Македонский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:45, реферат

Краткое описание

В данной работе дается краткая характеристика македонского языка

Оглавление

Цели реферата………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………4
1. ИСТОРИЯ МАКЕДОНИИ 7
1.1. История и развитие македонского языка. 7
2. СТИЛИСТИЧЕКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА 25
2.1. Классификация и родственные языки 25
2.2. Географическое распределение 26
2.3. Македонский язык в Греции 27
2.4. Грамматика македонского языка 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ВЫВОДЫ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………....34

Файлы: 1 файл

Македонский язык.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Господствующее положение греков в делах православного клира со второй половины ХVIII в. стало восприниматься отдельными христианскими народами Османской империи, в частности болгарами, как ущемление их прав. В ХIX в. по мере пробуждения национального самосознания балканских христиан движение за собственную церковь с местным языком богослужения стало одной из форм национально-освободительного движения. Как только в ходе антиосманской борьбы Греция, Сербия, Румыния и Болгария получали свободу, они учреждали свою национальную церковь. Константинопольские иерархи осуждали национализацию церковного устройства на Балканах, выступали против образования новых церковно-административных центров православия, сокращавших сферу их влияния. Особенно болезненно патриархия отреагировала на появление в 1870 г. Болгарской экзархии: болгары были объявлены схизматиками и отлучены от Вселенской церкви. Разгоревшаяся в православном мире распря скрывала под церковным знаменем борьбу национальных и политических интересов греков и болгар.

Экзархату, получившему возможность свободно открывать церкви и школы, удалось за короткий срок привлечь к себе десятки тысяч славян Македонии тем, что богослужение и образование им давалось на близком и понятном языке. Христиан, перешедших под юрисдикцию болгарской церкви, стали называть «болгароманами», в отличие от патриархистов, именуемых «грекоманами», и таким образом принадлежность к экзархии и патриархии стала своеобразным индикатором этничности в Македонии. Православное население Македонии разделилось на две большие группы, державшиеся за свои церкви как символы обособленной народности. Несмотря на старания церковников, патриархисты и экзархисты не чувствовали вражды друг к другу, «сознавая свое племенное родство и общность интересов» И те и другие говорили на местном македонском (славянском) наречии, только патриархисты при письме пользовались греческим алфавитом.

Вопрос о национальной идентификации славян Македонии приобрел остроту в период Великого Восточного кризиса. Национально-освободительные восстания и войны 1875–1878 гг. интенсифицировали процессы национального самоопределения и поставили перед балканскими народами историческую задачу объединения своих этнических территорий. Это было время национально-государственного самоутверждения Сербии, Черногории, Румынии, Болгарии и национального пробуждения македонцев и албанцев. Процессы национального самоопределения нескольких народов, проживавших на одной территории или в близком соседстве, неминуемо приводили к этнотерриториальным конфликтам. Именно тогда на Балканах проявилось противоречие, ставшее характерным для всего последующего развития региона – противоречие между самоопределением и политико-территориальным обособлением наций, с одной стороны, и сложившимися административными и государственными границами, с другой. 
        В 1878 г. произошло выдвижение македонского вопроса в качестве важной международной проблемы. Как известно, согласно замыслам российской дипломатии по Сан-Стефанскому договору македонские территории были включены в состав освобожденной от турецкого гнета Болгарии, но спустя три месяца решением западной дипломатии на Берлинском конгрессе они были вновь оставлены Османской империи. При этом Порту обязали со временем провести реформу их управления и уравнения в правах христиан с мусульманами. Решение великих держав и разгул турецких репрессий подняли население Македонии на вооруженную борьбу, в ходе которой повстанцами впервые было выдвинуто требование автономии края. Тогда же аналогичное требование было выдвинуто и зародившимся албанским движением, причем границы предполагаемых административных автономий Македонии и Албании перекрывали друг друга. 

Крупные международные события второй половины 70-х гг. ХIX века, затронувшие судьбу македонского населения, существенно повлияли на дальнейшее его развитие. Согласно утвердившейся в отечественной историографии точке зрения национально-освободительное и культурно-просветительское движение в Македонии на протяжении большей части ХIX века, во всяком случае до освобождения Болгарии в 1878 г., шло в общем русле болгарского национального возрождения, т. е. в школьном деле, церковной борьбе и даже в языковой области все развитие Македонии представляло часть общеболгарского развития и было направлено против греческого духовного засилья. Такой же характер носило и участие населения Македонии в вооруженной борьбе против османского гнета. Основная масса населения македонских земель в национальном отношении полностью еще не сложилась, но развивалась в сторону становления болгарского национального самосознания. В указанный период жители Македонии называли себя «болгарами», «македонскими болгарами», лишь в единичных документах 70-х гг. ХIX века встречается наименование «македонцы», да и то вперемешку с вышеуказанными названиями.

