Типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 14:50, реферат

Краткое описание

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. Сейчас их число тоже велико и постоянно изменяется. Поэтому большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая специфическая классификация, которая отражает логику исторического развития государств и позволяет объединить их в группы на основе различных критериев, называется типологией.

Оглавление

Введение.........................................................................................................................2
Понятие государства………………………………………………………………….3
Признаки государства………………………………………………………………...4
Понятие типологии государств………………………………………………………6
Проблема типологии в предмете теории государства и права…………………….8
Основные подходы к типологии государств……………………………………....10
Типы государств согласно формационной типологии……………………………13
Типы государств согласно цивилизационной формации…………………………16
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………………18

Файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 50.12 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Реферат по политологии на тему: «Типология государств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

 

 

 

Содержание

Введение.........................................................................................................................2

Понятие государства………………………………………………………………….3

Признаки государства………………………………………………………………...4

Понятие типологии государств………………………………………………………6

Проблема типологии в предмете теории государства и права…………………….8

Основные подходы к типологии государств……………………………………....10

Типы государств согласно формационной типологии……………………………13

Типы государств согласно цивилизационной формации…………………………16

Заключение…………………………………………………………………………..17

Список используемой литературы…………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. Сейчас их число тоже велико и постоянно изменяется. Поэтому большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая специфическая классификация, которая отражает логику исторического развития государств и позволяет объединить их в группы на основе различных критериев, называется типологией.

Типология как таковая является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но также и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов или открыть новые взаимодействия между уже известными явлениями. Она позволяет разделить существующие и существовавшие государства на группы, которые бы давали возможность выявить их социальную сущность.

Типология – это учение о типах – классах различных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Ее можно рассматривать как разновидность классификации, включающей в себя исследование оснований деления на типы, а также характеристику самих типов.

В теории государства и права вопрос типологии государства является в современном мире очень важным и актуальным, имеет большое теоретическое и практическое значение. Он помогает понять процесс естественно исторического развития государства, логику и закономерности такого развития, причины перехода государства от одного качественного состояния к другому, понять задачи и роль государств переходного периода.

Исторический путь развития государства может насчитывать несколько тысяч лет. Много веков или даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в наше время. Теория государства и права определяет основные этапы исторического развития государства, формулирует логику его развития. Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность признаков, черт, которые позволяют отнести его к определенному типу.

В связи с многообразием трактовок в литературе вопрос о типологии государства не имеет однозначного решения. Существует несколько подходов, из которых особенно выделяются два основных, именно о них и пойдет речь в данной работе.

 

Понятие государства

Прежде всего, чтобы разобраться с классификацией государств, хотелось бы дать определение самому этому понятию.

К определению подходов к понятию государства сложился плюрализм, поэтому есть смысл привести наиболее заметные точки зрения:

- « Организация политической влacти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н. Матузов, А. Малько.

- «Союз членов социальных  групп, основанный на общечеловеческом  принципе справедливости, под соответствующей  ему верховной властью» Л. Тихомиров.

- «Самодовлеющее общение  граждaн, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель.

- «Общее благо, которое  должно получаться от выполнения  конкретных государственных интересов» Н. Макиавелли.

- «Единое лицо, верховного  владыку, суверена, воля которого  вследствие договора многих лиц  считается волей всех, так что  оно может употреблять силы  и способности всякого для  общего мира и защиты» Т. Гоббс.

- «Общая воля, являющаяся  выражением преобладающей силы»  Д. Локк.

- «Машина для угнетения  одного класса другим, машина, чтобы  удержать в повиновении одному клaccу прочие подчиненные классы» В. Ленин.

Таким образом, государство в широком смысле – это организованное общество, в котором людей объединяют не родственные связи, а территория. Такому обществу присуща политическая власть с выделившимся в ней аппаратом управления и принуждения.

В узком же смысле госудaрство – это такая устойчивая политическая единица, главной целью которой является поддержание целостности и защита общества, организация, регулирующая социальные отношения.

