Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:37, реферат
В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.
Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Например, в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира 2 главных действующих лица вдали друг от друга испытывают поочередно именно перечисленные выше чувства – отчаяние о разлуки и невозможности быть вместе, скука с другими людьми в отсутствие друг друга и т.д.
В английской литературе в зависимости о конкретных периодов ее становления и развития концепт одиночества имел разную популярность. Но во все времена он характеризовался такими чертами, как обязательное наличие романтического героя, страдающего одиночеством (особенно ярко это отразилось в эпоху сентиментализма и романтизма), частые диалоги героя с самим собой как наиболее яркое выражение его душевного состояния, наличие внутреннего и внешнего конфликтов (внутренний конфликт заключался, как правило, в несогласии и неприятия своего положения, а часто еще и депрессии от бессилия что-либо изменить, внешний конфликт характеризуется наличием сложностей во взаимодействии с окружающей его социальной средой – обществом и ближайшим окружением), вариабельного желания перемен (при наличии у героя душевных сил на производство этих перемен), наличие какой-либо личной трагедии или неурядицы жизни героя или его ближайшего окружения часто на фоне реальных конкретных исторических событий. Часто в английской литературе концепт одиночества развивается на базе концепта любви или смерти. На базе концепта любви концепт одиночества определяется наличием несчастной (безответной) любви или проблем в личной жизни при одновременном успехе в ней. На базе концепта смерти концепт одиночества выражается через страх смерти как случая вечного одиночества, а также через ощущение неизбежности смерти как избавления от одиночества. В английской литературе есть также ряд писателей и поэтов, основная часть чьего творчества основана на концепте одиночества, например, Дж. Байрон.
Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного ненужного, бесприютного. Это раскол отношений и связей нас с внешним миром. Одиночество — это один из тех животрепещущих, тонких, «больных» вопросов человеческой души, которые затрагивают всех, независимо от материального положения, интеллектуального уровня или количества дипломов.
Многие периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе. В английской литературе тема одиночества также описывается позиций разных возрастных периодов развития человека. Так, например, Ромео и Джульетта молоды и одиноки, Дж. Эйр чуть постарше, но тоже страдает от одиночества, король Лир стар, но и его не миновало это чувство.
Описанные выше подходы к исследованию одиночества, очевидно, нельзя напрямую трактовать как парадигмальные предпосылки формирования теоретических моделей одиночества, однако результатом попыток философского осмысления одиночества становится, во-первых, введение данной тематики в круг социальных проблем, исследованием которых занимаются ученые самых разных специальностей. Во- вторых, доказывается, что одиночество – атрибут человеческого бытия, универсальность которого не преодолевается сменой социально-исторических условий. В-третьих, обосновывается, что одиночество нельзя трактовать как исключительно отрицательное состояние, «аномию» общественного по сути человека – оно есть необходимая предпосылка творчества. Все более широкое распространение самого явления одиночества показало необходимость не только его философского осмысления, но и исследований с позиции других дисциплин – социологии, психологии, социальной психологии, которые начали развертываться с середины XX века.