Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:52, реферат
В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении и постоянной диверсификации информационного сектора.
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Информационное обеспечение управления организацией………….......5
1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией………...5
1.2 Схема информационного обеспечения управления в организации……........11
Глава 2. Информационное обеспечение управления в таможенных органах….12
2.1 Система управления в таможенных органах. Особенности функционирования таможенных органов в системе органов государственной власти………………………………………………………………………………..12
2.2 Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах………………………………………………………………………………14
2.3 Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах………………………………………………………………………………19
Глава 3. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий…………………………………………………………..........................23
3.1 Органы, осуществляющие разработку и внедрение информационных таможенных технологий. Специфика работы……………………………………23
3.2 Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле…………………………………………………………………25
3.3 Проблемы внедрения информационных таможенных технологий…………26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………........30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Информационное обеспечение управления организацией………….......5
1.1 Понятие информационного
обеспечения управления
1.2 Схема информационного обеспечения управления в организации……........11
Глава 2. Информационное обеспечение управления в таможенных органах….12
2.1 Система управления в таможенных
органах. Особенности функционирования
таможенных органов в системе органов
государственной власти………………………………………………………………
2.2 Этапы развития
информационного обеспечения
2.3 Общая схема
информационного обеспечения
Глава 3. Автоматизация
управления и развитие информационных
таможенных технологий……………………………………………………
3.1 Органы, осуществляющие
разработку и внедрение
3.2 Направления
совершенствования применения информационных
технологий в таможенном деле…………………………………………………………………
3.3 Проблемы
внедрения информационных
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В сложных условиях
существования современных
Среди многих факторов, способных снизить риски и повысить эффективность организации, особенно выделяется информационный фактор. Не случайно его выделяют как новый фактор производства вместе с факторами труда, земли и капитала. В ХХIв. «информация» наряду со «временем», «пространством», «энергией» становятся основополагающей характеристикой описания любого явления реально наблюдаемого мира. Знания, данные, экспертные оценки – все это близкие понятия, отражающие разные стороны информации. Управление в современных условиях тесно связано с информацией.
Таким образом, актуальность выбранной мной темы связана с тем, что информация уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний, позволяет принимать обоснованные управленческие решения. В рамках системы таможенных органов, находящейся на стадии модернизации, данные о современном состоянии системы и прогноз на будущее увеличивает вероятность принятия правильного управленческого решения.
Целью работы является анализ информационного обеспечения управления в таможенных органах. Цель достигается через ряд задач, а именно:
1. Определение общего понятия об информационном обеспечении управления;
2. Определение особенностей управления в таможенных органах;
3. Характеристика процесса автоматизации управления в таможенных органах.
1 Информационное обеспечение управления организацией
1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией
Предпринимательский
успех в значительной мере зависит
от наличия необходимой и
Информация - один из ключевых ресурсов, без которого невозможна эффективная деятельность. Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение) - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [1]. В теории управления целесообразно применять определение информации, как совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте, это обмен сведениями (данными) между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Информация используется как ресурс для исполнения служебных функций, а также как средство служебных коммуникаций, поскольку последние осуществляются в процессе передачи различных сведений. Главное то, что информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации [2].
На практике это представляет собой необходимость органам управления иметь достаточно четкие представления:
1. о происходящих в обществе, экономике, политике, социальной сфере изменениях, тенденциях их развития;
2. о том, на каком этапе своего развития находится организация и насколько она и реализуемая ею стратегия соответствуют тенденциям и целям социально-экономического развития общества;
3. насколько существующие в организации подходы к управлению отвечают требованиям гармоничного взаимодействия с деловыми партнерами, традициям, культуре управленческих отношений как внутри, так и вне ее;
4. о том, какая стратегия должна быть выработана для организации, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, удовлетворение жизненных и социальных потребностей персонала.