Признаки государства

Чтобы раскрыть понятие государства, следует выделить его признаки. При этом они делятся в соответствии с разницей значения самого понятия (в узком и широком смыслах).

В широком смысле госудaрcтва признаками являются:

  • территориальная организация населения (государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на этой территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась только на членов рода). Территория – это пространственная основа государства, включающая суши, недра, водное, воздушное пространство и т.д., и без территории государство не может существовать, хотя она может изменяться. Население – это человеческое сообщество, которое проживает на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это такая социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию);
  • Публичная власть, наличие аппарaта управления и аппарата принуждения (власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть осуществляется посредством органов, которые объединены в единую систему - государственный аппарат, наделенный государственно-властными полномочиями, то есть, правом принимать обязательные для исполнения решения, а также прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (в т.ч. армия).

В узком же смысле признаки государства – это:

  • суверенитет (свойство самоcтоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции, то есть свободно решать свои как внутренние, так и международные дела. Иные организации общества и различные территориальные образования суверенитетом обладать не могут);
  • существование ряда монопольных прав (государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей своей территории. Помимо этого деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере, в конституционных государствах);
  • Сбор налогов (налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) главным образом необходим для обеcпечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства);
  • Законотворчество;
  • Наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • Наличие государственного языка, денежной единицы и ряда других дополнительных признаков.

Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие типологии государств

«Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой мaтерии, отражает логику естественно исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права». По Алексееву C. C. «Типология - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам». Предпосылками для определения типологии государства является множество факторов. Категория «тип государства» занимает отдельное место в теории государства и права, т. к. дает возможность достаточно полно отразить сущность государства, особенности его возникновения и развития, увидеть естественно исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

Появлению государств предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества. Существующие в наше время государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменялись в политическом, территориальном, экономическом, демографическом и других отношениях. Человек как существо биосоциальное возник одновременно с обществом и продолжает развиваться вместе с ним. Государство появляется на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера. Его развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно исторический процесс. Процесс исчезновения и появления новых государств продолжается непрерывно. Каждое из них постоянно изменяется, совершенствуется, реформируется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, главных принципов организации и функционирования государственной власти. В одну группу, которая называется типом государства, их позволяют объединить достаточно существенные общие признаки, несмотря на достаточно сильные различия в их структурах. В том числе, существует зависимость и соответствие между способом производства, структурой общества, экономикой, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и иными факторами - с одной стороны, и определенным типом государства - с другой. Переход от одного исторического типа государства к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды. Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Разновременно у различных сообществ происходит и смена исторических типов государствa. В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии и определяется термином «прогресс». Содержание этого развития относительно процесса развития государства характеризуется следующими чертами:

1) расширение и укрепление  основных прав и свобод человека;

2)развитие духовной и материальной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний;

3)уменьшение зависимости  человека от окружающей природной  среды;

4)демократизация государственной  власти, уменьшение классовой природы  государства и права в сторону  выполнения общесоциальных функций;

5)гуманизация государственного управления и нормативного регулирования.

Поэтому объект научного исследования теории государcтва и права включает громадное количество разнообразных феноменов. Чтобы их систематизировaть и обобщить, в этой науке была введена категория типологии.

 

 

 

 

 

 

 

Проблема типологии в предмете теории государства и права

Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые, и общесоциальные интересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, государство выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т. е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания. Указанное противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время классовые и общеcоциальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Взаимоотношения между государством и обществом характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколом между политическим государством и гражданским обществом, что при этом не выводит их за рамки единства. Будучи тесно связанными, обе стороны единства могут превращаться в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного. Гражданское общеcтво и государство находятся в состоянии непрерывного противодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его инcтитутов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, при этом страдают права и свободы граждан. Поэтому государство как форма должно отвечать потребностям гражданского общеcтвa. Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т. е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий. Так или иначе, государство выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, помогает выполнять общие задачи.

Информация о работе Типология государств