Концепт одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:37, реферат

Краткое описание

В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 60.00 Кб (Скачать)


Изучение концептуальной картины мира находится на стыке лингвистики и других наук: философии, когнитивистики, культурологии, психологии. Современной лингвистикой признается, что концепт невербальное образование, которое не только осмысливается, но и переживается [Арутюнова Н.Д., Кубрякова Е.С. Юрий Сергеевич Степанов. Очерк научной деятельности. // Язык и культура. Факты и ценности. М., 2001, с. 31], и получает название по слову, через которое оно вербализуется. Концепты концентрируются в концептуальной картине мира, организованной системой ключевых культурных концептов [Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997, с. 145], к которым можно отнести и концепт «одиночество», т.к. одиночество – одно из доминантных состояний человека, константно присутствующих как в индивидуальном, так и коллективном сознании. Одиночество – «потеря умения общаться и навыка общения».

[http://www.lomonosov-su.ru/archive/Lomonosov_2007/19/tkachenko_av.doc.pdf] Результат этого – выход из состояния равенства, согласия, отчуждение от общности. Одиночество связано с представлением о том, что чуждо все чужое и безнадежно этот чужое понять. Отсюда обреченность, неподвластная отдельность, неумолимость, горький опыт невозможности и усталость оказываются неизменно связанными с ощущением одиночества, что  нашло  свое отражение в английской литературе разных исторических периодов.

В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. «Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах, включении в какую-либо группу. В-третьих, одиночество порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека». [См.: Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В Иванченко. М., 2008. С. 11-12.] И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме.

Проблема отражения в языке эмоционального состояния человека является объектом тщательного рассмотрения в лингвистической литературе. Ведь чувства и эмоции играют в человеческой жизни немаловажную роль: любые наши действия направлены на усиление положительных эмоций и подавление отрицательных.

Чувства, и в частности одиночество, существовали и развивались вместе с человеком. Но в разные исторические периоды и в разных социумах средства выражения эмоций имели значительные различия между собой. «Одиночество, в той или иной степени, присуще человеческому сообществу на всех этапах его исторического развития. Но многие ученые отмечают, что именно сегодня одиночество получило наибольшее распространение и наиболее губительно воздействует на человека». [Подзолкова Н.В. Концепт «Одиночество» в немецкой и русской лингвокультурах: Дис. … канд. фил. наук. – Волгоград, 2005 с. 12]

В лингвистической литературе одно из приоритетных мест занимает изучение проблем отражения в языке эмоционального состояния индивида. Постоянно изменяющийся окружающий мир стимулирует сознание человека активно отражать объекты действительности, которые, трансформируясь, вызывают у него те или иные эмоциональные переживания. Чувства выполняют в жизни человека, в его общении с окружающими мотивирующую роль, они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. «В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы либо подкрепить и усилить свои положительные чувства, либо избежать отрицательных. Поэтому исследование концептов в рамках когнитивной семантики является одним из важнейших и наиболее перспективных направлений развития современной лингвистики». [][Подзолкова Н.В. Концепт «Одиночество» в немецкой и русской лингвокультурах: Дис. … канд. фил. наук. – Волгоград, 2005 с. 15]

Одиночество как значимый социокультурный и психологический феномен находит активное воплощение в семантике языка, однако средства репрезентации концепта «одиночество» в английском языке еще недостаточно изучены.

Концепт «одиночество» как элемент концептуальной картины мира характеризуется тесной связью с национальной культурой, национальным характером и менталитетом народа. Это один из наиболее осмысленных концептов в языковом сознании, что подтверждается многообразием языкового воплощения различных проявлений одиночества как состояния человека (физического и душевного) в английской литературе. Понятие одиночество носит универсальный характер, оно вненационально, возраст языковой личности может способствовать большему спектру и глубине ассоциаций, уточняя нюансы анализируемого концепта.

Средствами объективации концепта “loneliness” (“одиночество”) являются существительные seclusion, privacy, isolation, глаголы be alone, be lonely, прилагательные alone, lonely, solitary, desolate, forlorn, secluded,  abandoned. Следует отметить, что в структуре концепта “loneliness” концептуальные признаки не эксплицируются в ключевых словах. Концепт “loneliness”, преимущественно, выражен в произведениях английских писателей – реалистов XIX в. имплицитно.

На основании логического анализа концептуальное поле «одиночество»  в английской литературе может быть поделено на две полусферы: «Социальное и «общественное одиночество» и «Психическое одиночество». Каждая полусфера состоит из сегментов, которые сформированы с учетом естественного членения предметов и явлений, отражающихся в толковых словарях. Так, например, осознание человеком одиночества в таком социальном институте как семья представлено сегментом «Семейный» в полусфере «Социальное и общественное одиночество» в английской литературе на примере описания семейной жизни персонажей литературных  произведений. Согласно сложившейся традиции, человек без семьи, родных и близких считается в социуме несостоявшимся, либо нуждающимся в сострадании и жалости, что соотносится с когнитивным значением «состояние дискомфорта». Однако в конкретном случае человек может испытывать это состояние и чувствовать себя одиноким, формально не будучи таковым: иметь семью, родных.

В английской литературе одиночество нередко рассматривается как «антипод» фундаментальным основам человеческого существования, полноценным межличностным отношениям и даже самой сущности человека.  В английской литературе феномен одиночества рассматривается не как «социальная болезнь», а как некий индикатор (признак) состояния общества, способный дать одну из его характеристик, например, удовлетворенности его членов «условиями жизни» в нем.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что в английской литературе можно  выделить две тенденции в его изучении: трактовка одиночества как психического состояния или субъективного переживания; представление об одиночестве как преимущественно негативном состоянии и переживании.