Управленческую информацию классифицируют по различным признакам:
1. источникам возникновения:
1.1. первичная;
1.2. производная (промежуточная, командная, отчетная);
2. способу фиксации:
2.1. устная;
2.2. документированная;
3. направлению движения:
3.1. входящая;
3.2. исходящая;
4. стабильности:
4.1. переменная;
4.2. условно-постоянная;
5. принадлежности к сферам деятельности и функциям управления:
5.1. конструкторская;
5.2. технологическая;
5.3. финансовая;
5.4. бухгалтерская;
5.5. планово-экономическая;
5.6. оперативно-производственная.
Информационные ресурсы управления представляют собой некоторые сведения, данные, оформленные таким образам, чтобы обеспечивать удобство принятия решений в области целевой деятельности. Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется, прежде всего, теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она также зависит:
1. от масштаба и важности принимаемых решений (чем масштабнее и важнее решение, тем большая по объему и разнообразная по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия);
2. от количества и характера управляемых, регулируемых параметров;
3. от количества вариантов возможного состояния и поведения управляемого объекта;
4. от величины и разнообразия возмущающих управляемую систему внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования данной системы.
Информационные
технологии, обладающие широким информационным
пространством, представляют собой систему
«человек-машина», состоящую из специально
обученных и подготовленных людей и технико-технологической
базы. Система информационного обеспечения
представляет собой более широкое понятие.
Это, прежде всего система «человек-машина-сеть-машина-
1) потоков информации - вариантов организации документооборота;
2) систем классификации и кодирования информации;
3) унифицированную систему документации
4) различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную степень организации.
Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Система управления в настоящее время представляет из себя систему управления такими объектами, как процессы, деятельность и персонал. Процессный подход к управлению рассматривает управленческий процесс как последовательную реализацию основных функций управления: планирование, организация и контроль.
На разных стадиях управленческого процесса необходима определенная информация, имеющая характерные особенности:
1. на стадии планирования информация должна содержать данные о целях организации, ее ресурсах, внешней среде, об известных методах и инструментах планирования, возможных источниках информации, стратегических альтернативах и т.д.;
2. на стадии организации – о типах организационных структур, каналах связи, разделении полномочий, степени централизации управления и т.д.;
3. на стадии контроля – о видах контроля, стандартах, показателях результативности, допустимых отклонениях, характеристиках эффективного контроля и т.д.
Общие требования к управленческой информации можно сформулировать следующим образом [2]:
1. надежность (и достоверность);
2. своевременность;
3. адресность;
4. возможность многократного использования.
Соблюдение всех рассмотренных выше требований к информации повлияет на субъект (руководство организации) и на объект (работник) управления. Основные положительные результаты объединены в таблице 1.
Таблица 1.
Влияние качества информации на субъекта и объекта управления
пп |
Субъект |
Объект |
11. |
Повышение эффективности управления напрямую зависит от полноты и своевременности получения информации |
Вовремя доставленная исполнителю информация является одним из главных условий успешного выполнения функций и эффективного достижения поставленных целей |
22. |
Повышение конкурентоспособности организации («Кто владеет информацией, тот владеет миром») |
Повышение ответственности за невыполнение поручения в условиях достаточности информации |
33. |
Ускоряется реакция на изменения условий рынка |
|
44. |
Упрощение ускорение процесса выполнения функций |
Рассмотрев влияние информации на управленческий процесс, целесообразно перейти к проблемам информационно обеспечения управления. На настоящий момент можно выделить следующие:
1. деятельность компании в целом, а также ее подразделений и работников не имеет полного объективного информационного отображения;
2. невозможно узнать историю вопроса: кто был инициатором, каковы были исходные документы и содержательные основания, почему и кем были приняты конкретные решения;
3. трудно найти нужные документы или даже получить сведения об их существовании;
4. не получается извлечь адекватную запросу информацию из документов, в которых она содержится;
5. документы "движутся" медленно; неизвестна стадия, на которой находится процесс; важные бумаги теряются;
6. появляются дублирующие или противоречивые документы;
7. поручения о подготовке документов исполняются с нарушением установленных сроков, в отдельных случаях вообще не выполняются;
8. иногда функция информационного обеспечения слабо интегрирована в систему управления;
9. недостаточный уровень обработки информации, неверная трактовка «нужной» и «ненужной» информации.