обучении кого-либо.

Самый популярный метод обучения динамическому чтению, это Чтение- спринт:

Во время  чтения нужно

  1. Плотно сжать губы и зубы;
  2. Читать только глазами;
  3. Читать как можно быстрее;
  4. Ответить на вопросы к тексту или пересказать текст.

Теперь  разберем каждый пункт отдельно. Плотно сжимать губы и зубы нужно именно для того, что бы разучится проговаривать  слова вслух или про себя, так как артикуляция замедляет поступление информации в головной мозг.

Далее, читать только глазами нужно для того, что бы расширить «кругозор». Потому что когда читающий водит пальцем  по строчке он моментально себя ограничивает данной строкой. А если читать только глазами, то рано или поздно, но читающий все-таки выйдет за рамки строки и  начнет обращать внимание на другие строки.

Читать  как можно быстрее, нужно для  того, что бы читающий не «зацикливался» на определенных словах. Не нужно разжевывать  каждое слово в строке. Когда читают быстро-быстро, читающие проглатывают слова, они не успевают их проговаривать, а значит, информация моментально  и непосредственно переходит  сразу в мозг.

Отвечать  на вопросы к тексту или пересказывать  его нужно для того, что бы вся  полученная информация «улеглась» в  голове. Также пересказ текста может помочь с самоконтролем, с каждым разом пересказ будет все более и более детальным.

Данный  способ очень хорош в средней  или в начальной школе. По данной методике скорочтению обучают школьников, так как этот способ больше подходит их представлению о школе и  о том как надо «правильно учиться». Другие методы обучению скорочтению «…школьникам кажутся сложными и представляются не как обучения, а как развлечение» [А.Н. Нефедьева «диагностико-технологическое обеспечение процесса обучения в начальной школе». М. 2008, 24с.].

Также обучится динамическому чтению можно по методу Чтения с речевыми помехами.

Информация о работе Особенности динамического чтения в китайском языке