Научно-инновационная система как фактор устойчивого развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:49, реферат

Краткое описание

Нарастание глобальных экологических проблем, возникновение локальных кризисов и катастроф антропогенного происхождения, угрозы для выживания человечества привели к необходимости пересмотра путей дальнейшего развития цивилизации. Принято выделять три их возможных пути: антропоцентризм, биоцентризм, устойчивое развитие.

Оглавление

Введение 3
1. Значение исследовательского сегмента НИС национальной
экономики в переходе к устойчивому развитию. 6
1.1. Фундаментальные исследования 6
1.2. Влияние НИС на устойчивость публикаций 9
2. Инновационный сегмент НИС 16
2.1. Характеристика НИС и способов коммерциализации
разработок в России 16
2.2. Инновационная система Германии 19
2.3. Инновационные системы в мире 26
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

мировой опыт нисd.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

2.3. Инновационные системы в мире

     Помимо  имеющихся у страны ресурсов и социо-культурных параметров общества, характер конкретных национальных инновационных систем во многом зависит от модели инновационного развития, выбранной руководством данной страны.

     Анализ  существующих в мире национальных инновационных  систем позволяет выделить три базовые модели инновационного развития. Первую из них условно можно назвать «евроатлантической», вторую «восточноазиатской», третью - «альтернативной».

     Евроатлантическая модель. Модель инновационного развития, характерная для стран евроатлантического региона, является в каком-то смысле «традиционной». Это модель полного инновационного цикла - от возникновения инновационной идеи до массового производства готового продукта. В использующих эту модель странах, как правило, представлены все компоненты структуры инновационной системы: фундаментальная и прикладная наука, исследования и разработки (research and development, R&D), создание опытных образцов и запуск их в массовое производство, различные механизмы финансирования инновационного процесса, разветвленная сеть институтов подготовки кадров и экспертизы.

     Инновационная система США. Основой национальной инновационной системы Соединенных  Штатов являются университеты, многие из которых занимают первые места  в мировых рейтингах. В США  порядка 150 первоклассных университетов, но даже на этом фоне выделяются университеты так называемой Ivy Leagиe - Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский, - а также Университет Беркли, Стэнфордский университет, Массачусетский технологический институт и некоторые другие высшие учебные заведения. Вместе с тем ни в коем случае не стоит сбрасывать со счета университеты штатов, может быть не имеющие столь высокой научной репутации и такого количества нобелевских лауреатов среди своих профессоров, но вносящие существенный вклад в инновационное развитие. К их числу относятся университет Миннесоты - один из крупнейших в США по количеству студентов, Висконсинский университет и многие другие. Именно в университетах сосредоточена основная масса проводящихся в США исследований в области фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований.

     В США регулярно осуществляется рейтингование  университетов, а также однопрофильных факультетов различных университетов. Например, Сиракузский университет, занимавший в начале XXl в. место где-то в третьей десятке американских университетов, обладал лучшей в стране школой государственного управления. Такое рейтингование чрезвычайно важно для привлечения студентов, и университеты прилагают много сил для того, чтобы пополнить свой штат известными профессорами и использовать новейшие методы обучения. Помимо университетов, фундаментальными исследованиями в США занимаются Институты высших исследований, действующие в Принстоне, Лос-Анджелесе, Санта-Фе и некоторых других городах. Их главной задачей является подготовка кадров высшей квалификации путем организации сотрудничества талантливых исследователей (уже после защиты докторских диссертаций) со звездами мировой науки. Немало таких звезд и среди сотрудников этих институтов. Так, А.Эйнштейн и Дж. фон Нейман работали в Принстонском институте высших исследований, а М.Гелл-Манн (автор теории кварков) был создателем Института высших исследований в Санта-Фе.

     Немалую роль в национальной инновационной  системе США играют Национальные лаборатории, представляющие собой огромные исследовательские институты, занятые разработкой какого-то конкретного направления прикладной науки. Именно в Лос-Аламосской лаборатории была создана атомная бомба. Кроме того, в США существует множество частных исследовательских корпораций, самой известной из которых является, пожалуй, РЭНД. Эти, как их называют, «Фабрики мысли» обслуживают как государственные ведомства, так и частные компании, осуществляя фундаментальные и прикладные исследования на коммерческой основе. Собственными исследовательскими подразделениями обладает и большинство крупных американских компаний. Некоторые из этих подразделений, подобно лаборатории «Белл телефон компани», внесшей громадный вклад в развитие теории информации и разработку новейших средств связи, числятся среди лидеров в своей сфере.

     Тем не менее, повторим, ключевую роль в  национальной инновационной системе  США играют университеты. Помимо всего  прочего, это связано с тем, что  благодаря необычайно высокому уровню зарплат американские университеты могут привлекать лучших профессоров со всего мира, а следовательно - и лучших студентов, многие из которых затем остаются в США. Такая структура инновационной системы делает Соединенные Штаты практически полным гегемоном в большинстве областей знания, позволяя им концентрировать у себя специалистов, добивающихся наивысших научных, технических и технологических результатов. В этом смысле национальная инновационная система - не меньший фактор влияния США на мировой арене, чем американские вооруженные силы.

