Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 06:43, контрольная работа
Одиночество — это один из тех тонких вопросов человеческой души, которые затрагивают всех, независимо от материального положения, интеллектуального уровня или количества дипломов.
Нет человека, который мог бы похвастаться, что никогда не испытывал это особое, иногда болезненное, а иногда, наоборот, очень глубокое и красивое внутреннее состояние.
ВВЕДЕНИЕ
« Одиночество как состояние не поддается лечению»
— Фаина Раневская
Одиночество… как часто мы слышим это слово в современном мире, и как оно актуально стало сейчас. О состоянии одиночества писали великие писатели, одиночеству посвящали стихи многие поэты, на эту тему размышляли философы: Миюскович Б., Перлман Д., Пепло Л. Э., Пузько В. И., Садлер У.А., Джонсон Т. Б., Хараш А.У.
Одиночество — это один из тех тонких вопросов человеческой души, которые затрагивают всех, независимо от материального положения, интеллектуального уровня или количества дипломов.
Нет человека, который мог бы похвастаться, что никогда не испытывал это особое, иногда болезненное, а иногда, наоборот, очень глубокое и красивое внутреннее состояние.
Когда подымается вопрос, почему и в каких ситуациях человек может чувствовать себя одиноким, сразу становится видно, что ответить на него, не так уж просто. На самом деле, проблема одиночества чем-то напоминает айсберг: есть небольшая, для всех видимая и всем понятная верхняя часть, но также есть вторая, гораздо более объемная часть, погруженная в воду и остающаяся вне досягаемости человеческого взора, общих обсуждений и все объясняющей, доступной и понятной человеческой логики.
Существует ряд факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества.
Люди с плохими навыками общения из-за страха потерпеть неудачу в отношениях, или попасть в психологическую зависимость, также, нередко, стремятся к одиночеству, особенно, если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество, как состояние, нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии [1, с. 305].
Кто-то чувствует себя одиноким, потому что в его жизни нет поистине любимого человека, родственной души, с которой можно делить и горе, и радость. Другой, в своем одиночестве, тоскует просто по самому факту — быть по-настоящему любимым кем-либо и занимать в жизни хотя бы кого-то, пусть даже кошки, центральное место.
Многие люди чувствуют себя одинокими, потому что их столько раз бросали, подводили, обманывали, что они уже не верят никому. Но одиночество - удел не только слабых, ранимых людей. Одиночество испытывают сильные и психологически стабильные люди, у которых все требуют помощи и совета, к которым можно в любое время прийти и поплакаться на плече. И так случается, что «сильный» человек так же одинок, потому что ему самому не на кого опереться, не у кого попросить совета, понимания и поддержки.
Проблемы в отношениях
- это лишь только следствие, но не причина
одиночества. Соответственно, если мы
хотим познать настоящую
А эти потребности не зависят от других людей и тем, как они к нам относятся. Но определяются исключительно нами самими - от того, как мы относимся к смыслу жизни, к самим себе, к другим людям, к окружающему миру. Мудрые говорят, что подлинное одиночество — это одиночество души, а оно наступает тогда, когда не удовлетворяются ее истинные желания.
Каждый нуждается в таких отношениях с другим человеком, которые не были бы случайным всплеском эмоций. Нам нужны родственные души, те, кто разделил бы с нами мечты, вдохновение, стремления, наши жизненные принципы [1, с. 306].
Не являются исключением и люди публичные, находящиеся в центре всеобщего обожания, но от того, зачастую, не менее одинокие.
Самой знаменитой комической актрисой нашей страны, Фаиной Раневской, восхищались миллионы телезрителей и огромное количество театралов. Ее персонажи вызывали смех даже у самых закоренелых меланхоликов. Но мало кто знал, что очень часто ее смех звучал через невидимые миру слезы...
ГЛАВА 1
Дочь небогатого нефтепромышленника
Родилась будущая знаменитая актриса в 1896 году в Таганроге, в весьма богатой и известной семье.
Широко известна фраза самой Раневской - "Я дочь небогатого нефтепромышленника". Отец ее был крупным торговцем, фабрикантом, обладал довольно значительным состоянием.
Мать будущей актрисы - тонкая, ранимая натура, страстная поклонница Чехова и Толстого. Юная Фаина унаследовала от матери и ранимую натуру и любовь к этим великим классикам (хотя больше всего - нежно и трогательно-мучительно - она любила А.С. Пушкина).
