Инновационная инфраструктура – это множество
субъектов инновационной деятельности,
выполняющих функции обслуживания и содействия
инновационным процессам.
Под
коммерциализацией понимается процесс
выделения средств на инновации
и поэтапного контроля над их расходованием,
включая оценку и передачу завершенных
и освоенных в промышленных условиях результатов
инновационной деятельности.
На
практике трансфер и коммерциализация
научно-технических разработок осуществляется
двумя основными способами:
«Выталкивание
на рынок» (techologipush) — разработчик отталкивается
от имеющихся разработок и не столько
приспосабливается к имеющемуся спросу
на рынке, сколько пытается привлечь внимание
к своей разработке и вызвать спрос на
нее.
«Втягивание на рынок»(marketingpull) —
разработчик пытается определить возможный
спрос на рынке (проведение маркетинга)
и затем сориентировать на него разработку.
Текущий экономический кризис
показал, что, несмотря на
очевидные огромные преимущества
в таких аспектах, как:
-
выгодное географическое положение;
- большие разведанные
запасы природных
ресурсов, энергетического
и технологического сырья;
- существенные масштабы отраслей
первичной переработки;
- значительное технологическое
развитие в оборонных
и смежных с ними
отраслях (например,
космическая, авиационная,
судостроительная, химическая
промышленность);
- высокий образовательный
уровень населения;
- наличие высококвалифицированных
научных кадров и признанных
мировым сообществом научных
школ, особенно в фундаментальной
науке;
- хорошая энергетическая база и
энергетическая инфраструктура,
российская экономика
сохраняет сырьевую ориентацию,
в большинстве отраслей
наблюдается значительное технологическое
отставание. В предыдущих
разделах были показаны
современный уровень
и направления развития основных
сегментов НИС – образования,
науки, бизнеса, инфраструктуры.
Из них следует, что одна
из ключевых проблем российской НИС
– недостаточный уровень координации
между тремя основными компонентами
НИС – сектором исследований и
разработок, сектором высшего
образования и предпринимательским
сектором. Это определяет:
• низкую эффективность коммерциализации
результатов ИиР;
• невостребованность потенциала
академического и вузовского секторов
науки;
• дисбаланс в развитии
отдельных элементов инновационной
инфраструктуры, отсутствие эффективного
экономического взаимодействия
между ними, вследствие чего плохо
функционируют механизмы трансфера
знаний и новых технологий на
внутренний и мировой рынки;
• отсутствие специальной
подготовки кадров
под конкретные направления
инновационной деятельности;
• разрушение цепочки
воспроизводства научных
кадров, инженерных кадров
в целом ряде областей науки и техники
[9].
В
соответствии с официальной статистикой,
в России НИОКР проводят более 3600
рганизаций, из которых более половины
относится к предпринимательскому
сектору. При этом необходимо учитывать
особенности современной российской
статистики, которая включает в предпринимательский
сектор все организации и
предприятия, связанные с
производством продукции
и услуг в целях продажи,
в том числе и находящиеся в собственности
государства. Государственный сектор
составляют организации
министерств и ведомств,
обеспечивающие управление государством,
а также бесприбыльные организации, полностью
или в основном финансируемые
и контролируемые правительством.
Сектор высшего образования охватывает
университеты и другие высшие учебные
заведения, независимо от источников финансирования
и правового статуса, а также находящиеся
под их контролем НИИ, экспериментальные
станции, клиники [10].
2.2. Инновационная
система Германии
Великобритания,
Германия, Франция и Италия относятся
к числу крупных государств с развитой
интеллектуальной и научной традицией.
Масштаб международных претензий, безусловно,
сказывался на характере инновационной
деятельности, которая в условиях постоянных
военных конфликтов на континенте была
в значительной степени ориентирована
на прикладные инновации, прежде всего
в военной сфере. После второй мировой
войны, оказавшись под американским ядерным
зонтиком, эти страны кардинальным образом
изменили свои исследовательские приоритеты,
сделав упор на относительно дешевые способы
получения научно-технической информации.
