Концепт одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:37, реферат

Краткое описание

В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Например,  в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира 2 главных действующих лица вдали друг  от  друга испытывают поочередно именно перечисленные  выше чувства – отчаяние о  разлуки и невозможности быть  вместе, скука с другими  людьми в отсутствие друг  друга и т.д.

В английской литературе  в зависимости о  конкретных периодов ее становления и развития концепт одиночества  имел разную популярность. Но  во  все времена он характеризовался такими  чертами, как обязательное наличие романтического  героя, страдающего  одиночеством (особенно ярко  это  отразилось в эпоху сентиментализма и романтизма), частые диалоги героя  с самим собой как наиболее яркое выражение его  душевного состояния, наличие внутреннего и внешнего  конфликтов (внутренний конфликт заключался, как правило,  в несогласии и неприятия своего  положения,  а часто  еще и депрессии от бессилия что-либо изменить, внешний конфликт характеризуется наличием сложностей во  взаимодействии  с окружающей его  социальной средой – обществом и ближайшим окружением), вариабельного желания перемен (при наличии  у героя душевных сил на производство этих перемен), наличие какой-либо личной трагедии или неурядицы жизни героя или его  ближайшего  окружения часто  на фоне реальных конкретных исторических событий. Часто  в английской литературе концепт одиночества  развивается на базе концепта любви или смерти. На базе концепта любви концепт одиночества определяется наличием несчастной (безответной) любви или проблем в личной жизни при одновременном успехе в ней. На базе концепта смерти концепт одиночества выражается через страх смерти как случая вечного одиночества,  а также через ощущение неизбежности смерти как избавления от  одиночества.  В английской литературе есть также ряд  писателей и поэтов,  основная часть  чьего  творчества  основана на концепте одиночества, например, Дж. Байрон.

Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного ненужного, бесприютного. Это раскол отношений и связей нас с внешним миром. Одиночество — это один из тех животрепещущих, тонких, «больных» вопросов человеческой души, которые затрагивают всех, независимо от материального положения, интеллектуального уровня или количества дипломов.

Многие периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе. В английской литературе тема одиночества также описывается   позиций разных возрастных периодов развития человека. Так, например, Ромео и Джульетта молоды и одиноки, Дж. Эйр чуть постарше, но  тоже страдает от одиночества, король Лир стар, но и его  не миновало  это  чувство.

Описанные выше подходы к исследованию одиночества, очевидно, нельзя напрямую трактовать как парадигмальные предпосылки формирования  теоретических моделей одиночества, однако результатом попыток философского осмысления одиночества становится, во-первых, введение данной тематики в круг социальных проблем, исследованием которых занимаются ученые самых разных специальностей. Во- вторых, доказывается, что одиночество – атрибут  человеческого бытия, универсальность которого не преодолевается сменой социально-исторических условий. В-третьих, обосновывается, что одиночество нельзя трактовать как исключительно отрицательное состояние, «аномию» общественного по сути человека – оно есть необходимая предпосылка творчества. Все более широкое распространение самого явления одиночества показало необходимость не только его философского осмысления, но и исследований с позиции других дисциплин – социологии, психологии, социальной психологии, которые начали развертываться с середины XX века.



Информация о работе Концепт одиночества