В записях актрисы есть горькие строки, рассказывающие о ее знакомстве с творчеством Чехова. "На коленях матери - газета: "...вчера в Баденвейлере скончался А. П. Чехов". В газете фотография человека с добрым лицом. Бегу искать книгу А. П. Чехова. Нахожу, начинаю читать. Мне попалась "Скучная история". Я схватила книжку, побежала в сад, прочитала всю. Закрыла книжку. И на этом кончилось мое детство. Я поняла все об одиночестве человека"...
И это одиночество будет
преследовать Раневскую всю жизнь,
как будто она сама превратилась
в чеховскую героиню... Даже псевдоним
Фаины Григорьевны имеет
Возможно, доля правды в этой шутке и была. Вот как Фаина Григорьевна вспоминала один свой театральный провал. "Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: "Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея..." После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены".
К счастью, это слово Раневская не сдержала и со сцены не ушла, подарив миллионам зрителей свои незабываемые роли. Правда, путь к славе для нее был довольно трудным. В 1915 году она приехала в Москву - поступать в театральную школу. Но ни в одну из них ее не приняли, "из-за отсутствия способностей". И Раневская начинает свои долгие мытарства - она скитается с разными театральным труппами по городам необъятной страны, переживающей глобальные потрясения - войны, революции, разруху, голод...
Но с самого начала ее актерской биографии учителям и партнерам по сцене было ясно, что появилась великая актриса. В одном из спектаклей Раневская должна была играть с великим актером Илларионом Петровичем Певцовым, которого она считала своим учителем. Фаина попросила дать ей совет - как провести сцену, если в ней нет ни одного ее слова. Певцов ответил: "А ты крепко люби меня, и все, что со мной происходит, должно тебя волновать, тревожить". Раневская написала в своих заметках: "И я любила его так крепко, как он попросил. И когда спектакль был кончен, я громко плакала, мучаясь его судьбой, и никакие утешения моих подружек не могли меня успокоить.
Тогда побежали к Певцову за советом. Добрый Певцов пришел в гримерную и спросил меня:
- Что с тобой? - Я так
любила, я так любила Вас весь
вечер, - выдохнула я рыдая... - Милые
барышни, вспомните меня потом
- она будет настоящей актрисой..
Пророческие слова учителя
сбылись, и Раневская действительно
стала великой актрисой, умевшей
даже в маленьком эпизоде
ГЛАВА 2
Народная артистка на дороге
В 1930-х годах Раневская оседает в Москве. Начинающий кинорежиссер Михаил Ромм приглашает ее сняться в своей первой картине "Пышка". Так начался многолетний роман выдающейся актрисы с кинематографом. Все помнят ее реплики и роли в кино - и домработница в "Весне" с ее знаменитым "Красота - страшная сила", и злая Мачеха из "Золушки" - "Эх, маловато королевство, разгуляться негде", и мамаша в "Свадьбе" - "Ты, сударь, говори, да не заговаривайся!", и колоритная Леля из "Подкидыша" с легендарным "Муля, не нервируй меня" и т.д. Кстати, эта фраза, давшая Раневской всенародное признание и известность, всю жизнь преследовала актрису.
Однажды, в Ташкенте, в эвакуации, Раневская прогуливалась с Анной Ахматовой, с которой ее связывала многолетняя дружба. И, как во всех городах Советского Союза, за актрисой бежали толпы детей и кричали: "Муля, не нервируй меня!". Вот как об этом рассказала сама актриса: "Это очень надоедало, мешало слушать Ахматову. К тому же я остро ненавидела роль, которая дала мне популярность. Я сказала об этом Анне Андреевне. ""Сжала руки под темной вуалью" - продекламировала она. - Это тоже мои Мули". Я закричала: "Не кощунствуйте!" [3]
Тем не менее, на мой взгляд, кажутся кощунственными некоторые слова Раневской о себе. Очень больно читать, например, такие слова гениальной актрисы: "Я убила в себе червя тщеславия в одно мгновение, когда подумала, что у меня не будет ни славы Чаплина, ни славы Шаляпина, раз у меня нет их гения. И тут же успокоилась. Но когда ругнут - чуть ли не плачу. А похвалят - рада, но не больше, чем вкусному пирожному, не больше".
Да, она была такой - очень скромной, ранимой, трепетной. Особенно по отношению к тем, кому поклонялась. А поклонялась она многим - Ахматовой, Пастернаку, Волошину, Цветаевой, Арсению Тарковскому, Любови Орловой и многим другим.
Правда, многие из ее друзей и учителей часто становились объектами для шуток. Той же Любови Орловой, с которой Раневскую связывала нежнейшая дружба и многолетняя совместная работа в театре и в кино, частенько доставалось от острого языка актрисы. "Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, - говорила Раневская, - что моль, живущая в нем никак не может научиться летать!"
Язвительность и умение четко парировать острой репликой любую фразу были визитной карточкой Раневской. Неслучайно именно ей приписывают авторство множества анекдотов, гуляющих по стране. Потому как в любой ситуации находила она нечто комическое и могла сказать каламбур, который повторяют изустно до сих пор. Например, вот такой перл Раневской.
Однажды она поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. " Поднимите меня! - попросила Раневская. - Народные артистки на дороге не валяются.." [4].
ГЛАВА 3
Проклятая жизнь
И никто не знал, что эта язвительная и остроумная женщина пишет по ночам в своих записках: "День кончился. Еще один напрасно прожитый день никому не нужной моей жизни". Или "Если бы я вела дневник, я бы каждый день записывала фразу "Какая смертная тоска...". "Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, то ты не имеешь права считать себя одинокой. Мне некому теперь рассказывать сон". "Моя жизнь: одиночество, одиночество, одиночество до конца дней"...
И чувство обделенности от того, что многое она не доиграла, не сказала, что талант ее не реализован полностью: "Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни со всеми моими талантами". Или еще одна горькая запись: "В актерской жизни нужно везение. Больше чем в любой другой, актер зависим, выбирать роли ему не дано. Я сыграла сотую часть того, что могла. Вообще я не считаю, что у меня счастливая актерская судьба... Тоскую о несыгранных ролях. Слово "играть" я не признаю. Прожить еще несколько жизней"...
Но все эти тяжелые мысли, тоска, ощущение вселенского одиночества оставались за кадром. Она снималась, играла в театре, и никто не подозревал об ее истинных мыслях. Она была такой, какой ее привыкли видеть окружающие за много лет - энергичной, остроумной, склонной к шутке и мистификации.
Василий Ливанов, с которым Раневская озвучивала знаменитый мультфильм "Малыш и Карлсон" рассказывал об одном интересном эпизоде. Фаина Григорьевна не любила "деятелей телевизионных искусств", и в пику им она сама придумала некоторые фразы, которых не было в сценарии. Помните, Карлсон беседует с фрекен Бок, и та говорит ему: "Сейчас приедут с телевиденья, а Вы, к сожалению, не привидение?" А Карлсон отвечает: "Но я же умный, красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете лет!" "Но на телевидении этого добра навалом!". И тут следует придуманная Раневской фраза с закамуфлированной шпилькой против телевизионщиков: "Ну я же еще и талантливый!" Или еще один укол Раневской в адрес мастеров телеискусств: "По телевизору показывают жуликов... Ну чем я хуже?!"
Такой она и осталась в нашей памяти - остроумной и веселой, умевшей рассмешить любого. Потому что, как настоящий талантливый человек, она никогда не показывала миру свои слезы... [4]
Заключение
Воспринимать одиночество следует, как данное, не давая ему ни позитивной, ни негативной оценки. Это просто ещё одна отличительная черта человека, стоящая наряду со стремлением к свободе, эгоизмом и прочими.
Одиночество-это пространство. Кто–то пытается его заполнить внутри себя, используя внешний мир. А кто-то использует пространство внутри себя, заполняя пространство за пределами своего мира, как это делала неподражаемая Фаина Раневская.
Одиночество нам необходимо, потому что сознание того, что ты один и никто тебя не понимает, дает необходимый всплеск эмоций. И этот выход энергии, обязательно, несет за собой какое-то действие, желание. Самое главное не упустить момент. Ведь, когда чувство одиночества тебя покидает, размышления выветриваются и верх одерживает интерес к большому, внешнему миру (т.е. к некой условности, иллюзии), о своих истинных желаниях и возможностях мы на время забываем. А много ли у нас этого времени, чтобы мы могли так легкомысленно его тратить? [2, с.41-42]