Типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 14:50, реферат

Краткое описание

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. Сейчас их число тоже велико и постоянно изменяется. Поэтому большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая специфическая классификация, которая отражает логику исторического развития государств и позволяет объединить их в группы на основе различных критериев, называется типологией.

Оглавление

Введение.........................................................................................................................2
Понятие государства………………………………………………………………….3
Признаки государства………………………………………………………………...4
Понятие типологии государств………………………………………………………6
Проблема типологии в предмете теории государства и права…………………….8
Основные подходы к типологии государств……………………………………....10
Типы государств согласно формационной типологии……………………………13
Типы государств согласно цивилизационной формации…………………………16
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………………18

Файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 50.12 Кб (Скачать)

 

Основные подходы к типологии государств

Выявление природы государствa предполагает раccмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть, на формационный подход.

В cooтветствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство - это лишь надстройка над экономическим базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Оно вторично, а экономика первична. «Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя».

Среди достоинств такого подхода можно выделить:

  1. Идея делить государства по факторам (экономическим), которые действительно сильно влияют на общество;
  2. В процессе каждый следующий тип государства должен быть более прогрессивным, чем предыдущим: поэтапность;

Недостатки:

  1. Излишняя запрограммированность, тогда как история развивается не настолько однолинейно.
  2. Культурные ценности отходят на последний план, хотя они существенно влияют на развитие государств.

В наше время наряду с формационным широко применяется и другой подход - цивилизационный. Понятие цивилизации возникло в Европе в эпоху Просвещения, и с тех пор имеет столь же неоднозначную трактовку, как и термин «культура». Поэтому данный подход разрабатывается в мире с учетом такой многозначности.  В своих исследованиях ученые опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как O. Шпенглер, A. Тойнби, М. Вебер, C. Эйзенштадт, М. Зингер, П. Сорокин. В самом употребляемом значении понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень разделения жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложноорганизованного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимое объединение с помощью создания управляемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Цивилизационный подхoд к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие определений государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает существование определения духовными факторами, которые могут блокировать или наоборот поощрять развитие государства.

Достоинства этого подхода:

  1. Как существенные в конкретно-исторических условиях определены культурные факторы;
  2. Из-за расширения диапазона духовных критериев выходит более географически адресная типология государств.

Недостатки:

  1. Социально-экономические факторы недооценены, хотя часто именно они определяют политику;
  2. Выделяя культурные признаки в качестве признаков государств, авторы дают больше характеристику общества, а не государства.

Было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода. В основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, или цивилизация. В итоге цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и тем самым прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Невозможно предугадать, какой из них возьмет верх. Именно с этим связана мнoгoвариaнтность развития в сферах общественной жизни. Значит, правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов. Однако история часто показывает, что жесткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации не дает решения многих проблем.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. И довольно часто возникало предложение разделения их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый обобщенный характер, да и сам этот критерий довольно расплывчатый. В последнее время весьма широко употребляется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом тем, что в систему проникают, хоть и в небольших масштабах, элементы демократизма и законности. Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан. При этом в политическом плане действия, направленные на изменение государственного и общественного строя, не допускаются. В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все самые главные органы государства выбираются народом и подконтрольны ему. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное нaучное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, гocударственно-правовой режим. Этoт критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типoв.

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы государств согласно формационной типологии

При формационном подходе принято выделять следующие типы государств:

1. рабовладельческие государства;

2. прафеодальные государства;

3. феодальные государства;

4.буржуазные государства;

5. социалистические государства;

Первый тип, рабовладельческое государство – наиболее ранний исторический тип государства, возникший на рубеже IV и III веков до н. э. в Месопотамии и Египте. Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III-V вв. н. э. В Китае он был заменен феодальным строем раньше, чем в других странах (еще во II-I вв. до н. э.), а высшего (классического) развития достиг в Древней Греции и в Древнем Риме. Производственные отношения в рабовладельческом государстве характеризовались тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы, которых безжалостно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно наносить увечья, убивать и т. д.

Рабский малопроизводительный труд постепенно заменялся трудом людей, которым передавались в пользование определенные участки земли на условиях выполнения повинностей в пользу хозяина этой земли (нередко бывшего рабовладельца). Такие изменения в структуре общества говорили о зарождении в среде рабовладельческого общества новых, более прогрессивных феодальных производственных отношений, способствующих дальнейшему поступательному развитию производительных сил. В конечном счете, они одерживают победу над старыми производственными отношениями, что отражается в надстройке: рабовладельческое государство заменяется на феодальное, которое становится орудием господства крупных землевладельцев (помещиков, феодалов) над зависимым крестьянством. Возникнув на базе феодальной системы хозяйства и феодальной собственности, феодальное государство охраняет экономическую основу феодализма. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. Способом присвоения феодалом прибавочного продукта становится земельная рента. Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином. Помещик мог потребовать от крестьянина выполнения работы на себя. Следовательно, экономической основой феодального государства являются феодальная собственность на орудия и средства производства и частичная собственность на крестьянина.

Возникновение буржуазного (капиталистического) государства в ходе разложения феодального строя связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, возрастание степени ее обобществления. Экономическая структура капитализма вырастает из экономической структуры феодализма. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе, поэтому капиталистический способ производства возможен только там, где работник лично свободен, независим как личность от капиталиста. На первых порах своего развития буржуазное государство выступает подчас компромиссом между старой властью в лице монарха и уходящего с исторической сцены класса и новым классом – буржуазией, которая обладает экономической властью, а с помощью государства становится и политически господствующей силой.

Социалистическое государство представляют собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества. Социалистическое государство не тождественно совокупности государств, входивших ранее в так называемый социалистический лагерь. В теоретическом плане «социалистическое государство означает некую абстракцию (а в политическом отношении – идеал), содержащую набор признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. По-новому диктаторское и по-новому демократическое, оно является политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом».9 Если все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономическую основу социалистического государства составляет общественная собственность в различных ее формах, что дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить причины, ее порождающие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы государств согласно цивилизационной формации

В основе цивилизационной типологии обычно выделяют три группы, которые обозначают основные характеристики государств. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой; 2) в межгосударственных отношениях; 3) в их взаимоотношениях с обществом. Согласно цивилизационному подходу наибольший интерес представляет классификация по уровню организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях сильно отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе. Первичные цивилизации могут принимать государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Их примерами служат древнеегипетская, шумерская, ассиро-вавилонская, иранская, бирманская, кхмерская, вьетнамская, японская и другие цивилизации. Анализ таких мощных цивилизаций показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительная особенность этих обществ - соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т. е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т. д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса. Это было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

Информация о работе Типология государств