Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:46, курсовая работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается
везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает
«вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в
современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов,
лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Управление лидерством в организации……………………………………………4
Глава 2. Роль лидера в управлении внешними связями…………………………………….7
2.1Роль лидера в управлении изменениями………………………….……………………8
2.2Роль лидера в управлении персоналом…………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………..…………14
Список литературы……………………………………………………………………….....15
идей осуществления
направлениях:
а) как создатель климата и условий, которые позволяют развивать уверенность в
потребности проведения изменений;
б) как организатор, использующий свою статусную власть, индивидуальное
влияние и организационные ресурсы для реструктуризации организации,
разрешения противоречий между отдельными сотрудниками и подразделениями.
Эффективность управления изменениями связана с наличием согласия между
лидером и основной массой
сотрудников организации
реформирования.
Для того, чтобы достигнуть согласия относительно целей проведения изменений,
лидер должен решить ряд задач:
1. Определить цели изменений в понятиях и терминах, доступных пониманию
основной массы сотрудников. Определение цели также должно легко запоминаться
членами организации.
2. Сформировать и развить доверие к идее и целям изменений.
3. Выработать общее видение цели.
4. Разработать
на этой основе стратегии
Эффективность проведения изменений
связана с деятельностью
по формированию ответственности за конечный результат изменений у всех
категорий подчиненных: представителей высшего уровня управления, среднего
менеджмента, а также рядовых сотрудников. Ответственное отношение подчиненных
к своим обязанностям непосредственно связано с обеспечением их
соответствующими полномочиями и свободой принятия решений.
Как уже отмечалось выше,
любая организация – это
социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе
структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе
общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для
совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы
замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм
конкретной организации.
Энергия этих групп может быть как созидательной, так и разрушительной. Она
может быть сфокусирована в едином направлении, но может также быть направлена
на противоречивые цели, в результате чего распыляются организационные
ресурсы, что в итоге понижает степень эффективности коллективной
деятельности.
Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность
формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять
неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством
эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и
неформальными группами.
В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой
динамикой. Групповая динамика
– это очень сложный и
развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также
мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика
определяет энергию развития группового поведения и степень эффективности
решения группой стоящих перед ней задач.
Процессы групповой динамики закономерны для любой группы и организации вне
зависимости от ее численности, характера и особенностей лидерства. Лидер
может осуществлять свою деятельность с учетом особенностей групповых
процессов или игнорировать их. В последнем случае он закономерно отказывается
от наиболее эффективного способа решения стоящих перед ним задач. Только
управляя процессами групповой динамики на всех уровнях формальный лидер
обеспечивает возможности
эффективной групповой
своего лидерства.
Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития.
Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет
свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней
задачи. Таковыми являются:
1. Стадия формирования.
2. Стадия взрыва недовольства.
3.
Стадия выработки групповых
4. Стадия выполнения задания.
Каждая стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее
влияние на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят
индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного
задания.
На первой стадии группового развития пока еще разрозненные индивиды
обмениваются идеями и другой информацией относительно того, что им предстоит
сделать. Стадия формирования группы характеризуется доминированием
индивидуальных мотивов поведения. Выявляя суть задания, свою роль в его
выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные
потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и
отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности.
На этой стадии группа представляет собой конгломерат индивидов, которые по-
разному относятся к факту
необходимости участия в
Одни понимают ее целесообразность, но испытывают отрицательные эмоции. Другие
не в полной мере понимают цели и содержание групповой деятельности, но
проявляют положительные эмоции и готовность участвовать в составе группы.
Третьи никак не обозначают своего отношения и не испытывают каких-либо эмоций
по этому поводу.
Тем не менее, несмотря на все разнообразие отношений к группе и своему
членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации задания,
своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими членами
группы и оформлении отношений лидерства.
Потребность в лидерстве и руководстве становится общей для всех членов группы
на первой стадии ее создания. Поэтому управленческий лидер на этой стадии
должен:
· обеспечить лидерство;
· прояснить групповые цели и задачи, роли членов группы,
условия и т. п.;
· обеспечить положительное и отрицательное подкрепление;
· обеспечить неформальную коммуникацию, обмен информацией.
Стадия взрыва недовольства, к сожалению является обязательным элементом
группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии
могут варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы
относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности
объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом. Это
несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных
амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о
цели задания и способах его выполнения.
Индивидуальные представления членов группы относительно их роли и влияния, а
также о характере групповой деятельности не сбываются. Мало того, усилия
группы сконцентрированы на борьбе за власть и влияние в группе, а не на
выполнении задания. Расхождение
между индивидуальными
реальностью выражается в
росте разочарования и
результативностью ее деятельности и эффективности лидерства. Это недовольство
выплескивается в претензиях к официальному руководителю, организатору группы,
ее членам и сопровождается взаимными обвинениями. Неосознанное желание
каждого избавить себя от персональной ответственности за отсутствие
удовлетворенности групповым
взаимодействием и
приводит к поиску виноватого, так называемого «козла отпущения». Им и
становится в глазах большинства членов группы групповой лидер.
Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по
управлению группой
неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой
адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно
теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы
к первой стадии своего развития.
Если лидер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя
воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи,
а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в
коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности
членов группы к компромиссам. Задачами управленческого лидера на этой стадии
развития группы являются:
· обеспечение устойчивой и ясной связи между индивидуальными
интересами членов группы и целями группы;
· проявление интереса к потребностям и особенностям членов группы
·
определение критериев
· мотивация членов группы к достижениям;
· разрешение конфликтов и противоречий;
· проявление отношения к процессам распределения неформальной власти;
· прояснение индивидуальных и групповых задач.
Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к
пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов
эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная
ответственность членов за
конечный результат групповой
ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых
правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс
силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.
Внимание группы постепенно
переключается с проблем
проблемы выполнения задания. В этой связи перед формальным лидером возникают
следующие задачи:
·
обеспечение связи
· мотивация развития взаимоотношений и взаимодействия;
· уточнение задач и заданий;
· подчеркивание статуса группы и ее членов;
· развитие мотивации к достижениям;
·
поощрение инновации и
· поощрение развития групповой сплоченности и сработанности.
Лидерство в условиях групповой динамики и его эффективность определяется
способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические потребности
группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия (модели поведения) в
соответствии с готовностью членов группы подчиниться и выполнить задание.
Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании
индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий
для выполнения задания.
Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в
проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия