Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Семья - это не только, да и не столько штампик в паспорте, а стабильные, прочные отношения людей, продолжающиеся, скажем, более полугода. В психологическом плане ваша семья относится к определенному типу. Ее можно сравнить с каким-нибудь видом транспорта для передвижения по воде. Это либо беспомощный плотик, либо прогулочная яхта, либо динамичная байдарка, либо фешенебельный "Титаник", либо надежный многопалубный корабль, либо боевая подводная лодка.
Естественно, нет "чистых" типов ни в одной классификации. Но есть тенденции, и, как правило, одна выражена ярче других, которая и определяет доминирующее поведение в отношениях супругов.
Семья - это не только,
да и не столько штампик в паспорте,
а стабильные, прочные отношения
людей, продолжающиеся, скажем, более
полугода. В психологическом плане
ваша семья относится к
Естественно, нет "чистых" типов ни в одной классификации. Но есть тенденции, и, как правило, одна выражена ярче других, которая и определяет доминирующее поведение в отношениях супругов.
Утлый плотик - непрактичные супруги, как правило, очень молодые люди, заявляют, что "с милым рай и в шалаше".
Супруги, обстроившиеся на борту прогулочной яхты, действуют по принципу: "я могу обойтись без необходимого, но без лишнего - никогда!" Они украшают жизнь всем, что благоприятствует получению изысканных удовольствий. Быт на яхте фактически сведен к нулю, чтобы не мешал. Партнеры нужны друг другу не для того, чтобы вместе выживать или бороться с превратностями судьбы, а затем, чтобы доставлять друг другу максимум радости с минимальными на то затратами.
Байдарочники живут друг с другом по той простой причине, что в одной связке они гораздо сильнее, чем каждый в отдельности. В стабильные времена они идут на встречу риску и опасностям, а уж кризис для них - вообще желанная стихия.
"Титаник" вряд ли выберется невредимым из жестокого шторма. Супругов здесь связывает желание респектабельно выглядеть. В такой семье поражает холод роскоши: партнеры выполняют роль удачного интерьера друг для друга.
На многопалубном корабле муж и жена не играют, как на "Титанике". Их корабль действительно прочный и не потонет от встречи с айсбергом. Главное в таком браке - совместное ведение хозяйства: дом - полная чаша + дача + машина + огород. Супруги почти все время уделяют накоплению материальных ценностей, что компенсирует им недостаток взаимных чувств.
Подводники друг с другом не для того, чтобы жить, а для того, чтобы выжить. Страх перед обществом и будущим цементирует их отношения получше любого универсального клея. У них нет никаких шансов увидеть, что жизнь - это праздник, а не война: они ведь на борту подводной лодки, постоянно готовой к боевым действиям.
Глава 1. Общая характеристика ценностных ориентаций.
1.1.Ценности и ценностные представления.
Ценности, как известно, составляют ядро культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира. Они же как интимное достояние личности представляют прибежище свободы личности и выводят ее в область социального взаимодействия.
Понятия "ценностные представления" и "ценности" в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям. Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, социологии, этике и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях. [5]
Определим ценностные ориентации
как осознанные представления субъекта
о собственных ценностях, о ценном
для него - то, что выявляется с
помощью любых вербальных методов,
как социологических, так и психологических.
Ценностные представления, однако, не
могут быть полностью сведены к ценностным
ориентациям, даже с учетом всех возможных
несовпадений между ними и истинными ценностями
личности. Уже поверхностный феноменологический
анализ позволяет увидеть, что в сознании
любого человека наряду с ценностными
ориентациями (ЦО) присутствуют и другие
самые различные ценностные представления.
Назовем наиболее существенные из них,
не претендуя при этом не полноту классификации.
[4]
Прежде всего, исходя из очевидного факта
несовпадения систем ценностей индивида
и социальной группы, к которой он принадлежит
(даже если речь идет о референтной группе,
и эти две системы ценностей отличаются
в целом хорошей согласованностью), а также
из способности индивида репрезентировать
нормативные (социально желательные) ценности
группы или общества, выделим такую категорию
ценностных представлений, как ценностные
стереотипы (ЦС). ЦС отражают, по сути, ожидания,
предъявляемые человеку теми или иными
социальными группами или обществом в
целом и осознаваемые им. Следует учитывать,
что в сознании одного человека может
отражаться одновременно несколько систем
ЦС разных социальных групп. Вместе с тем
очевиден большой индивидуальный разброс
в степени дифференцированности восприятия
систем ценностей разных социальных групп:
от единого недифференцированного "они"
работника физического труда со слабо
развитой рефлексией до подробной карты
ценностного ландшафта всего общества
в сознании профессионального социолога
или политолога.
В качестве еще одной категории ценностных
представлений мы выделяем ценностные
идеалы (ЦИ). Сочетание "ценностные идеалы"
на первый взгляд напоминает тавтологию,
поскольку при построении определения
ценности как таковой мы опирались на
понятие "идеал". Смысл понятия ЦИ
состоит в том, что человек является не
пассивным объектом собственной ценностной
регуляции, а субъектом, который способен
оценивать собственные ценности и проектировать
(экстраполировать) в воображении собственное
движение к ценностям, отличающимся от
сегодняшних. ЦИ, иерархия которых характеризует
ценность для человека самих личностных
ценностей в отвлечении от образа своего
"Я", выступают как идеальные конечные
ориентиры развития ценностей субъекта
(в его представлении). Наряду с ЦИ можно
также говорить о ценностной перспективе,
которая отражает представления человека
о своих ценностях в конкретном будущем
(через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной
промежуточной точкой между ЦО и ЦИ. Существует
и ценностная ретроспектива - представления
субъекта о своих ценностях какое-то время
тому назад. Выделение разновидностей
ценностных представлений основано не
только на феноменологическом анализе,
но и на эмпирических исследованиях автора,
часть из которых приводится в данной
статье. Эти разновидности возможно эмпирически
дифференцировать с помощью различных
инструкций к заполнению одних и тех же
вербальных методик, в частности методики
прямого ранжирования ценностей М.Рокича.
В категорию ценностных представлений
входят также представления о системах
ценностей конкретных людей, будь то политические
лидеры или просто знакомые. Как показывает
опыт, задача воспроизведения системы
ценностей другого человека не вызывает
больших затруднений, хотя степень адекватности
этого воспроизведения может существенно
различаться. Так или иначе, многообразие
факторов, оказывающих влияние на формирование
ценностных представлений, и их разновидностей
делает весьма интересным эмпирическое
изучение.
1.2. Методики изучения ценностных ориентаций.
На наш взгляд, наиболее богатым
и методически обоснованным направлением
исследований ценностных представлений
можно считать исследования, проводившиеся
в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также
в других странах на основе разработанного
им метода прямого ранжирования ценностей.
Ценность Рокич определяет как "устойчивое
убеждение в том, что определенны способ
поведения или конечная цель существования
предпочтительнее с личной или социальной
точки зрения, чем противоположный или
обратный им способ поведения, либо конечная
цель существования". Человеческие
ценности характеризуются следующими
основными признаками: 1) общее число ценностей,
являющихся достоянием человека, сравнительно
невелико; 2) все люди обладают одними и
теми же ценностями, хотя и в разной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки человеческих ценностей
прослеживаются в культуре, обществе
и его институтах и личности;
5) влияние ценностей
Рокич различает два класса ценностей:
терминальные и инструментальные. Терминальные
ценности он определяет как убеждения
в том, что какая-то конечная цель индивидуального
существования с личной и общественной
точек зрения заслуживает того, чтобы
к ней стремиться; инструментальные ценности
- как убеждения в том, что определенный
образ действий (например, честность, рационализм)
с личной и общественной точек зрения
является предпочтительным в любых ситуациях.
Для диагностики индивидуальных иерархий
ценностей Рокич разработал ставший весьма
популярным метод прямого ранжирования
ценностей, сгруппированных в два списка
- терминальных и инструментальных ценностей.