Особенно преуспела в этом отношении Великобритания,
отказавшаяся в конце 1940-х годов от дорогостоящих
исследований в области ядерной физики
(за исключением непосредственно связанных
с производством ядерного оружия) и сфокусировавшая
внимание на радиоастрономии и изучении
биологических свойств высокомолекулярныx
веществ, где добилась немалых успехов,
положив начало созданию двух фундаментальных
научных дисциплин - астрофизики и молекулярной
биологии. Во всем остальном британская
инновационная система, сосредоточенная
вокруг небольшого числа университетов
экстра-класса (Оксфорд, Кембридж, Лондонский
университет), копирует инновационную
систему США. Несколько по-другому построена
инновационная система Франции, где подавляющая
часть фундаментальных исследований осуществляется
в рамках Национального центра научных
исследований, отчасти напоминающего
Российскую академию наук. Единственное
исключение - математические исследования,
которые в основном сконцентрированы
в Эколь Нормаль, а также в нескольких
крупных университетах, прежде всего в
Университете Нанси и Сорбонне.
Германия
– признанная в мире страна передовых
технологий, богатых научных
традиций и высокой предпринимательской
культуры. Немецкие товары со знаком «Made
in Germany» благодаря их высокому
качеству и техническим характеристикам,
пользуются на мировых рынках заслуженной
репутацией у потребителей.
Созданные в Германии на
протяжении многих десятилетий технологические
и инновационные заделы являются одним
из главных источников экономического
роста и благосостояния граждан. Научно-технический,
технологический и интеллектуальный потенциал
рассматривается в немецком обществе
как национальное достояние, позволяющее
стране обеспечивать мировое лидерство
во многих областях знаний и социально-экономического
развития [11].
По
большинству инновационных показателей
Германия находится среди самых
экономически и инновационно эффективных
стран мира. Ее традиционная технологическая
эффективность проявляется в широком
распространении инноваций в производственных
отраслях, прежде всего в малом и среднем
бизнесе. Однако за последние годы, и особенно
в период глобального кризиса,
инновационная деятельность этого сектора
несколько сократилась. Организационная
структура национальной инновационной
системы (НИС) Германии представляет собой
довольно сложную и диверсифицированную
систему, включающую государственные
органы управления, систему научных и
образовательных организаций, а также
наукоемкий бизнес, в первую очередь малые
и средние фирмы. Структура НИС Германии
формируется из следующих структурных
элементов – подсистем: реализации ИР
в государственном и частном секторах
экономики; профессионального образования
и переподготовки; инновационной деятельности
в промышленном производстве и сфере услуг;
формирования новых высокотехнологичных
производств; применения информационно-коммуникационных
технологий. В сфере ИР занято около 460 тыс.
человек, из них порядка 50% – ученые и инженеры,
а оставшаяся половина примерно поровну
делится на технический и вспомогательный
персонал, в том числе управленческий.
Весь объем ИР осуществляется в высших
учебных заведениях, частном (промышленном)
секторе и федеральных научно-исследовательских
учреждениях.
Научно-образовательная
и инновационная политика Германии
разрабатывается Федеральным министерством
образования и научных исследований
(BMBF), в функции которого входят следующие
сферы: стратегия и общие вопросы;
европейское и международное сотрудничество
в образовании и науке; профессиональное
образование и непрерывное обучение;
научные системы; ключевые технологии
и инновационные исследования; биологические
науки и исследования в области здравоохранения;
обеспечение будущих поколений (исследования
в области культуры, фундаментальных проблем
и устойчивого развития). При BMBF действует
Международное бюро Германского центра
авиации и космонавтики в Бонне, которое
поддерживает и координирует международное
сотрудничество в области науки и образования
в данной области. Согласно национальной
политике по перспективному развитию
науки, технологий и инноваций правительством
Германии определена генеральная цель
– формирование «новой культуры инноваций»,
которая должна охватывать все сферы жизни
общества, а развитие инновационной экономики
– стать критерием эффективности государственной
политики. На уровне правительства признано,
что только инновационные технологии
и услуги обеспечат Германии глобальную
конкурентоспособность. В этой связи первоочередными
направлениями работы правительства по
разработке и реализации были признаны:
Стратегия высоких технологий Германии