     Инновационные системы малых европейских стран (Швеция, Нидерланды, Дания, Швейцария, Финляндия). Главной особенностью инновационных систем упомянутых стран является акцент на развитии фундаментальной науки, финансируемой преимущественно государством. Во всех этих странах есть всемирно известные университеты, тщательно выбирающие направления исследований, в которых они действительно способны подняться на мировой уровень. В Швеции это математика и классические исследования (Уппсальский и Лундский университеты), экономика (Уппсальский университет и Стокгольмская школа экономики), компьютерные исследования (Университет Линчёпинга), биология и медицина (Каролингский институт), новые технологии и проблемы городского планирования (Королевский технологический институт в Стокгольме); в Нидерландах - физика, право, экономика, классические исследования и востоковедение (Лейденский университет), экономика и проблемы энергетики (Гронингенский университет), административное управление и история науки (Амстердамский университет).

     Важное  место в инновационных системах рассматриваемых стран занимают национальные академии наук. Особенно велика роль Королевской академии наук Швеции: присваивая через Нобелевский  комитет Нобелевские премии в  области науки, она оказывает огромное влияние на развитие фундаментальных исследований во всем мире.

     В Швеции и Нидерландах действуют  Институты высших исследований (в  Уппсале и Вассенаре соответственно). Подобно аналогичным учреждениям  США, эти институты обеспечивают не только подготовку высококвалифицированных кадров в области фундаментальной науки, но и постоянное взаимодействие наиболее талантливой молодежи своих стран с международной научной элитой.

     Прикладные  исследования в малых европейских  странах обеспечиваются прежде всего за счет грантов и совместных проектов с крупными транснациональными корпорациями («Шелл» и «Филипс», - в Нидерландах; «Вольво» и «Эрикссон» - в Швеции). Вместе с тем активное участие в финансировании исследований и разработок принимает и средний и малый бизнес.

     Большое значение имеют также региональные проекты в области высоких  технологий, использующие в качестве образца Силиконовую долину в  США. Весьма показательны в этом плане  «энергетическая долина» в Гронингене (Нидерланды), ставшая центром разработки энергосберегающих технологий и альтернативного углеводородам топлива, и «компьютерная долина» в Линчёпинге (Швеция), где сосредоточены исследовательские учреждения, технопарки и венчурные предприятия в сфере компьютерных технологий и телекоммуникации.

     Рассматривая  инновационные системы малых  европейских стран, мы ссылались  главным образом на опыт Швеции и  Нидерландов. Однако сходные принципы построения - мощная университетская  наука по ограниченному числу  направлений, финансируемая государством; поддержка бизнесом прикладных исследований и разработок; региональная концентрация усилий в области науки и технологий - используются и в национальных инновационных системах Дании, Финляндии и Швейцарии. Важно отметить, что именно эти страны лидируют в рейтингах мировой конкурентоспособности национальных экономик.

     Восточноазиатская модель. Модель инновационного развития, присущая странам восточноазиатского региона (Япония, Южная Корея, Гонконг), существенно отличается от «традиционной». В восточноазиатском инновационном цикле, по сути, отсутствует стадия формирования фундаментальных идей. Основанные на этой модели инновационные системы практически полностью лишены компонента фундаментальной науки (а отчасти - и науки прикладной). Будучи ориентированы на экспорт высокотехнологической продукции, государства Восточной Азии, как правило, заимствуют сами технологии у стран, следующих «традиционной» модели. Классическим образцом инновационной системы, строящейся на данной модели инновационного развития, служит инновационная система Японии.

     Инновационная система Японии. При всей мощи японской экономики инновационная система  Японии заметно отстает от инновационной  системы США и значительно  отличается от нее по структуре. Японские университеты играют гораздо меньшую роль в инновационном процессе, нежели исследовательские лаборатории крупнейших корпораций. Причина в том, что национальная инновационная система страны в принципе не слишком ориентирована на производство фундаментального знания. В центре внимания находятся технические инновации и новейшие технологии. Нехватка фундаментального знания нередко становится непреодолимым препятствием для решения выдвинутых японским обществом задач, как это произошло, в частности, в 80-х годах ХХ в..

     Огромные  средства, выделенные на разработку компьютеров пятого поколения, призванных свободно читать и понимать тексты на естественном языке, так и не удалось реализовать из-за непонимания создателями программы роли фундаментальных наук, прежде всего лингвистики и когнитивных исследований.

     Очевидны  серьезные недостатки японской системы  высшего образования, перегруженного зубрежкой и не создающего условий  для развития индивидуальной креативности. В то же время уникальная способность  японцев к кооперации, их аккуратность и ответственность позволяют им создавать высокотехнологичные товары широкого потребления, по существу не имеющие конкурентов в мире.