Следует подчеркнуть, что отечественные исследователи, рассматривая развитие Македонии в ходе общеболгарского процесса, отмечали существенные особенности края. В первую очередь указывалось на серьезное социально-экономическое отставание македонских земель по сравнению с расположенными к востоку от них болгарскими территориями, на замедленность процесса национального возрождения. Подчеркивалось, что национально-просветительское движение, развернувшееся в Болгарии в первой трети ХIX в., в македонских землях началось позднее и развивалось медленнее, чем на болгарских территориях. Подъем массовой борьбы, охвативший Болгарию в 60-е – первой половине 70-х гг. ХIX века и явившийся высшей точкой всего процесса национального возрождения, почти не затронул Македонию. Таким образом, в силу указанных причин и этнической пестроты населения, македонские земли оказались как бы в стороне от центра консолидации образующейся болгарской нации.

Отечественные исследователи отмечали, что еще до освобождения Болгарии у части македонской торгово-ремесленной буржуазии и интеллигенции появился обостренный интерес к местной народной культуре (языку, фольклору, прошлому), происходило пробуждение патриотических чувств, обнаружилось стремление сохранить свою областную специфику. Уже в 60-х гг. ХIX века некоторые из просветителей Македонии стали создавать учебные пособия на основе местных говоров, а позже у некоторых деятелей, которых стали называть «македонистами», возникла идея создания самостоятельного македонского языка, т. е. еще в канун Великого Восточного кризиса было подмечено пробуждение национального самосознания у части населения Македонии.

После решений Берлинского конгресса, когда Болгария и Македония оказались в различных политических и экономических условиях, у населения Македонии появилась новая национальная перспектива, причем явно вне рамок общеболгарского развития. Произошедшее углубление отличий двух вышеназванных областей усилило среди македонской интеллигенции рост этнического самосознания, понимание известной обособленности политических и культурных интересов края. Этому способствовала и позиция правящих кругов Болгарии, смотревших на Македонию лишь как на объект своих интересов и решительно опровергавших малейшее упоминание о ее языково-культурной специфике. Стала усиливаться идея «македонизма», что нашло свое отражение в спорах по поводу соотношения болгарского литературного языка и македонских говоров. Важнейшим итогом этого процесса стало появление в 1903 г. работы К. Мисиркова, в которой доказывалось существование особого македонского языка и самостоятельной македонской нации. Таким образом в ходе становления македонской нации язык взял на себя интегрирующую и мобилизующую функцию.

Формирование македонской нации происходило в период подъема балканского национализма, расцвета идей «великих государств», когда каждая балканская монархия стремилась к максимальному расширению своих границ и военно-политическому преобладанию в регионе. «Великие идеи» приходили в столкновение между собой и реальностью, границы «идеальных отечеств» накладывались друг на друга и создавали на полуострове сильную напряженность. После 1878 г. Македония стала главным ее источником, именно здесь столкнулись представления о «Великой Греции», «Великой Болгарии», «Великой Сербии». Для обоснования своих притязаний на македонские территории Афины, София и Белград использовали самые разные аргументы: конфессиональные, этнические, так называемое «историческое право», «естественное право» и т. д.

Главным проводником влияния (пропаганды) балканских стран в Македонии стала церковь и подчиненная ей школа. По отзывам русских консулов школа стала «национальным знаменем» в Македонии: посылая своих детей в то или иное конфессиональное училище, родители тем самым выражали свое политическое тяготение к известной национальности. Большинство школ в Македонии не только не взимало платы за обучение детей, но весьма часто приплачивало родителям. Понятно, что влияние Болгарии, Греции и Сербии было сильнее всего в тех районах Македонии, которые прилегали к их границам. Жители окраин Македонии, писал консул А. Петряев, «окрещивают себя своеобразными этнографическими названиями «грекоманов», «болгароманов», «сербоманов» в зависимости от принадлежности к той или иной националистической пропаганды». Следует отметить, что «сербоманы» числились патриархистами, так как не имели отдельного церковного управления и подчинялись греческим митрополитам.

Турецкие власти умело использовали в своих интересах борьбу национально-церковных пропаганд. Придерживаясь принципа «разделяй и властвуй», они с целью ослабления позиций своих главных противников в крае – греков и болгар – стали поддерживать в Македонии сербское влияние, считая его для себя менее опасным. Османская администрация начала содействовать организации сербских школ и назначению кандидатов Белграда на вакантные епископские кафедры. В результате северо-восток края стал главным полем столкновения болгарской и сербской пропаганд. Большинству селян, как отмечали консулы, было совершенно безразлично, служит ли у них в церкви сербский или болгарский священник, для них важным было лишь то, чтобы богослужение совершалось на понятном им славянском языке.

