Эффективность дистанционного обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Эффективность дистанционного обучения
I.1. Характеристика дистанционного обучения, его структура и развитие………..…………………………………………………….4
I.2. Понятие эффективности обучения. Проблемы дистанционного обучения………………………………………………………….8
I.3. Эффективность дистанционного обучения
II. Эффективность обучения иностранному языку
II.1. Обучение иностранному языку, характеристика и структура понятия………………………………………………………………………11
II.2. Выявление эффективности дистанционного обучения при изучении иностранного языка……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая дистанционное обучение Буйко.docx

— 57.40 Кб (Скачать)

К принципам, попадающих в психологическую сферу, относятся следующие:

Принцип мотивации. Особенно это важно в занятиях с детьми, которые очень часто бывают мало мотивированы, а порой и демотивированы из-за плохой успеваемости или просто из-за нелюбви к языку. Поэтому очень важно организовать положительно-эмоциональное отношение к процессу занятий. Это может достигаться различными средствами: веселые интересные тексты, красочные учебные материалы, фильмы, мультфильмы и т.д.

Принцип учета индивидуально-психологических  особенностей учащихся предполагает максимальную индивидуализацию учебного процесса.

К сфере  методических принципов я отношу следующие:

Коммуникативный принцип. Обучение организуется в моделировании естественных коммуникативных ситуаций, возникающих постоянно в нашей жизни. Для успешного моделирования необходимо выполнение следующих условий:

1) Постановка  проблемы - отбор материала должен  быть проблемным. Это стимулирует  логическое и творческое мышление  учащихся и тем самым стимулирует  их речевую деятельность. 
2) Эвристичность - учащийся спонтанно реагирует на речевые стимулы. 
3) Информативность и новизна - использование материала, который представляет интерес для обучаемого[14,12].

Аксиомы. 
Любое высказывание должно быть: 
1) мотивированным, оно должно исходить из внутренней потребности обучаемого высказать свое мнение. 
2) Ситуативно обусловленным (подходить для конкретной ситуации) 
3) Диалогичным, если того требует ситуация.

Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой  деятельности - происходит одновременное формирование четырех видов речевой деятельности: 
- говорение 
- аудирование 
- чтение 
- письмо

Принцип профессиональной направленности обучения. При отборе материала учитывается род занятий и профессиональные интересы учащихся.

Принцип устного опережения. Пальмер говорил: "Языком следует овладевать путем устного общения. Живые язык должны усваиваться через живую речь. Другими словами, их следует преподавать устно" (Пальмер 1961) Эту мысль продолжает Беляев, говоря о последовательности преподавания видов речевой деятельности: от устной речи надо переходить к письменной и от пассивных форм владения языком (чтение, слушание) к активным формам (говорение, письмо). 
Общение между людьми существует преимущественно в устной форме, поэтому и целесообразно на первоначальном этапе обучения уделять внимание говорению и пониманию речи на слух, что обеспечит успешное овладевание навыками письма и чтения. Этот принцип находит свое применение в самых новейших учебно-методических комплектах (УМК), учебниках. 
Следование названному принципу обеспечивает умение общения на языке уже на самых ранних стадиях обучения, что подкрепляется овладеванием навыками письменной коммуникации.

Система принципов является открытой и не может существовать в абсолютизированном виде, так как все они взаимосвязаны. Каждый из принципов переосмысливается  и преломляется мной в процессе работы с конкретным человеком.

Эффективность обучения иностранному языку в целом, на мой взгляд заключается в правильной и искусной организации занятия для успешного достижения поставленных целей[14, 17]. 
 

II.2. Выявление эффективности дистанционного обучения при изучении иностранного языка

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает  реальные возможности повышения  качества образования. Однако следует  признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности остается еще достаточно низким. Представляется, что в части развития информационных образовательных технологий главную  роль должна сыграть высшая школа, среди  первоочередных задач которой: развитие дистанционного обучения и создание электронных библиотек, модернизация и развитие существующей сетевой  инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов. В этом случае вузы могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа, которая, несмотря на достаточно продолжительный период освоения информационных технологий, остается крайне слабо оснащенной с технической точки зрения. Таким образом, некоторые разрабатываемые концепции дистанционного обучения иностранным языкам необходимо принимать во внимание, с одной стороны, их дидактические свойства и функции телекоммуникаций, мультимедийных средств качества технологической основы обучения, а с другой – концептуальные направления дидактической организации такого обучения как элемента общей системы образования на современном уровне. Согласно исследованиям Моисеевой М.В., Хан-Магомедова Д.Д., Орловой Л.Е. всеобъемлющая модель дистанционного обучения включает в себя интегрированную учебную среду с вариантным определением роли различных компонентов – технологических, педагогических, организационно-методических [10].

Поэтому, одним из важнейших направлений дистанционного обучения при изучении иностранных языков является создание единой обучающей среды и собственной лицензированной обучающей программы. При этом, программа должна включать в себя как базовый уровень грамматики, фонетики, лексики, аудирования для начинающих изучать иностранный язык вне вуза, так и продвинутый уровень для студентов старших курсов, включающий в себя публицистические статьи, неадаптированные тексты, аудиозаписи носителей языка и функции синхронного перевода.

Дистанционное обучение иностранным языкам имеет  свою специфику, обусловленную тем, что предполагает обучение различным  видам речевой деятельности. Естественно, что для обучения таким видам  речевой деятельности, как чтение и письмо, можно в значительной степени ограничиться сетевым курсом, поскольку особенности этих видов  речевой деятельности не требуют  сами по себе объемной графики и  даже значительного по объему звукового  сопровождения. Тем не менее, при  обучении произношению, речи и аудированию ограничиться только текстовыми файлами не удается, необходима опора на звуковое сопровождение, а также создание различных ситуаций, стимулирующих устные высказывания обучаемых, т.е. возникает потребность опоры на иллюстративный материал. Использовать такой материал в сетевых курсах, как мы уже знаем, технически вполне возможно, но практически, учитывая реальную ситуацию, пока довольно проблематично из-за большого объема памяти, который требуют такие файлы[8].

Ведущей целью обучения иностранному языку  в вузе является коммуникативная  – формирование коммуникативной  компетенции, т.е. умения извлекать достаточно полную информацию при чтении иноязычных текстов, умения понять собеседника, а также выразить свою мысль, точку зрения устно и письменно.

Таким образом, особенность предмета “иностранный язык” состоит в том, что целью  обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка  определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная  компетенция). В соответствии с теорией  деятельности обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности. Отсюда следует, что при  обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия учащихся (причем каждого ученика) в  том виде речевой деятельности, которому их обучают. Если учащихся обучают чтению, то каждому обучаемому необходимо предоставить возможность читать, упражняться  в чтении. При обучении говорению - каждому ученику следует предоставить возможность говорить, выражать свои мысли на иностранном языке. При  обучении аудированию каждый учащийся должен получить возможность слушать иноязычную речь. Важно иметь в виду и существующую закономерность, сформулированную в свое время известным методистом Рахмановым И.В.: в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухо-моторные навыки, следовательно, устная практика необходима при формировании умений любому виду речевой деятельности[3,54].

Как показали проведенные исследования, у значительной доли населения России в настоящее  время имеется достаточный уровень  технической оснащенности для потребления  образовательных услуг высокотехнологичного дистанционного обучения, в том числе, основанного на Интернет-технологиях, которые могут обеспечить максимальную интерактивность и потому являются наиболее предпочтительными для потребительского рынка. Непременным условием эффективного использования этих технологических возможностей является высококачественное информационное наполнение, обеспечивающее поддержку процесса дистанционного обучения и управления образовательным процессом[9].

Исследования  института им. А.М.Шолохова, позволили сформулировать научным сотрудникам данного института, для российской системы образования важнейшие характеристики развитой информационно-образовательной среды массового высокотехнологичного ДО:

  1. Системность – среда должна представлять собой завершенный, системно согласованный комплекс программно-методических средств для всего цикла дисциплин, необходимых для построения востребованных потребителем образовательных программ;
  2. Принципиально новое дидактическое качество программно-методического обеспечения, которое возникает при максимальном использовании визуализации учебного материала средствами мультимедиа, организации интерактивного взаимодействия с обучаемым за счет логических средств компьютерных программ и возможностей телекоммуникации;
  3. Широкая многофункциональностьпозволяющая использовать разработанные дидактические средства в разных формах получения образования (дневной, вечерней, заочной, экстернате) и при различных конфигурациях технических средств, как развитых, так и самых минимальных;
  4. Высокая адаптивность обучаемых к разнообразию требований и преподавателей к содержанию обучения – опора на массив уже изданных и доступных для обучаемых разнообразных учебников и учебных пособий, созданных в различных вузах, обеспечение возможностей для преподавателей и обучаемых активно изменять элементы среды с учетом своих специфических требований;
  5. Технологическая мобильность возможность использования элементов среды в различных технологиях дистанционного обучения, используемых в вузах, в том числе в системах "кейс-ДО" (курс обучения на печатных носителях, который может включать в себя аудиокассеты), "теле-ДО" (видео-курс обучения с дополнительными печатными материалами) и "Интернет-ДО" (компьютерные программы, электронная почта, Интернет)[7].
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В современных условиях развития педагогической науки выделены приоритетные направления, которые позволят развивать российскую систему образования в условиях становления информационного общества, в основе которых находятся информационные технологии, телекоммуникации и технологии дистанционного образования.

    Одной из возможностей совершенствования  многоуровневого педагогического образования является дистанционное образование, активно развивающееся с середины 90-х годов. Термин "дистанционное образование" обозначает различные образовательные модели, для которых общим является то, что некоторые или все обучаемые и преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образования, различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонентов процесса обучения: изложение предметного содержания; взаимодействие с преподавателями; выполнение практических заданий.

    В процессе историко-педагогического  анализа развития теории дистанционного образования и дистанционного обучения выявлены социальные, технические и  педагогические предпосылки становления  ДО как области научных исследований и как образовательной инновационной практики[5, 18].

    Анализ  зарубежных теорий, моделей, концепций, гипотез ДО показывает, что само понятие ДО хотя и не имеет единого  толкования, в месте с тем представляет собой искусственно созданную .возможность обучения в форме диалога, и развивающуюся на основе присущих ДО принципов, методов и образовательных технологий.

    Анализ  роста возможностей internet и его использование в образовательном процессе показывает, что внедрение новых информационных технологий на базе internet является одним из перспективных направлений совершенствования ДО. В процессе проектирования новых моделей ДО должны применяться образовательные технологии обеспечивающие доставку максимального объема образовательной информации. Анализ и исследование ПО-УН позволили систематизировать основные дидактические требования к ПОУН.

    Дистанционное образование позволяет сделать  образование доступным для широких  слоев населения вне зависимости  от места проживания, возрастного  ценза, условий жизни и работы на основе полного равенства и  в зависимости от способностей каждого  и, тем самым, реализовать потребности  населения в образовательных  услугах, а страны в качественно  подготовленных специалистах; реализовать  важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной  реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда; компенсировать сокращение государственного финансирования усилить международную интеграцию, снять социальную напряжённость, повысить социальную и профессиональную мобильность  населения; сохранять и приумножать  знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные  средства новых информационных технологий (СНИТ) и решить ряд других социально-экономических  задач.

Информация о работе Эффективность дистанционного обучения иностранному языку