Научно-инновационная система как фактор устойчивого развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:49, реферат

Краткое описание

Нарастание глобальных экологических проблем, возникновение локальных кризисов и катастроф антропогенного происхождения, угрозы для выживания человечества привели к необходимости пересмотра путей дальнейшего развития цивилизации. Принято выделять три их возможных пути: антропоцентризм, биоцентризм, устойчивое развитие.

Оглавление

Введение 3
1. Значение исследовательского сегмента НИС национальной
экономики в переходе к устойчивому развитию. 6
1.1. Фундаментальные исследования 6
1.2. Влияние НИС на устойчивость публикаций 9
2. Инновационный сегмент НИС 16
2.1. Характеристика НИС и способов коммерциализации
разработок в России 16
2.2. Инновационная система Германии 19
2.3. Инновационные системы в мире 26
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

мировой опыт нисd.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

          Инновационная инфраструктура – это множество субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам.

     Под коммерциализацией понимается процесс  выделения средств на инновации  и поэтапного контроля над их расходованием, включая оценку и передачу завершенных и освоенных в промышленных условиях результатов инновационной деятельности.

     На  практике трансфер и коммерциализация научно-технических разработок осуществляется двумя основными способами:

     «Выталкивание на рынок» (techologipush) — разработчик отталкивается от имеющихся разработок и не столько приспосабливается к имеющемуся спросу на рынке, сколько пытается привлечь внимание к своей разработке и вызвать спрос на нее.

       «Втягивание на рынок»(marketingpull) — разработчик пытается определить возможный спрос на рынке (проведение маркетинга) и затем сориентировать на него разработку.

       Текущий  экономический  кризис  показал,  что,  несмотря  на  очевидные  огромные  преимущества в таких аспектах, как:

     -   выгодное географическое положение; 

               -   большие    разведанные   запасы     природных    ресурсов,     энергетического   и технологического сырья;

               -   существенные масштабы отраслей  первичной переработки; 

              -   значительное   технологическое   развитие   в   оборонных   и   смежных   с   ними  отраслях    (например,    космическая,     авиационная,     судостроительная,    химическая  промышленность);

            -   высокий образовательный  уровень населения; 

            -   наличие  высококвалифицированных   научных  кадров  и  признанных  мировым  сообществом научных  школ, особенно в фундаментальной  науке; 

              -   хорошая энергетическая база и энергетическая инфраструктура,   российская   экономика      сохраняет   сырьевую   ориентацию,   в   большинстве   отраслей  наблюдается значительное технологическое отставание.   В  предыдущих  разделах  были  показаны       современный  уровень     и  направления  развития  основных  сегментов  НИС –  образования,  науки,  бизнеса,  инфраструктуры.    Из  них  следует,  что  одна из ключевых проблем российской  НИС –  недостаточный  уровень  координации  между  тремя  основными компонентами  НИС – сектором  исследований  и разработок,   сектором   высшего   образования     и   предпринимательским   сектором.   Это определяет: • низкую эффективность коммерциализации результатов ИиР;

         • невостребованность  потенциала  академического и вузовского секторов науки;

         • дисбаланс   в   развитии   отдельных   элементов   инновационной   инфраструктуры,  отсутствие эффективного  экономического взаимодействия  между ними, вследствие  чего плохо  функционируют механизмы трансфера  знаний и новых технологий на    внутренний и мировой рынки;

         • отсутствие     специальной    подготовки    кадров    под   конкретные    направления   инновационной деятельности;

         • разрушение   цепочки   воспроизводства   научных   кадров,   инженерных   кадров   в   целом ряде областей науки и техники [9].

      В соответствии с официальной статистикой, в России НИОКР проводят более 3600 рганизаций, из которых более половины относится к предпринимательскому сектору. При этом необходимо учитывать  особенности современной российской статистики, которая включает в предпринимательский сектор все организации   и   предприятия,   связанные   с   производством   продукции   и   услуг   в   целях продажи, в том числе и находящиеся в собственности государства. Государственный   сектор   составляют   организации   министерств   и   ведомств,   обеспечивающие управление государством, а также бесприбыльные организации, полностью или в основном   финансируемые   и   контролируемые   правительством.   Сектор   высшего образования охватывает университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем НИИ, экспериментальные станции, клиники [10].

2.2. Инновационная  система Германии

     Великобритания, Германия, Франция и Италия относятся к числу крупных государств с развитой интеллектуальной и научной традицией. Масштаб международных претензий, безусловно, сказывался на характере инновационной деятельности, которая в условиях постоянных военных конфликтов на континенте была в значительной степени ориентирована на прикладные инновации, прежде всего в военной сфере. После второй мировой войны, оказавшись под американским ядерным зонтиком, эти страны кардинальным образом изменили свои исследовательские приоритеты, сделав упор на относительно дешевые способы получения научно-технической информации. Особенно преуспела в этом отношении Великобритания, отказавшаяся в конце 1940-х годов от дорогостоящих исследований в области ядерной физики (за исключением непосредственно связанных с производством ядерного оружия) и сфокусировавшая внимание на радиоастрономии и изучении биологических свойств высокомолекулярныx веществ, где добилась немалых успехов, положив начало созданию двух фундаментальных научных дисциплин - астрофизики и молекулярной биологии. Во всем остальном британская инновационная система, сосредоточенная вокруг небольшого числа университетов экстра-класса (Оксфорд, Кембридж, Лондонский университет), копирует инновационную систему США. Несколько по-другому построена инновационная система Франции, где подавляющая часть фундаментальных исследований осуществляется в рамках Национального центра научных исследований, отчасти напоминающего Российскую академию наук. Единственное исключение - математические исследования, которые в основном сконцентрированы в Эколь Нормаль, а также в нескольких крупных университетах, прежде всего в Университете Нанси и Сорбонне.

     Германия  –  признанная в мире страна передовых  технологий,  богатых научных  традиций и высокой предпринимательской культуры. Немецкие товары со знаком «Made  in  Germany»   благодаря их высокому качеству и техническим характеристикам,  пользуются на мировых  рынках заслуженной репутацией у потребителей.

           Созданные в  Германии на  протяжении многих десятилетий технологические и инновационные заделы являются одним из главных источников экономического роста и благосостояния граждан.  Научно-технический,  технологический и интеллектуальный потенциал рассматривается в немецком обществе как национальное достояние,  позволяющее стране обеспечивать мировое лидерство во многих областях знаний и социально-экономического развития [11].

     По  большинству инновационных показателей  Германия находится среди самых  экономически и инновационно эффективных  стран мира. Ее традиционная технологическая эффективность проявляется в широком распространении инноваций в производственных отраслях, прежде всего в малом и среднем бизнесе. Однако за последние годы, и особенно в период глобального кризиса, инновационная деятельность этого сектора несколько сократилась. Организационная структура национальной инновационной системы (НИС) Германии представляет собой довольно сложную и диверсифицированную систему, включающую государственные органы управления, систему научных и образовательных организаций, а также наукоемкий бизнес, в первую очередь малые и средние фирмы. Структура НИС Германии формируется из следующих структурных элементов – подсистем: реализации ИР в государственном и частном секторах экономики; профессионального образования и переподготовки; инновационной деятельности в промышленном производстве и сфере услуг; формирования новых высокотехнологичных производств; применения информационно-коммуникационных технологий. В сфере ИР занято около 460 тыс. человек, из них порядка 50% – ученые и инженеры, а оставшаяся половина примерно поровну делится на технический и вспомогательный персонал, в том числе управленческий. Весь объем ИР осуществляется в высших учебных заведениях, частном (промышленном) секторе и федеральных научно-исследовательских учреждениях.

     Научно-образовательная  и инновационная политика Германии разрабатывается Федеральным министерством  образования и научных исследований (BMBF), в функции которого входят следующие сферы: стратегия и общие вопросы;  европейское и международное сотрудничество в образовании и науке;  профессиональное образование и непрерывное обучение; научные системы; ключевые технологии и инновационные исследования;  биологические науки и исследования в области здравоохранения; обеспечение будущих поколений (исследования в области культуры, фундаментальных проблем и устойчивого развития). При BMBF действует Международное бюро Германского центра авиации и космонавтики  в Бонне, которое поддерживает и координирует международное сотрудничество в области науки и образования в данной области. Согласно национальной политике по перспективному развитию науки, технологий и инноваций правительством Германии определена генеральная цель – формирование «новой культуры инноваций», которая должна охватывать все сферы жизни общества, а развитие инновационной экономики – стать критерием эффективности государственной политики. На уровне правительства признано, что только инновационные технологии и услуги обеспечат Германии глобальную конкурентоспособность. В этой связи первоочередными направлениями работы правительства по разработке и реализации были признаны: Стратегия высоких технологий Германии (High-Tech-Strategie für Deutschland); Европейская программа исследований и разработок (Euro-Programm für Forschung und Entwicklung).; Стратегия разработки и применения технологий будущего – Zukunftstechnologien (биотехнологии, нанотехнологии, ИКТ   и др.). В стремлении усилить позиции Германии за счет науки мирового класса BMBF увеличивает как сами инвестиции, так и эффективность их использования вузами и научно-исследовательскими учреждениями посредством повышения качества исследований и обучения, а также кооперации с предпринимательским сектором. Следует также отметить следующие направления действий BMBF, которые будут прямо или косвенно содействовать целям и задачам инновационного развития Германии: подготовка нового варианта соглашения по исследованиям и инновациям (Pakt für Forschung und Innovation) разработка соглашения о высшей школе 2020 г. с федеральными землями (привлечение последних к финансированию проектов научных исследований); строительство установки рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL и ускорительного центра FAIR; подготовка на регулярной основе, начиная с 2008  г., доклада «Исследования, инновации и технологическая эффективность» с целью совершенствования системы оценок деятельности в этой области. Осуществление программы технологического Форсайта. Участие в процессе интернационализации научных исследований. Поддержка фундаментальных исследований и непосредственно ученых, занятых в этой сфере.  Важнейшая приоритетная задача инновационного развития – выявление и поддержка талантов. В инновационном обществе, как это определяется в инновационной политике страны, «талантам должны быть открыты все пути, поэтому общей целью экономики, науки и политики должно быть создание достойной смены, наряду с привлечением выдающихся иностранных специалистов».   В этой связи проводятся следующие мероприятия:  продолжение выполнения Национального соглашения по обучению и подготовке профессиональной смены; структурная перестройка системы профессионального образования; создание новых, стартовых учебных мест в рамках программы «Jobstarter»; проведение постоянного диалога в рамках «Форума смены» (Forum Nachwuchs); создание механизмов мотивации для талантливой научной смены на основе реализации Соглашения по исследованиям и инновациям (Pakt für Forschung und Innovation). Важный элемент инновационной политики Германии – интенсификация диалога науки и общества, обсуждение социальных, морально-этических, культурных и религиозных аспектов развития научных исследований и разработки инновационных высоких технологий XXI в.

     Система научных организаций.  В настоящее время в Германии активно развиваются ИР в таких инновационных областях, как нанотехнологии, новые материалы, ИКТ, микроэлектроника, биотехнологии, т.е. фактически реализуется тенденция развития NBIC-технологий (Nano, Bio, Informtechnology, Cognitive  technology), и др. В некоммерческом секторе ИР реализуются в рамках высших учебных заведений. В высшей школе Германии исследования охватывают практически все научные дисциплины, проводится основная часть национальных теоретических исследований, что обеспечивает подготовку молодых ученых и постоянное обновление научных кадров. Крупные проекты в области естественных наук, требующие больших коллективов и дорогостоящего оборудования, выполняются вне вузов, прежде всего в научно-исследовательских центрах теоретической физики, энергии ядерного синтеза, авиации и космонавтики, медицины и молекулярной биологии. Система научных организаций и вузов Германии, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, представляет собой довольно мощную структуру. Ниже представлены основные научно-исследовательские центры, имеющие общемировую репутацию. Германское научно-исследовательское сообщество (DFG). Это центральная самоуправляемая научная организация, которая получает ассигнования из федерального и земельных бюджетов. DFG содействует сотрудничеству между исследователями, консультирует органы законодательной и исполнительной власти. Общество содействия германской науке Макса Планка (MPG) – крупнейшая научно-исследовательская организация вне высшей школы. Общество финансируется большей частью за счет ассигнований федерального и земельных бюджетов. MPG состоит из 80 институтов, занимающихся преимущественно фундаментальными исследованиями в области естественных, биологических, гуманитарных и общественных наук. MPG поддерживает фундаментальные исследования, проводимые в вузах. Общество Фраунгофера (FhG) занимается прикладными ИР и имеет более 80 НИИ по всей Германии (около 12,5  тыс. научных сотрудников), а также филиалы в Европе, США и Азии. Ежегодный объем затрат на ИР превышает 1 млрд евро. Заказчиками выступают промышленные компании, сфера услуг, а также государственные органы. Сообщество германских научно-исследовательских центров им. Гельмгольца (Hermann von Helmholtz-Gemeinschaft Deutscher Forschungszentren) – крупнейшая научная организация Германии. Имеет   15 научно-исследовательских центров (около 25  тыс. сотрудников). Годовой бюджет  – более 2,3  млрд  евро. Порядка 90% финансирования получает через BMBF, 10% – из бюджетов земель. Основные направления ИР  – энергетика, науки о Земле, экология, здравоохранение, транспорт и космос. В рамках системы научных организаций можно также отметить: Научное сообщество «Синий список»  (Einrichtungen der Blauen Liste – BLE), Германскую академию естествоиспытателей Леопольдина (Deutsche Akademie der Naturforscher Leopoldina), которая не имеет собственных НИИ, научные фонды Фрица Тиссена и Фольксвагена, Объединение учредителей фондов германской науки (Stifterverband für die deutscheWissenschaft), Фонд Александра Гумбольдта и др.