Соперничество Болгарии, Греции и Сербии, мечтавших о полном или частичном поглощении Македонии, повлияло на выработку македонской национальной идеологии, основное содержание которой сводилось к акцентировке этнической самобытности македонцев, к отстаиванию их прав на собственную территорию. Наиболее ярко эта защитная доминанта отразилась в деятельности тайной революционной организации, созданной интеллигенцией и учащейся молодежью в 1893 г. в Салониках. Нацеленная на достижение политической автономии в рамках Османской империи, организация выдвинула лозунг «Македония для македонцев». В нем руководство организации видело путь сплочения всего населения края в общей освободительной борьбе во имя социальной справедливости. Чтобы показать свою самостоятельность и непричастность к македонским комитетам, существовавшим в Софии, Афинах и Белграде, она стала называться Внутренней Македонской Революционной Организацией (ВМРО). Для подготовки всеобщего вооруженного восстания ВМРО стала создавать подпольные комитеты, руководившие мобильными вооруженными отрядами (четами) и собиравшими средства на их содержание среди крестьянства.

Согласно концепции чешского ученого М. Гроха македонское национально-освободительное движение можно отнести к так называемому «повстанческому» типу, при котором национальное движение становится массовым еще в период существования феодальных отношений и вооруженная борьба играет важную роль в буржуазном преобразовании общества. Борьба сельского населения против османского владычества в форме массовых восстаний и индивидуальных выступлений явилась одним из объективных условий формирования македонской нации. Кульминацией македонского национально-освободительного движения стало Илинденское восстание, вспыхнувшее летом 1903 г. под лозунгом «Свобода или смерть». Оно охватило обширные территории и длилось около трех месяцев, самым значительным его завоеванием было провозглашение республики в городе Крушево. В македонской историографии Илинденскому восстанию и Крушевской республике отводится главное место в процессе национального сплочения славянского населения Македонии и формирования национального самосознания.

События 1903 г. положили начало драматическому периоду в истории Македонии, охарактеризованному российскими консулами как «смута». Македонская смута была порождена не только общим кризисом Османской империи, но и обострением этнических процессов в крае, которые стимулировались вмешательством великих и малых держав. После подавления Илинденского восстания Македония находилась в бедственном положении: более двухсот сел было сожжено, число убитых достигло почти девяти тысяч, более тридцати тысяч македонцев превратились в беженцев и эмигрантов. За умиротворение этой турецкой провинции взялись Россия и Австро-Венгрия, как две наиболее заинтересованные в балканских делах державы. Они разработали программу реформ по установлению административно-финансового контроля над Косовским, Монастырским и Салоникским вилайетами, которые обычно обозначались общим названием Македония. 

Известие о начале реформ сразу же вызвало противодействие местных албанцев-мусульман, служивших опорой султанской власти в крае и опасавшихся утраты своих привилегий. Центром албанских волнений, принявших характер избиения славян, стало Косово. По сообщениям российских секретных агентов на Балканах, Австро-Венгрия втайне потворствовала выступлениям албанцев, надеясь получить от держав мандат на наведение порядка в этих областях, как это случилось с Боснией и Герцеговиной в 1878 г. Поэтому австрийская дипломатия настояла на том, чтобы Косово и ряд албанских округов, входивших в македонские вилайеты, были изъяты из сферы проведения реформ.

В качестве одной из мер по нормализации положения в Македонии Россия и Австро-Венгрия предложили провести в трех вилайетах административно-территориальную реформу с учетом расселения национальностей. Дословно речь шла о «территориальном разграничении административных единиц в видах более правильной группировки народностей», что, по сути, означало намерение держав заменить наднациональное устройство вилайетов национальным. Это предложение Петербурга и Вены внешне преследовало благую цель – ввести церковно-школьные споры в относительно приемлемые рамки, проведя разграничение населения по этноконфессиональному признаку. Авторы данного предложения не учли однако того, что тенденция к размежеванию всегда приводит к ожесточенным конфликтам, перерастающим в военные столкновения, поощряет жестокое соперничество между этническими группами.

Для установления «истинного соотношения религий и народностей» в Македонии было решено провести в 1905 г. перепись населения. Известие о ней вызвало большое волнение среди местных жителей. Отдельному человеку, включенному в социальные переплетения религий, языка и культуры, было очень трудно принять решение о выборе той или другой национальности. К консулам стали обращаться с вопросами относительно критериев определения национальности, при этом каждая из противоборствующих сторон отстаивала наиболее выгодный для нее определитель.

Информация о работе Македонский язык