(High-Tech-Strategie für Deutschland); Европейская программа
исследований и разработок (Euro-Programm für
Forschung und Entwicklung).; Стратегия разработки
и применения технологий будущего – Zukunftstechnologien
(биотехнологии, нанотехнологии, ИКТ
и др.). В стремлении усилить позиции Германии
за счет науки мирового класса BMBF увеличивает
как сами инвестиции, так и эффективность
их использования вузами и научно-исследовательскими
учреждениями посредством повышения качества
исследований и обучения, а также кооперации
с предпринимательским сектором. Следует
также отметить следующие направления
действий BMBF, которые будут прямо или косвенно
содействовать целям и задачам инновационного
развития Германии: подготовка нового
варианта соглашения по исследованиям
и инновациям (Pakt für Forschung und Innovation) разработка
соглашения о высшей школе 2020 г. с федеральными
землями (привлечение последних к финансированию
проектов научных исследований); строительство
установки рентгеновского лазера на свободных
электронах XFEL и ускорительного центра
FAIR; подготовка на регулярной основе, начиная
с 2008 г., доклада «Исследования, инновации
и технологическая эффективность» с целью
совершенствования системы оценок деятельности
в этой области. Осуществление программы
технологического Форсайта. Участие в
процессе интернационализации научных
исследований. Поддержка фундаментальных
исследований и непосредственно ученых,
занятых в этой сфере. Важнейшая приоритетная
задача инновационного развития – выявление
и поддержка талантов. В инновационном
обществе, как это определяется в инновационной
политике страны, «талантам должны быть
открыты все пути, поэтому общей целью
экономики, науки и политики должно быть
создание достойной смены, наряду с привлечением
выдающихся иностранных специалистов».
В этой связи проводятся следующие мероприятия:
продолжение выполнения Национального
соглашения по обучению и подготовке профессиональной
смены; структурная перестройка системы
профессионального образования; создание
новых, стартовых учебных мест в рамках
программы «Jobstarter»; проведение постоянного
диалога в рамках «Форума смены» (Forum Nachwuchs);
создание механизмов мотивации для талантливой
научной смены на основе реализации Соглашения
по исследованиям и инновациям (Pakt für Forschung
und Innovation). Важный элемент инновационной
политики Германии – интенсификация диалога
науки и общества, обсуждение социальных,
морально-этических, культурных и религиозных
аспектов развития научных исследований
и разработки инновационных высоких технологий
XXI в.
Система
научных организаций. В настоящее время
в Германии активно развиваются ИР в таких
инновационных областях, как нанотехнологии,
новые материалы, ИКТ, микроэлектроника,
биотехнологии, т.е. фактически реализуется
тенденция развития NBIC-технологий (Nano,
Bio, Informtechnology, Cognitive technology), и др. В некоммерческом
секторе ИР реализуются в рамках высших
учебных заведений. В высшей школе Германии
исследования охватывают практически
все научные дисциплины, проводится основная
часть национальных теоретических исследований,
что обеспечивает подготовку молодых
ученых и постоянное обновление научных
кадров. Крупные проекты в области естественных
наук, требующие больших коллективов и
дорогостоящего оборудования, выполняются
вне вузов, прежде всего в научно-исследовательских
центрах теоретической физики, энергии
ядерного синтеза, авиации и космонавтики,
медицины и молекулярной биологии. Система
научных организаций и вузов Германии,
занимающихся научно-исследовательской
деятельностью, представляет собой довольно
мощную структуру. Ниже представлены основные
научно-исследовательские центры, имеющие
общемировую репутацию. Германское научно-исследовательское
сообщество (DFG). Это центральная самоуправляемая
научная организация, которая получает
ассигнования из федерального и земельных
бюджетов. DFG содействует сотрудничеству
между исследователями, консультирует
органы законодательной и исполнительной
власти. Общество содействия германской
науке Макса Планка (MPG) – крупнейшая научно-исследовательская
организация вне высшей школы. Общество
финансируется большей частью за счет
ассигнований федерального и земельных
бюджетов. MPG состоит из 80 институтов, занимающихся
преимущественно фундаментальными исследованиями
в области естественных,
биологических, гуманитарных и общественных
наук. MPG поддерживает фундаментальные
исследования, проводимые в вузах. Общество
Фраунгофера (FhG) занимается прикладными
ИР и имеет более 80 НИИ по всей Германии
(около 12,5 тыс. научных сотрудников), а
также филиалы в Европе, США и Азии. Ежегодный
объем затрат на ИР превышает 1 млрд евро.
