Организация деятельности кризис-менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ – изучение организации деятельности кризис-менеджера.
Цель работы предполагает выполнение следующих задач:
- рассмотреть сущность антикризисного менеджмента и понятие кризис-менеджера в России;
- определить роль «Паблик рилейшнз» в антикризисном управлении;
- изучить назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО
УПРАВЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. СУЩНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПОНЯТИЕ КРИЗИС-МЕНЕДЖЕРА В РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. РОЛЬ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Глава2.ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2. МОДЕЛЬ МЕНЕДЖЕРА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . . . 26
2.3. РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИЗИС-МЕНЕДЖЕРА . . 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Файлы: 1 файл

Курсовая иванова 5 к.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии становится ее соотношение с прибылью этого предприятия.

В России нередко, приступая к реализации инвестиционных проектов, нацеленных на выход из кризиса, основное внимание уделяют обычно поиску источников финансирования. Однако практика убеждает, что инвестиции, попадая в ненадежные или неумелые руки, сплошь и рядом не дают реальной отдачи. Отсюда важно всесторонне исследовать, насколько надежны и квалифицированны сотрудники. Такой подход вполне оправдан, особенно в условиях широко распространенной у нас профессиональной некомпетентности, многолетней привычки получать централизованные капиталовложения, не заботясь об их возврате, неприспособленности к рыночной среде, незнания многих современных технологий. Поэтому начинать осуществление приоритетных инвестиционных проектов по совершенствованию экономики фирмы следует с обучения и переподготовки кадров — от менеджеров до рабочих.

В антикризисном управлении особое главенствующее значение имеет качество руководства, способность основных менеджеров предприятия решать самые неразрешимые проблемы бизнеса, используя весь современный управленческий инструментарий на основе новаторских методов и приемов. Отсюда необходимо подробнее остановиться на характеристике менеджера конца XX столетия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Термин «менеджер» имеет широкое распространение и употребляется применительно:

- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- к руководителю по отношению к подчиненным;

- к администратору любого уровня управления, организующего работу персонала, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. От него, в частности, требуется:

— наличие глубоких знаний в области управления предприятием;

— высокая компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

— владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение контролировать ситуацию на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодные сферы применения;

— способность принимать обоснованные и компетентные решения на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, также в его сфере распределение и оценка результатов участия каждого в их исполнении [5, с.16].

Принятие правильного управленческого решения - сложный и ответственный процесс. Управленческое решение — это творческий акт менеджера, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:

- уяснение проблемы (сбор информации, анализ полученной информации, выяснение ее актуальности, определение условий, при которых проблема может быть решена);

- составление плана решения проблемы (разработка альтернативных вариантов решения, сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами, оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям, оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности, составление программ решения, разработка и составление детального плана решения);

- выполнение решения (доведение решений до конкретных исполнителей, разработка мер поощрений и наказаний, контроль за выполнением решений).

Особое значение имеет использование наиболее рациональных методов принятия управленческих решений, т.е. конкретных способов, с помощью которых может быть решена проблема. Среди них:

— декомпозиция (представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов);

— диагностика (поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь; используется при ограниченных ресурсах);

— экспертные оценки (формируются какие-либо идеи, которые рассматриваются, оцениваются, сравниваются);

— метод Делфи (экспертам, которые не знают друг друга, задаются вопросы, связанные с решением проблемы; мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства; последние обязаны либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большая часть экспертов несогласна, то их аргументы передаются меньшинству и анализируются. Данный процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению. Этот метод используется для достижения эффективности);

— метод неспециалиста (вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях);

— линейное программирование;

— имитационное моделирование;

— метод теории вероятности;

— метод теории игр (задачи решаются в условиях полной неопределенности);

— метод аналогий (поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления) [20, с.101].

Еще одна сфера деятельности менеджера — инновации.