Начиная с ХХ в. одиночество становится неотъемлемым компонентом

общественного сознания, исследуется во всем многообразии в различных видах и жанрах искусства, рассматривается в рамках психологии, социологии,  антропологии, культурологии, эстетики и находит свое яркое отражение в произведениях  современной английской литературы.

Современный одиночка часто предстает как безымянный человек, утративший свою индивидуальность и обретающий успокоение лишь в толпе – родной стихии подобных анонимов – «одинокой толпе» [Riesman D. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. (With N. Glazer, R. Danney). N.Y., 1950. P. 100.]

Новую трактовку проблематика одиночества  в английской литературе приобретает с появлением идеи отчуждения, материалистическая интерпретация которой была развита К. Марксом. Отчуждение человека от собственной сущности, воплощенной в труде, возникает, согласно Марксу, с появлением частной собственности, т.е. одиночество человека не имеет атрибутивного характера и, обострившись при капитализме, исчезнет с возникновением более справедливой общественно-экономической формации. Критики и интерпретаторы его идей, в том числе и экзистенциалистского толка, рассматривают отчуждение как неотъемлемую характеристику жизни человека.

Глубоко присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке, что  нашло свое непосредственное отражение и в английской литературе.

На основе анализа различных дефиниций концепта «одиночества» выделяются познавательные концепты/модели, которые обусловливают методологические подходы и в значительной степени логику исследования концепта одиночества в английской литературе. Условно их можно назвать моделями самоидентификации», «интеракции» и «социальных связей». В первой модели ядром индивидуального одиночества является осознание индивидом дефицита связей. Причем осознание приходит через сравнение своего состояния, своих отношений с другими людьми или неким идеальным желательным состоянием. В основу такой концептуальной модели входит также процесс самооценки и самоатрибуции личности, познающей неполноту своих отношений с другими людьми или отдельным человеком. Во

второй модели в центре концепта «одиночества» находится потребность человека в общении, установлении подлинно близких, «интимных» отношений с другим человеком. Потребность в интимности отношений – некая ценность, недостижимость которой стимулирует возникновение одиночества. Диагностирование одиночества в этой модели не является результатом самоочевидного атрибутивного процесса, и многие действительно одинокие люди не осознают и не признают этого, не отдавая себе отчет в истинных причинах своего стрессового состояния. Задача писателя в этом случае состоит и в том, чтобы построить психодинамическую модель, выявляющую скрытое одиночество. В третьей модели в центре концепта находятся социальные связи, их наличие/отсутствие, интенсивность, значимость. Одиночество становится ответной и компенсаторной реакцией на дефицит социальных связей: как их количественной недостаточности в отдельных случаях, так и их низкого качества, формальности, поверхностности, прагматичности общения и взаимодействий. В данной модели признаки одиночества достаточно просто поддаются эмпирической и операциональной интерпретации. Но подтверждение наличия ряда признаков не ведет с необходимостью к осознанию и диагностированию личности как одинокой.

Анализ исследовательских концептов дополняется рассмотрением существующих типологий одиночества  в английской литературе с акцентированием внимания на их познавательных возможностях. К наиболее часто встречающимся основаниям типологии одиночества относятся: «временная протяженность данного переживания (краткосрочное, долгосрочное, ситуативное); оценочная направленность (позитивная, негативная, нейтральная – в этом случае речь идет о близких по значению к «одиночеству» понятиях); по причине возникновения (данная группа классификаций наиболее многочисленна и обширна)». [http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/sociol/2009/12-05/PuzanovaZHV.pdf] Несмотря на кажущуюся ясность, одиночество оказывается многогранным феноменом, проявляющимся в разных измерениях и как бы «перетекающим» из одного типа в другой.

В английской литературе чаще всего  одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем. Таким людям свойственны специфические межличностные проблемы, которые  часто  и являются канвой английских художественных произведений.

Одиночество зависит от того, как человек к себе относится, т.е. от его самооценки, поэтому так часто  в английской художественной прозе и поэзии концепт одиночества затрагивает тему той или иной неполноценности человека – чаще всего  духовной. Одинокие люди нередко в самих себе причину своего одиночества, приписывая его к недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр. Такой тип людей нашел особое отражение в английской литературе -  в ней часто   в качестве  героев-одиночек описаны люди, сомневающиеся в себе.

Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество – депрессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. В английской литературе полно  отражены оба типа реагирования – мы часто  при  прочтении английских художественных произведений сталкиваемся как с положительными, так и с отрицательными  персонажами,  в основе  поведения которых  лежит  именно одиночество. Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует их повышенная самокритичность. Так, например,  у Д. Г. Лоуренса  в «Любовнике  леди Чаттерлей» такими  особенностями  психики  страдает Кони – леди Чаттерлей, что  подталкивает ее  ко вступлению в связь с лесников ее мужа Клиффорда – Меллорзом. Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.

Нередко одиночество возникает по независящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной эмоционально-психологической изоляции человека от людей, составляющих привычный круг общения. Так, например, в книге У. Шекспира «Гамлет» главный герой – принц Датский – испытывал чувство  жгучего  одиночества по  причине гибели отца и, следовательно, потере близкого  друга.

Информация о работе Концепт одиночества