Масштабные исследования, проведенные
им с помощью этого метода на общенациональной
американской выборке, позволили выявить
и проанализировать связь декларируемой
значимости (ранга) различных ценностей
с такими переменными, как пол, возраст,
социальное положение, доход, образование,
расовая принадлежность, политические
убеждения. Результаты исследований других
авторов показали связь ценностей с некоторыми
личностными особенностями, а также их
кросскультурную специфику. В 80-е годы
С.Шварц и В.Билски предприняли попытку
создания более дифференцированной и
обоснованной, чем у Рокича, классификации
ценностей и разработали свою диагностическую
методику. [15]
У нас в стране незадолго до выхода в свет
основных монографий Рокича по проблеме
ценностей была создана исследовательская
группа по изучению ценностных ориентаций.
Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована
А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым и В.А.Ядовым
в ИСЭП АН СССР. В процессе адаптации список
терминальных ценностей был существенно
изменен - отчасти по культурным, отчасти
по политическим причинам. Популярности
этой методики способствовало и то, что
исследование Г.И.Саганенко, сравнивавшей
различные стандартизированные методы
изучения ценностей, показало, что по надежности
и устойчивости прямое ранжирование списков
превосходит все варианты оценочного
шкалирования каждой из ценностей и уступает
только методу парного сравнения, который
технически приемлем лишь для очень небольших
списков ценностей. В другом методическом
исследовании были выявлены ощутимые
недостатки "закрытых" списков (велика
доля случайных ответов, подсказанных
списком и не выражающих собственных ценностей
опрашиваемых). Однако использование "открытых"
вопросов имеет не меньше недостатков:
ответы относятся и к личным ценностям
(любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным
запросам (квартира). Кроме того, здесь
гораздо сильнее влияние таких ситуативных
факторов, как, например, пол интервьюера.
Таким образом, хотя метод прямого ранжирования
методически несовершенен, он не уступает
другим методам, реально использующимся
при изучении ценностных представлений.
Получила известность и диспозиционная
концепция личности В.А.Ядова, в которой
понятие ценностных ориентаций заняло
одно из центральных мест. Именно в понятиях
ценностных ориентаций интерпретировались
результаты по методике Рокича при проведении
отечественных исследований. [5]
1.3. Ценностные ориентации в семейной жизни.
Ценности являются «специфической
формой смысловых образований в
личностных структурах» [3,С.99-105.], и
поэтому имеют непосредственное
отношение к осмысленной
Термин «ценность» широко используется в социологической, философской и психологической литературе. Всё многообразие предметов и явлений окружающего человека мира оценивается им с точки зрения полезности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Ценностью, как правило, наделены как лица, так и предметы, идеальные состояния вещей, действий, ситуации, моральные нормы, принципы. Ценностями также являются мировоззрение, взгляды, представления, идеалы, понятия о равенстве, братстве, свободе, демократии и др.
В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность и т.д.
Система ценностей, сформировавшаяся у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности не являются чем-то произвольным. Они прежде всего базируются на сформировавшихся потребностях личности, её желаниях, стремлениях. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей, которая сама базируется на системе потребностей. Принимая решение о расторжении брака, человек прежде всего мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности. Система ценностей – один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Зная ценностные ориентации конкретного индивида, то есть то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнёра. [8]
Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одними будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это ещё не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт и личная судьба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и немалый, чтобы произошла взаимная притирка взглядов. Мы называем данный процесс взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей.
Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определённые ценности. В качестве ценностей может выступать буквально всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в брачной и семейной жизни. Для одних это могут быть дети, их здоровье; для других – благополучие, любовь, ласка со стороны партнёра; для третьих – материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия. Это также могут быть: удовлетворённость сексуальной жизнью в браке, здоровье как своё собственное, так и партнёра, хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера.
1.4. Ценностные ориентации как регуляторы эмоционального климата семьи.
Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентации. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью.
Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степень удовлетворенности браком. [6] Строго определения понятия «эмоциональный климат в семье» не существует. [3]
Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений