Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:46, курсовая работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается
везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает
«вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в
современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов,
лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Управление лидерством в организации……………………………………………4
Глава 2. Роль лидера в управлении внешними связями…………………………………….7
2.1Роль лидера в управлении изменениями………………………….……………………8
2.2Роль лидера в управлении персоналом…………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………..…………14
Список литературы……………………………………………………………………….....15
способны нанести
нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п.
Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.
Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер — последователи» с
помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные
средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место
работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или
через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование
группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей,
особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного
лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в
частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой,
затрудняющей неформальное общение, и т.д.
Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера,
направленности и
организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед,
«приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания,
назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с
деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у
сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь
тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить
свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его
основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех
потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер.
Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения
внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному
информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно
их будущего.
Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства — подрыв
репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в
глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в
частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой
профессиональной
качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к которым он
побуждает, и т.п.
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются, обусловливая
новые потребности в соответствующих лидерских качествах. Факторами эволюции
качеств лидера можно считать:
· изменение внешних условий;
· возникновение новых проблем;
· внутренние изменения организации;
· изменения индивидуальных и групповых ожиданий и
интересов в организации;
· изменение ожиданий и интересов самого лидера.
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у
власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование этой
зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
1)
повышение эффективности
2)
постепенное падение
3)
полная утрата лидером
функций.
Интересы своей организации во внешней среде представляет, в основном,
формальный лидер. Взаимодействие управленческого лидера с руководителями и
лидерами других организаций, каждый из которых преследует совсем другие цели
(обладая не меньшим управленческим опытом, статусной властью и личностным
влиянием), зачастую являются ключевым показателем силы самого лидера и
успешности деятельности организации в целом.
Во внешней среде лидер вступает в коалиции и партнерские отношения. Коалиция
– это объединение двух
и более субъектов для
своей деятельности. Партнерство – такое взаимодействие субъектов, при котором
совместная деятельность осуществляется на основе взаимных интересов и в
соответствии с заранее согласованными правилами.
Роль лидера в коалициях носит двойственный характер. Во-первых, он является
представителем своей организации в ряде внешних коалиций, защищающих общие
интересы во взаимодействии с какой-либо организацией или группой; во-вторых,
он сам активно
действие на деятельность его организации. Двойственность положения
формального лидера нельзя считать противоречивой, но она наглядно показывает
наличие множества социальных ролей и функций лидера.
В целом деятельность лидера по взаимодействию с коалициями слагается из
взаимосвязанной совокупности шагов, которые включают:
1. Мониторинг
развития ситуации и
коалиций, моделирование вероятного характера их деятельности и степени
важности этой деятельности для организации.
2. Создание коалиций, направленных на эффективное достижение
организационных целей, особенно в условиях планирования разного рода
изменений.
3. Укрепление лидерства коалициями, имеющими тактическое и
стратегическое значение для организации.
4. Использование позитивного потенциала всех коалиций, так или иначе
влияющих на эффективное функционирование организации и определяющих
возможности достижения организационных целей.
5. Оптимальное
противодействие усилиям
противоречат интересам и целям организации.
Управление партнерством со стороны лидера предполагает:
· Сознательный выбор характера отношений с конкретным субъектом;
· Влияние на содержательные и процедурные аспекты взаимодействия;
· Индивидуальный контроль над направлением развития отношений и их
результативностью;
· Активное участие в принятии и реализации решений, затрагивающих
общие интересы;
· Согласование и координацию работы организации и ее отдельных
представителей с
· Получение конкретной выгоды от участия в партнерских отношениях.
Особое положение
исключительные функции в установлении и развитии партнерских отношений.
Помимо управленческих функций принятия решений, определения стратегии, оценки
и контроля совместной деятельности, лидер также выполняет другие роли и
функции. Можно выделить две основные ориентации деятельности управленческого
лидера в рамках партнерских отношений: (а) ориентацию на свою организацию;
(б) ориентацию на организацию партнеров.
При ориентации на свою организацию
лидер выполняет следующие
· координатора отношений различных структур и подразделений с
партнерами;
· консультанта членов организации по вопросам взаимодействия с
партнерами;
·
аналитика многообразной
партнерских взаимоотношений, их результативности и направления развития;
· лоббиста своей организации.
При ориентации на организацию партнеров управленческий лидер выступает как:
· представитель организации, ее интересов и проектов;
·
консультант партнеров
организации, возможностей и особенностей функционирования подразделений и
групп;
· координатор совместной деятельности отдельных подразделений, как
своей организации, так и организации-партнера;
· фасилитатор развития доверия и взаимопонимания между
организациями (способствует
более продуктивному
более тесных и доверительных отношений).
Современная практика менеджмента основана на применении широкого спектра
методов, техник и подходов по созданию и укреплению отношений сотрудничества
и партнерства. Компетентность лидера в выборе наиболее подходящей технологии
развития сотрудничества влияет на эффективность лидерства и сказывается на
результатах деятельности организации.
Большинство организаций закономерно принадлежат к типу организационной
системы. В организации – открытой системе миссия управленческого лидера
состоит в утверждении и обеспечении реализации стратегии регулярного
изменения (направленного на постоянное повышение эффективности деятельности
организации).
Основой успешного проведения изменений становится идея об их осуществлении.
Идея проведения изменений не может зародиться в головах рядовых сотрудников
или представителей менеджмента, а затем пробить себе дорогу наверх. Однако
наиболее легким, коротким, а потому и эффективным путем проведения
организационных изменений становится тот путь, который инициируется
представителями организации, обладающими полнотой власти для реализации идеи
в жизнь, а также достаточным личностным авторитетом для формирования лагеря
сторонников реформ и усиления движущих сил.
Управленческий лидер обладает многими качествами, которые побуждают его
затевать проведение изменений.
Во-первых, лидер в силу своего положения в организации обладает информацией,
позволяющей ему иметь перспективное и многоплановое видение руководимого им
предприятия и его возможностей, а также внешних условий, которые оказывают
влияние на результативность организационной деятельности в данный момент и
будут на нее воздействовать в будущем.
Во-вторых, положение лидера в организации позволяет ему впитывать идеи,
рождающиеся в головах ключевых специалистов.
В-третьих, управленческий лидер
имеет возможность
инновационные идеи вне организации и трансформировать их в идеи, связанные с
повышением эффективности деятельности организации.
И, наконец, лидер обладает теми личностными качествами, которые позволяют ему
преобразовывать новую идею в убеждение о реальности внедрения этой идеи в
деятельность своей
является продуктивной. Только сила духа и талант лидера, который прекрасно
знает свою организацию и ее возможности (технические и человеческие), могут
преобразовать абстрактную идею в прагматическую.
Для того чтобы достичь максимального результата в создании конструктивных