Менеджер должен быть и дипломатом. Среди навыков и умений менеджера способность ведения переговоров выступает как особо значимое свойство. Менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

Но главным в антикризисном управлении является способность менеджмента сплотить коллектив перед лицом возникших трудностей, мотивировать, настроить всех сотрудников на объединение всех усилий ради спасения компании.

Отсюда важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Чтобы быть хорошим менеджером, надо быть психологом. Быть психологом — означает понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом помогает язык жестов и телодвижений. Изучив такой язык, менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, способен добиться взаимного согласия, доверия людей. Это способствует заключению выгодных сделок, бесконфликтности в коллективе и многому другому.

Хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом, и лидером, и человеком, умеющим слушать других, и все это только часть того, что от него требуется. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности, возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер призван хорошо представлять условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью сохранения единства коллектива, эффективности функционирования фирмы.

Менеджеру приходится контактировать с подчиненными, служащими, коллегами, потому что очень многое зависит от того, как будет налажено подобное общение. От этого зависит социальная комфортность человека, результативность его деятельности. Отсюда столь важно правильное регулирование отношений и управление деятельностью в коллективе.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная его задача - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит планировать сотрудничество. Хорошего менеджера всегда заботят интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы акционеров и других менеджеров, потребность выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими запросами подчиненных.

Несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего просто человек со всеми своими особенностями, в частности характера, со своей формой взаимоотношений с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущ свой темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.

Есть разные стили и методы руководства. Есть стиль управления, полностью ориентированный на производство и уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в таких условиях приносит мало удовлетворения. Иногда у менеджера производительность труда стоит на последнем месте. Самый продуктивный тип — учитывающий нужды производства, а также людей. Важнейшая его характеристика — устремленность к инновациям, нацеленность на развитие организации. Предприятие при таком менеджере процветает.

В зависимости от характера работ менеджеру предъявляются различные требования. Охарактеризуем те способности, которые требуются от умелого кризис-менеджера в настоящее время и в будущем. Среди них факторы, которые будут влиять на управленческую деятельность и в ближайшие десятилетия.

- Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

- Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность уточнить свои личные ценности.

- Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

- Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развивать самоменеджмент.

- Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения зачастую ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.

- Усиливающаяся борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делает необходимым выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.

- Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление ведет к использованию навыков воздействия на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

- Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают требованиям настоящего и будущего. Отсюда требуются новые, более современные управленческие приемы. Многие менеджеры должны освоить другие подходы в отношении своих подчиненных.

- Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. От каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

- Возрастающие масштабы изменений обусловливают развитие новых подходов и борьбу с возможностью собственного «устаревания». Менеджерам требуется развить способность вовремя помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

- Сложные проблемы во все большей мере связаны с объединением усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер обязан уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Поскольку от менеджера требуется очень много, он сможет быть на высоте только, если будет постоянно совершенствоваться. Требуются опыт и обучение, чтоб углубить свое понимание дела, людей, приобрести новые навыки и подходы к бизнесу. Значительные положительные изменения личности ведут к уверенности в себе, умению делать все по-новому. Задача менеджера — проанализировать свои способности, проверить собственный потенциал, научиться действовать по-иному, результативнее.

Работа менеджера по повышению эффективности деятельности коллектива не может быть сведена к набору каких-то конкретных методов и приемов. Ее содержание гораздо шире и многогранней. Прежде всего, результативность зависит от того, на какой основе построена эта работа. Изучение социально-психологических механизмов взаимодействия является важнейшим фактором, который обеспечивает эффективность работы.

 

1.2.РОЛЬ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

«Паблик рилейшнз» (ПР) или отношения с публикой, общественностью является важной функцией менеджмента, обеспечивающей организацию коммуникаций между рыночным субъектом и его внешней средой, а также в рамках самого предприятия. Цель «Паблик рилейшнз» - формирование благоприятной для компании внешней и внутренней среды, обеспечение условий для эффективного хозяйствования, преодоление кризисных явлений в функционировании компаний.

Информация о работе Организация деятельности кризис-менеджера