Заказчиками выступают промышленные компании,
сфера услуг, а также государственные
органы. Сообщество германских научно-исследовательских
центров им. Гельмгольца (Hermann von Helmholtz-Gemeinschaft
Deutscher Forschungszentren) – крупнейшая научная
организация Германии. Имеет 15 научно-исследовательских
центров (около 25 тыс. сотрудников). Годовой
бюджет – более 2,3 млрд евро. Порядка 90%
финансирования получает через BMBF, 10% –
из бюджетов земель. Основные направления
ИР – энергетика, науки о Земле, экология,
здравоохранение, транспорт и космос.
В рамках системы научных организаций
можно также отметить: Научное сообщество
«Синий список» (Einrichtungen der
Blauen Liste – BLE), Германскую академию естествоиспытателей
Леопольдина (Deutsche Akademie der Naturforscher Leopoldina),
которая не имеет собственных НИИ, научные
фонды Фрица Тиссена и Фольксвагена, Объединение
учредителей фондов германской науки
(Stifterverband für die deutscheWissenschaft), Фонд Александра
Гумбольдта и др.
Система
образования и подготовки кадров для инновационной
деятельности. Система образования Германии
базируется на соответствующей организации
начального и среднего образования с последующей
профессиональной подготовкой. Фактически
она является составной частью НИС. В стране
существует обязательное 9-летнее образование
(10-й класс – по желанию). Обучение в гимназии
продолжается до 12-го или 13-го класса. Полученный
аттестат дает право на поступление в
вуз. Особенность Германии – уникальная
система параллельного профессионального
обучения: 60% выпускников школ в течение
двух–трех лет приобретает одну из 350
официально утвержденных профессий, сочетая
практику (3–4 дня в неделю) на одном из
643 тыс. предприятий, 80% из которых – малые
и средние фирмы. В Германии существует
372 высших учебных заведения, из них 152
высшего профессионального обучения общего
профиля, 102 университета, 6 педагогических,
18 теологических институтов, 46 институтов
искусств и 31 институт подготовки специалистов
по менеджменту. В настоящее время в таких
учебных заведениях учатся около 2 млн
студентов, из них 30% – выпускники средних
школ, 97% студентов учатся в государственных
вузах. Почти 246 тыс. иностранных студентов
и аспирантов вывели Германию на третье
место в мире по привлекательности системы
образования после США и Великобритании.
Реформа высшего образования. Германским
университетам, несмотря на высокое качество
преподавания, пока не удается занять
ведущее место в мире, поэтому с 2005 г., исходя,
в частности, из целей подготовки исследователей
и специалистов для НИС, государственные
органы управления вузами начали реформу
системы образования. В том же году Федеральный
конституционный суд отменил запрет на
взимание платы за обучение. Реформа подразумевает
переход на двухступенчатую систему высшего
образования (бакалавриат и магистратура),
введение платы за обучение, отборочные
вступительные тесты, расширение частных
предложений в сфере образования и укрепление
партнерских отношений между вузами и
внеуниверситетскими учреждениями.
Это облегчит обмен студентами между Германией
и другими странами, повысит привлекательность
немецких вузов для иностранцев. Предполагается
стимулировать и самостоятельное реформирование
деятельности университетов в зависимости
от успешности в научных исследованиях
– в отличие от принципов равенства, традиционно
присущих системе немецкого высшего образования
Изменения в законодательстве Германии
предоставляют университетам большую
свободу действий. Так, например, оплата
труда профессоров будет определяться
не только стажем, но и результатами их
работы. В соответствии с проводимой реформой
вузы должны будут более четко декларировать
свой профиль, а их конкурентные позиции
будут подтверждаться рейтингами качества
и популярности. Безусловно, что все эти
векторы реформы образования окажут прямое
или косвенное влияние на формирование
кадров исследователей и инженеров, которые
будут заняты в инновационной сфере экономики.
Научные исследования в высших учебных
заведениях. Научные исследования
в вузах – давняя германская традиция
еще со времен Гумбольдта, реформировавшего
в начале ХIХ в. прусские университеты.
Единство научных исследований и передачи
знаний является основой академической
деятельности. В высшей школе Германии
проведение исследований охватывает практически
все научные дисциплины, что обеспечивает
подготовку молодых ученых и постоянное
обновление научных кадров в стране [12].