     Важнейшей особенностью национальной инновационной  системы Японии является ее ориентация на производство высококачественных продуктов  экспорта в сфере high-tech. Сделав в середине прошлого столетия ставку на закупку иностранных патентов вкупе с развитием прикладной инженерной мысли, Япония быстро сумела добиться исключительных успехов сначала в области бытовой электроники, а затем в автомобилестроении, существенно потеснив в этих сферах американские компании даже на их национальных рынках. В последние годы Япония, продолжая концентрироваться на прикладных инженерных разработках с эффективным коммерческим выходом, уделяет все большее внимание исследованиям в области полупроводниковых материалов и нанотехнологий.

     Альтернативная  модель. Альтернативная модель инновационного развития используется в преимущественно  сельскохозяйственных странах, не обладающих значительным потенциалом в области  фундаментальной и прикладной науки и не имеющих богатых запасов сырья, технологии переработки или продажа которого могли бы стать основой национальной конкурентоспособности. Вследствие этого в инновационных системах данных стран слабо представлен или вообще отсутствует не только блок фундаментальной и прикладной науки, но и, по сути, высокотехнологический компонент как таковой. Не будучи в состоянии добиться заметных результатов в создании новых технологий, эти страны в своей инновационной политике, как правило, делают упор на подготовку кадров в сферах экономики, финансов, менеджмента, социологии и психологии труда, а также на развитие отдельных отраслей легкой промышленности, креативной индустрии и рекреации. Большое внимание уделяется также «взращиванию» менеджмента для местных представительств транснациональных корпораций, международных банков, международных политических структур и т.д. Следует отметить, что подобная переориентация инновационного развития с high-tech на high-hume нередко позволяет достичь очень высоких темпов экономического роста [8].

     Биополис, Киберабад, Киберджайя - новые технологические  центры в Сингапуре, Индии и Малайзии. Наряду с Бангалором, Пекином и  Сучжоу они стали символами высоких  технологий, прогресса и экономического роста развивающихся стран. Их известность в мире, пожалуй, не уступает славе Силиконовой долины начала семидесятых, они — символ перехода к так называемой инновационной, или креативной (постиндустриальной, «новой») экономике.

     Конечно, в большинстве развивающихся  стран регионы высоких технологий — явление пока еще редкое. Это даже скорее исключение, чем правило. На фоне отсталого, преимущественно аграрного хозяйства, огромной массы низкоквалифицированного, а порой и просто неграмотного населения они выглядят островками благополучия. В крупных странах третьего мира (Индии, Китае, Бразилии) такие центры можно буквально пересчитать по пальцам. Однако по уровню концентрации национальных ресурсов и той роли, которую играют в экономике своих стран, они значительно превосходят инновационные регионы индустриально развитых стран. В Бангалоре занято более 250 тысяч ИТ-специалистов. Это больше, чем в калифорнийской Силиконовой долине, где, кстати, 40% работников ИТ — индийского происхождения.

     За  последние 10–15 лет вес азиатских  стран в глобальной экономической и политической системе значительно увеличился. А за экономическим ростом, основанным на низком и среднем технологичном укладе хозяйства, последовал рост сектора научных исследований и высоких технологий.

     С начала 90-х в некоторых странах Азии (Китае, Индии, Малайзии, Республике Корея и др.) были приняты амбициозные правительственные планы, направленные на развитие НИОКР и наукоемких производств, и прежде всего ключевых отраслей — био- и информационных технологий, наноиндустрии, производства новых материалов. Гигантские финансовые потоки со стороны правительств, бизнеса и иностранных инвесторов были направлены на поддержку этих отраслей. Азия стала вторым крупнейшим регионом мира по финансированию научных исследований и разработок.

     Китай с его непомерными амбициями  стремится к тотальному мировому лидерству в большинстве новейших технологических направлений. Для  этого хороши все средства. Особенно если эти средства есть.

     Наряду  с ростом капиталовложений в сектор науки и технологий в этих регионах наблюдался также скачок в численности занятых в НИОКР и новейших отраслях хозяйства. Молодые люди, особенно в НИС (новых индустриальных странах) и Китае — «инновационных тиграх», — охотно выбирают карьеру исследователя, инженера. Она престижна и хорошо оплачиваема. Даже в Индии, которая традиционно готовила высококвалифицированные кадры для других стран (США, Великобритании, Канады), «утечка умов» значительно сократилась, сейчас налицо обратный процесс: специалисты возвращаются из других государств.  С начала 2000 года в Бангалор только из США вернулось около 35 тысяч профессионалов. И эта тенденция сохраняется. В Китае возвращение ученых, менеджеров высокотехнологичных компаний приняло массовый характер.

Информация о работе Научно-инновационная система как фактор устойчивого развития экономики