Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
Инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Введение 1
1. Инновационная деятельность Республики Казахстан 4
2. Разработка нормативных документов и государственных программ 7
3. Технопарки 10
4. Венчурные фонды 13
Заключение 16
Список литературы 17
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
Инструменты инфраструктурного обеспечения национальной инновационной системы Казахстана
Группа УИ-203
Студент ______________ ________________
(подпись) (дата) (И.О. Фамилия)
Преподаватель ______________ ________________
(подпись)
(оценка)
Уфа 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Лист
Введение 1
1. Инновационная деятельность Республики Казахстан 4
2. Разработка нормативных документов и государственных программ 7
3. Технопарки 10
4. Венчурные фонды 13
Заключение 16
Список литературы 17
ВВЕДЕНИЕ
Инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Республики Казахстан в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Она представляется в разрабатываемых правительством концепции социально-экономического развития Казахстана на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Переход Республики Казахстан к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны определён как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы. На фоне глобализации мировой экономики Казахстан сталкивается с рядом проблем: сырьевая направленность экономики, незначительная интеграция с мировой экономикой, неразвитость производственной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, отсутствие финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, то есть как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления
Инновационная деятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, относится к числу важнейших факторов развития экономики республики.
На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и «Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы».
Уполномоченным государственным органом, ответственным за разработку и реализацию политики в сфере индустриально - инновационного развития является Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, в функции которого входят: внесение предложений в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности; выделение инновационных грантов; проведение мониторинга реализации и оценка эффективности выполнения инновационных проектов, осуществляемых за счет инновационных грантов; государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности, в том числе за выполнением комплекса мер инновационного развития.
Министерство образования и науки Республики Казахстан является уполномоченным органом, ответственным за формирование, реализацию и координацию всех фундаментальных и прикладных исследований, проводимых в стране, состояние и развитие научно-исследовательской инфраструктуры, подготовку и повышение квалификации научных кадров, а также проведение Государственной научно-исследовательской экспертизы научных проектов и программ, реализуемых за счет средств государственного бюджета.
Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» регулирует отношения в сфере инновационной деятельности и определяет основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики. При этом особое внимание обращается на быстроразвивающиеся направления, в частности информационно-
Целью «Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы» является построение национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики за счет создания системы управления инновационно-технологическим развитием, инновационного развития отраслей и регионов, создание условий для развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса и повышения научного и инжинирингового потенциала страны.
Анализ успешного зарубежного опыта показал, что одним из основных условий эффективной системы генерации инноваций является вовлечение в данный процесс высших учебных заведений.
В 2009 году реализовывалось 15 совместных проектов между предприятиями и университетами Казахстана, что показывает очень низкий уровень сотрудничества. При этом данное положение объясняется не столько немотивированностью предприятий к массовому внедрению инноваций, сколько недостаточным уровнем качества исследовательских услуг, которые предлагают наши ВУЗы. Данная проблема, в свою очередь вызвана немотивированностью ВУЗов на развитие собственных научных компетенций, так как основной доход они, в отличие от западных университетов получают от оказания образовательных услуг.
Данная диспропорция ведет к ухудшению качества исследовательского персонала, уменьшению интереса молодежи к научной деятельности.
В Казахстане Национальная инновационная система начала формироваться в 2003 году в виде институциональной и физической инфраструктуры: проектное финансирование в лице АО «Национальный инновационный фонд» (далее - АО «НИФ»), инжиниринг и трансферт технологий в лице АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (далее - АО «ЦИТТ»), венчурное финансирование в лице ряда венчурных фондов с участием АО «НИФ» и физическая инфраструктура в виде 4 технопарков в городах Алматы, Караганда, Уральск, а также ПИТ Алатау.
Однако, как показала практика, само создание элементов инфраструктуры не привело к росту инновационной активности. В этой связи требуется выработать и реализовать новые подходы к формированию Национальной инновационной системы (НИС), повышению эффективности взаимодействия ее элементов (включая восполнение недостающих звеньев в «цепи» инновационной поддержки), а также усилению взаимодействия и координации этих элементов для достижения конечной цели.
Национальная инновационная система включает 4 основных элемента – научный потенциал, инновационные предпринимательство, инновационную и финансовую инфраструктуры.
2. Разработка нормативных документов и государственных программ.
В рамках данного направления в 2010 году приняты соответствующие государственные программы по развитию инноваций, которые призваны содействовать в обеспечении ускоренной технологической модернизации и перевооружении промышленности страны. Правительством была утверждена Программа развития инноваций и содействия технологической модернизации до 2014 года, которая предусматривает все необходимые инструменты поддержки национальной инновационной системы, а также выстраивает четкую систему управления технологическим развитием страны.
В 2011 году был принят новый проект Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». В нем систематизированы, расширены и улучшены все инструменты и механизмы поддержки индустриально-инновационной деятельности.
Целями реализации государственной поддержки инновационной деятельности являются:
1) развитие инновационного потенциала Республики Казахстан;
2) увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта;
3) содействие переходу экономики Республики Казахстан на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании наукоемких технологий.
Принципами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
1) соблюдение национальных интересов при осуществлении инновационной деятельности;
2) равенство субъектов инновационной деятельности при получении государственной поддержки инновационной деятельности;
3) комплексность и системность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов инновационной деятельности;
4) прозрачность процедур государственной поддержки инновационной деятельности.
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан по следующим основным направлениям:
1) стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;
2) определение приоритетов инновационного развития;
3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры; 4) участие государства в создании и внедрении инноваций;
4) повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств;
5) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;
6) международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферт технологий.
7) переориентация производства на ресурсосберегающие технологии, производство экологически чистых продуктов;
8) создание условий для внедрения инноваций;
9) информационная поддержка и популяризация инновационных достижений;
10) создание условий для обмена информацией и опытом между субъектами инновационной деятельности в разработке и реализации инновационных проектов.
Институты развития осуществляют финансирование проектов на всех стадиях проектного цикла, а также оказывают информационную и институциональную поддержку: