Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:31, контрольная работа
Инновации основываются на новшествах, или нововведени¬ях, называемых новациями. Нововведение представляет собой за¬мену старого объекта (явления) новым. Это перманентная дви¬жущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.
Развитие любого объекта — это особый вид изменений, от¬личающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Типология нововведений………………………………………………..4
1.1 Структуры и типология нововведения………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………16
Инновации шестого порядка - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка).
Инновации седьмого порядка - новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип (например, переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического железнодорожного транспорта транспортом на "воздушной подушке").
Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово - техно-логические и рыночные возможности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить четыре типа инноваций: архитектурные, революционные, нишесоздающие и регулярные .
Архитектурные
инновации - это инновации, приводящие
к устареванию существующих технологий
и продуктов, а также рыночно-
Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово - технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.
Регулярные инновации консервируют как продуктово - техноло-гические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий, например, с помощью прирастающих инноваций, которые приводят к закреплению предприятий на старых рынках. Описанные выше четыре типа инноваций можно схематично представить в матричном виде (табл. 1).
Таблица 1.
Рыночная продуктово - технологическая классификация инноваций
Рыночные связи | Продуктово-технологические возможности | |
Сохранение | Регулярные | Революционные |
Разрушение | Нишеобразующие | Архитектурные |
Выделенные по причинам возникновения реактивные инновации - это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. эти инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации - это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
По
характеру удовлетворяемых
По
масштабам распространения
Восходящие инновации создаются на основе новых знаний, нисходящие инновации имеют в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию. Можно также говорить об инновациях, вытекающих из знаний, и инновациях, происходящих из практической деятельности.
Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволит:
осуществлять "привязку" к типу инноваций того или иного типа стратегии, иными словами - тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций;
конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций;
определять
положение, формы реализации и продвижения
на рынке, которые неодинаковы для
различных типов инноваций.
По
своему технико - экономическому содержанию
нововведения различаются на радикальные
(принципиальные, революционные) и эволюционные
(постепенные, модернизационные). Кроме
того, методически полезно деление нововведений
на непрерывные и скачкообразные, или
прерывистые. Последняя классификация
связана с понятием "продуктовая платформа".
Под продуктовой платформой понимается
"набор подсистем и интерфейсов, которые
формируют базовую структуру, позволяющую
эффективно разрабатывать и выпускать
поток производных продуктов"1. Продуктовая
платформа - это некий базовый набор потребительских
свойств, который позволяет в дальнейшем
его значительно дифференцировать путем
сочетания стандартных и изменяемых элементов
продукции и услуг. Настольный персональный
компьютер и портативный (notebook) представляют
собой две продуктовые платформы, основанные
на одном доминирующем принципе (например
ИБМ-совместимые). В рамках одной продуктовой
платформы возможно широкое разнообразие
конкретных изделий, которые позволяют
осваивать дифференцированные сегменты
рынка и существенно экономить производственные
и сбытовые издержки.
Понятие "продуктовая платформа"
применимо для всех рассматриваемых нововведений.
Первоначально данный подход зародился
в автомобилестроении. Компания "Крайслер"
организует свои конструктивные и инжиниринговые
нововведения вокруг пяти продуктовых
платформ: миниавтомобилей, крупных автомобилей,
микроавтобусов (minivan), джипов и грузовиков
и специальных проектов. Инновации в рамках
одной продуктовой платформы рассматриваются
как непрерывные. Создание новой продуктовой
платформы и выпуск ее на рынок - как прерывистые.
Хотя и те и другие относятся к эволюционным
нововведениям. Революционным в автомобилестроении,
по-видимому, станет использование нового
типа двигателя (электрического, водородного),
хотя в результате эволюционных (как прерывистых,
так и непрерывных) нововведений автомобиль
в течение XX века претерпел драматические
изменения потребительских свойств.
В последнее время этот набор критериев
дополняется новыми, которые еще не окончательно
утвердились в научной литературе. Так,
М. Портер и Г. Бонд2 предлагают подразделять
инновации на восходящие (upstream) и нисходящие
(downstream). Первые тесно связаны с научными
исследованиями, вторые - с процессом коммерциализации.
Соответству-ющим образом предлагается
разделять и факторы, формирующие инновационную
среду. Д. Спенер, почетный председатель
компании "Сематек", использует другой
подход: «Я полагаю наилучшим определение
источников нововведений как "вытекающие
из знаний" (knowledge-driven) и "управляемые
использованием" (use-driven). Одни и те же
организации используют оба источника,
но они мотивируются сильно отличающимися
целями. В одном случае вам необходим другой
подход, чтобы решить проблему, в другом
вам необходимо полностью новое знание».
В рамках процесса восходящих нововведений
идеи трансформируются в технологические
возможности, представленные в виде прототипов
продуктовых концепций или платформ. После
создания технологической базы это знание,
взаимодействуя с исследованиями рынка,
в ходе нисходящих инноваций превращается
в коммерческую продукцию или услуги.
Достаточно детальные обследования показывают,
что в американских корпорациях на восходящем
этапе только одна из 3000 идей приносит
коммерческий успех. На нисходящей ветви
инновационного процесса - один из четырех
проектов. Приведенные здесь точки зрения
уточняют подходы к достаточно традиционной
для теории нововведений дискуссии об
их первопричинах. В качестве таковых
рассматриваются либо "технологический
толчок" (technology push), либо "вызов спроса"
(demand pull). Соответственно тому, какой из
указанных стимулов является ведущим,
используется разделение на "нововведения
предложения" и "нововведения спроса".
Согласно, например, А. Шумпетеру и его
сторонникам (К. Фриман, Н. Розенберг, Р.
Нельсон, А. Филипс и др.), исходными являются
научно-технические предпосылки, в то
время как Й. Шмук-лер 5, Г. Менш, Э. Вонхиппель
и другие полагают, что определяющим является
спрос. Для выявления верной позиции в
рамках указанной дихотомии полезно подробнее
рассмотреть вопрос о неравнозначности
всего спектра нововведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале XXI века решающим фактором социального и экономического развития стран и мира в целом стал вклад науки, инноваций и новых технологий. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров, услуг и их разнообразие. При этом залог успешного и стабильного развития не столько в наличии новейших разработок, сколько в возможностях извлекать выгоду для страны. Чем более совершенен рыночный механизм передачи-привлечения новейших разработок, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получают как сами научные организации, так и государство в целом.
Республика Беларусь обладает значительным
потенциалом в сфере науки и технологий,
поэтому в настоящее время актуальным
становиться вопрос о поиске потребителей
и заказчиков научно-технической продукции.
Информирование зарубежных партнеров
и формирование интереса к разработкам
позволяет повысить экспорт продукции
высокой наукоемкости, наладить долгосрочные
научные и кооперационные связи между
учеными.
ЛИТЕРАТУРА
учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. — М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 208 с.
2. Масленникова Н.Л., Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной
сфере [Текст] / Н.П. Масленникова, А.В. Желтенков. — М.: ИД
ФБК-Пресс, 2005. - 536 с.
3. Меджинский В.Г. Инновационное предпринимательство [Текст]:
учеб. пособие / В.Г. Меджинский, Л.Г. Ширшунова. — М.: ИНФРА-
М, 1997. - 240 с.
4. Ойхман Е.Г. Реинжениринг бизнеса [Текст] / Е.Г. Ойхман, Э.В.
Попов. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 332 с.
5. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика [Текст]:
учеб. пособие / Под ред. П.Н. Завлина. — М.: ОАО «НПО»;
Экономика, 2000. — 475 с.
6. Основы научных исследований [Текст] / Под ред. В.И. Крутова, В.В.
Попова. М.: Высшая школа, 1989. — 400 с.
7. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития
предприятия [Текст] / А.А. Трифилова. — М.: Финансы и статисти
ка, 2005. - 304 с.
8. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе
создания новой техники, освоение производства новой продукции
[Текст] / В.А. Устинов. — М., 1995. — 212 с.
9. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение [Текст] / М.
Хучек. - М.: Луч, 1992. — 148 с.