Эффективность дистанционного обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Эффективность дистанционного обучения
I.1. Характеристика дистанционного обучения, его структура и развитие………..…………………………………………………….4
I.2. Понятие эффективности обучения. Проблемы дистанционного обучения………………………………………………………….8
I.3. Эффективность дистанционного обучения
II. Эффективность обучения иностранному языку
II.1. Обучение иностранному языку, характеристика и структура понятия………………………………………………………………………11
II.2. Выявление эффективности дистанционного обучения при изучении иностранного языка……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая дистанционное обучение Буйко.docx

— 57.40 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Югорский  государственный  университет

Гуманитарный  институт 

Кафедра иностранных языков.

               КУРСОВАЯ  РАБОТА

     По  дисциплине: «Теория обучения иностранному языку.»

     на  тему:

     Эффективность дистанционного обучения иностранному языку.

  Исполнитель: студентка  IV курса

Кулишева Юлия

Специальность: «Теория и методика                                                                  преподавания иностранных языков и                                                                      культур».

                                                             Группа: 3680                                            Научный руководитель:  канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации                                                                    Буйко Н.С
  Срок сдачи: «      » 2011г.

Проверено: «     » 2011г.

Оценка:

Проверил:

Ханты-Мансийск 2011г.

                            

               Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

    1. Эффективность дистанционного обучения

      I.1. Характеристика дистанционного обучения, его структура и развитие………..…………………………………………………….4

      I.2. Понятие эффективности обучения. Проблемы дистанционного обучения………………………………………………………….8

      I.3. Эффективность дистанционного обучения

    II. Эффективность обучения иностранному языку

             II.1. Обучение иностранному языку, характеристика и структура понятия………………………………………………………………………11

             II.2. Выявление эффективности дистанционного обучения при изучении иностранного языка……………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………..19

Список  литературы…………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что  результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения  (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.  Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

      Суть  исследуемой проблемы заключена  в следующих аспектах:

  1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования в сфере языкового образования;
  2. существует тенденция "подстраивания"  термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);
  3. выявление эффективности дистанционного обучения при изучении иностранного языка

Именно  поэтому необходимо дать чёткое определение  дистанционного обучения, рассмотреть  его теоретические основы для  различных уровней.

      В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в обучении иностранным языкам. На современном этапе развития, существует необходимость в мобильности и обучении на расстоянии. Это связанно именно с очень быстрым темпом жизни и нехваткой времени. Именно поэтому эффективность зачастую заключается именно в мобильности человека использующего дистанционную форму обучения для изучения иностранного языка. 
 
 
 

I.1. Характеристика дистанционного обучения, его структура. 

  Думаю, начать следует с определения понятия дистанционного обучения.

  Дистанционное обучение (ДО) это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видео и компьютерные каналы связи [1].

  В процессе своего развития технология ДО прошла несколько этапов становления. Первый этап форма ДО, в которой обучение организуется по схеме «педагог один или несколько учеников». Виды средств связи между преподавателями и учащимся здесь немногочисленны: обычная почта, телефон, компьютеры. На этом этапе отсутствовали системность и комплектность в применении дистанционных средств обучения.

  Второй  этап развития ДО условно можно обозначить: «педагог множество учеников». На этом этапе стали увеличиваться виды связи, включающие в свой арсенал видео- и аудио кассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.

  Третий  этап развития ДО характеризуется появлением с начала 80-х годов XX в. и дальнейшим ростом популярности INTERNET. Число пользователей INTERNET бурно растет, и к началу XXI столетия оно достигло примерно 100 млн. пользователей. Обучение через INTERNET стало серьезной альтернативой традиционному образованию и обладает по сравнению с ними рядом преимуществ. В ДО одной из важнейших задач является предоставление удаленным пользователям интерфейса, позволяющего оптимально использовать все функционалы информационно-образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса. Решение этой задачи в сфере информационных технологий обеспечивается созданием специализированного портала для информационно-образовательной среды ДО.

  Порталом  называют приложение, обеспечивающее персонифицированный и настраиваемый  интерфейс, дающий пользователям возможность:

  • взаимодействовать друг с другом;
  • находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими интересами, задачами, функциями информационно-образовательной среды.

  Росту числа слушателей и развитию системы  ДО способствует большой интерес  к этому виду обучения взрослых людей, в своем большинстве имеющих  профессиональной образование, но заинтересованных в поддержании профессиональной компетентности и квалификации [4, 3].

  Потребность в непрерывном дистанционном  образовании, по данным опроса, особенно ощущается в системе повышения квалификации преподавателей всех уровней образования.

  Потребность в приспособлении к динамично  меняющимся требованиям и компонентам  квалификации преподавателей обусловливает  создание новой системы повышения  квалификации, основанной на применении новых информационных технологий.

  Интенсивное внедрение современных информационных гипертехнологий (гипертекст, гипермедиа) позволяет качественно изменить всю систему образования и повышения квалификации. Внедрение дистанционных форм обучения позволяет динамично использовать информационный, методический и межвузовский преподавательский потенциал, эффективно внедрять передовой опыт.

  Сегодня можно говорить о четвертом —  интегрирующем этапе развития ДО, основанном на комплексной виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм ДО. Его основу составляет развивающиеся средства доставки информации благодаря реальному комплексному внедрению современных коммуникационных систем (интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи)[4, 5].

  На  основе эффективного внедрения инновационных  средств ДО сегодня происходит создание конкурирующего рынка образовательных  услуг.

  Для широкого распространения ДО в современных условиях необходимо разрешение целого комплекса проблем, отражающих мировоззренческие, теоретико-методологические, технологические, правовые, социальные, финансово-экономические и другие аспекты этой новой формы обучения.

  Мировоззренческий аспект развития ДО связан с необходимостью смены стереотипов на образование, как устоявшуюся и вечно неизменную систему.

  Теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения  ДО обусловлен необходимостью концептуального  обоснования этой пока еще новой  формы обучения. Речь в данном случае идет о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ ДО.

  Изменение информационной среды, внедрение модульности  подачи информации требует организации  как диалогового режима, так и  режима конференц-связи (аудио-, аудиографической, видео- с уменьшенной частотой кадров) по проблемам, связанным с развитием новых образовательных технологий, созданием рынка образовательных услуг, структурированием учебных материалов[4,6].

  Следующим этапом развития системы ДО является создание корпоративных региональных, межрегиональных, межведомственных и российских образовательных структур по подготовке специалистов, переподготовке и повышению квалификации на базе сетевых коммуникационных средств, мультимедийных обучающих программ.

  Стратегическая  цель ДО — обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер[4,8]. 

  По  способу получения учебной информации различают:

  • синхронные учебные системы и
  • асинхронные.

  Синхронные  системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: интерактивное ТВ, аудио графика, компьютерные телеконференции, IRC, MUD, MOO.

  Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио / видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.

  Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

  По  технической основе передачи данных можно выделить следующие формы  дистанционного обучения:

Информация о работе Эффективность дистанционного обучения иностранному языку