     Система образования и подготовки кадров для инновационной деятельности. Система образования Германии базируется на соответствующей организации начального и среднего образования с последующей профессиональной подготовкой. Фактически она является составной частью НИС. В стране существует обязательное 9-летнее образование (10-й класс – по желанию). Обучение в гимназии продолжается до 12-го или 13-го класса. Полученный аттестат дает право на поступление в вуз. Особенность Германии – уникальная система параллельного профессионального обучения: 60% выпускников школ в течение двух–трех лет приобретает одну из 350 официально утвержденных профессий, сочетая практику (3–4 дня в неделю) на одном из 643 тыс. предприятий, 80% из которых – малые и средние фирмы. В Германии существует 372 высших учебных заведения, из них 152 высшего профессионального обучения общего профиля, 102 университета, 6 педагогических, 18 теологических институтов, 46 институтов искусств и 31 институт подготовки специалистов по менеджменту. В настоящее время в таких учебных заведениях учатся около 2 млн студентов, из них 30% – выпускники средних школ, 97% студентов учатся в государственных вузах. Почти 246 тыс. иностранных студентов и аспирантов вывели Германию на третье место в мире по привлекательности системы образования после США и Великобритании. Реформа высшего образования. Германским университетам, несмотря на высокое качество преподавания, пока не удается занять ведущее место в мире, поэтому с 2005  г., исходя, в частности, из целей подготовки исследователей и специалистов для НИС, государственные органы управления вузами начали реформу системы образования. В том же году Федеральный конституционный суд отменил запрет на взимание платы за обучение. Реформа подразумевает переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура), введение платы за обучение, отборочные вступительные тесты, расширение частных предложений в сфере образования и укрепление партнерских отношений между вузами и внеуниверситетскими учреждениями. Это облегчит обмен студентами между Германией и другими странами, повысит привлекательность немецких вузов для иностранцев. Предполагается стимулировать и самостоятельное реформирование деятельности университетов в зависимости от успешности в научных исследованиях – в отличие от принципов равенства, традиционно присущих системе немецкого высшего образования Изменения в законодательстве Германии предоставляют университетам большую свободу действий. Так, например, оплата труда профессоров будет определяться не только стажем, но и результатами их работы. В соответствии с проводимой реформой вузы должны будут более четко декларировать свой профиль, а их конкурентные позиции будут подтверждаться рейтингами качества и популярности. Безусловно, что все эти векторы реформы образования окажут прямое или косвенное влияние на формирование кадров исследователей и инженеров, которые будут заняты в инновационной сфере экономики. Научные исследования в высших учебных заведениях.  Научные исследования в вузах – давняя германская традиция еще со времен Гумбольдта, реформировавшего в начале ХIХ в. прусские университеты. Единство научных исследований и передачи знаний является основой академической деятельности. В высшей школе Германии проведение исследований охватывает практически все научные дисциплины, что обеспечивает подготовку молодых ученых и постоянное обновление научных кадров в стране [12].

Информация о работе Научно-инновационная система как фактор устойчивого развития экономики