Инноватика как область знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:39, курс лекций

Краткое описание

Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности экономического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений.

Файлы: 1 файл

097.doc

— 962.50 Кб (Скачать)

Главными  субъектами инновационной деятельности являются:

- новатор,

- инноватор,

- инвестор,

- реализующие основные функции по ее осуществлению.

Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

В качестве разработчиков могут  выступать:

- научно-исследовательские организации;

- малые инновационные предприятия;

- инжиниринговые компании;

- отделы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) на крупных предприятиях;

- индивидуальные изобретатели.

Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке.

Инноваторами являются:

1) внедренческие риско-фирмы;

2) концерны;

финансово-промышленные группы

Инвестор — участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств.

Инвесторами инновационного процесса являются:

- Государственные и коммерческие банки;

- инвестиционные компании;

- страховые компании;

- пенсионные фонды;

- специализированные компании;

- частные лица.

Компания может осуществлять разработку и продвижение инновации, используя собственные ресурсы и возможности. В этом случае фирма совмещает все основные функции (финансирование, разработку, коммерциализацию) при реализации инновационной деятельности.

Однако инновационная  деятельность в рамках крупного предприятия сопряжена с некоторыми проблемами, связанными с необходимостью сочетания высокорисковых проектов с текущей деятельностью компании. Поэтому для снижения влияния факторов риска начальные этапы инновационного процесса осуществляют малые инновационные или инжиниринговые компании, а крупная компания коммерциализирует разработанное новшество.

Результативность процесса нововведений зависит не только от эффективного использования научно-технического и интеллектуального потенциала компании, реализующей процесс нововведений, но и от деятельности фирм, определяющих инновационную инфраструктуру.

Основной функцией данных компаний является поддержка инновационной  активности промышленных предприятий, организационное сопровождение  процессов создания и внедрения  новшеств.

Инновационную инфраструктуру составляют фирмы и организации, сопровождающие весь цикл от генерирования новых идей до продвижения научно-технической продукции и предоставляющие юридические, информационные, патентно-лицензионные, консалтинговые услуги на различных этапах процесса нововведений.

Инновационную инфраструктуру определяют:

1) инновационно-технические центры;

2) центры научно-технической информации;

3) маркетинговые фирмы;

4) патентные бюро;

5) юридические фирмы;

6) бизнес-инкубаторы;

7) технопарки.

Функционирование инновационной  инфраструктуры направлено на решение  следующих задач:

• информационное обеспечение научно-технической  и инновационной деятельности (создание базы данных о спросе и предложении  на инновационные продукты, предоставление доступа к информационным системам всем заинтересованным организациям);

• экспертиза инновационных проектов для определения научно-технической, экологической, экономической, социальной эффективности;

• финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (организация финансирования перспективных и приоритетных направлений инновационной деятельности, используя ресурсы различных источников, поиск потенциальных инвесторов);

• правовая охрана интересов участников инновационной деятельности (предоставление услуг по патентованию интеллектуальной собственности);

• продвижение результатов инновационной  деятельности и их практическое освоение промышленностью (рекламная, маркетинговая, выставочная деятельность, лицензирование);

• подготовка специалистов в области инновационного менеджмента (обучение целевых «менеджерских команд» для управления осуществлением инновационных проектов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Движущие мотивы инновационной деятельности.

Вопрос 1. Мотивы инновационной  деятельности в организациях.

Вопрос 2. Экономические  интересы в инновационной деятельности.

Вопрос 3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.

Вопрос 3. Основные формы  государственной поддержки научной  и инновационной деятельности.

Вопрос 4. Основные функции  государственных органов.

 

Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.

Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:

1. Преимущества  стратегического характера:

- создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

- рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;

- обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

2. Увеличение  рентабельности предприятия вследствие:

- временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;

- повышения качества и конкурентоспособности изделий;

- увеличения доли продукта на рынке.

3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря:

• реструктуризации деятельности;

• снижению непроизводительных расходов;

• экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения  сберегающих технологий;

• экономии средств в результате использования вторичного сырья;

• снижению количества брака.

4. Специальные  выгоды и льготы:

• информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;

• льготное налогообложение;

• льготное кредитование.

 

Вопрос 2. Экономические  интересы в инновационной деятельности.

Инновационная деятельность зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:

• с одной стороны, направление  инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая  текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на научно-техническую продукцию уменьшает инновационную активность предприятий;

• с другой стороны, инновации активно  формируют не только предложение  нового продукта, но и спрос, изменяя  ситуацию на рынке.

Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов. 

Таким образом, инновационное пространство составляют три составных  элемента, определяющих спрос и предложение: 

1) рынок новаций (новшеств); 

2) рынок инновационного предпринимательства; 

3) рынок инвестиций. 

1. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении.

Предложение на рынке новаций формируют  следующие субъекты инновационной  деятельности:

- научно-исследовательские институты и университеты,

- малые инновационные фирмы,

- индивидуальные изобретатели.

Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новации, могут находиться на разных стадиях разработки:

• идея;

• прикладные исследования;

• опытный образец;

•     инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.

Новация превращается в  инновацию в результате практического использования.

2. Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау.

К ним относятся внедренческие  фирмы, осуществляющие продвижение  инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности.

3. Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.

В качестве субъектов  инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.

Особенность финансирования инновационных процессов заключается:

- в потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;

- высокой степени риска потери инвестиционных вложений.

Для снижения рисков проводится детальный анализ перспектив и полезности будущего инновационного продукта, а также используются механизмы возврата предоставляемых инвестиций и управления рисками.

 

Вопрос 3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.

Инновационная деятельность традиционно считается сферой поддержки и активной государственной политики.

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижении науки и техники.

Основы  государственной инновационной  политики РФ изложены в следующих  концептуальных документах:

1. Концепция устойчивого развития.

2. Концепция инновационной  политики РФ на 1998—2000 гг.

3. Концепция реформирования  российской науки на период 1998—2ООО гг.

4. Концепция инновационной  политики РФ на 2001—2005 гг.

5. Основы политики  РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.

 

Основные  цели государственной научно-технической политики:

  1. Развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала.
  2. Увеличение вклада науки и инноваций в развитие экономики государства.
  3. Структурные преобразования в области материального производства.
  4. Улучшение социально-экономической ситуации.
  5. Улучшение экологической обстановки.
  6. Укрепление обороноспособности страны.
  7. Обеспечение безопасности личности.
  8. Упрочнение связи науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1. признание науки социально значимой отраслью;

2. гласность, экспертиза, конкурсность;

3. гарантия приоритетного развития фундаментальных исследований;

4. интеграция различных форм деятельности и структур;

5. поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

6. концентрация ресурсов на приоритетные направления;

7. стимулирование;

8. развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности;

9. развитие международного сотрудничества.

Основными направлениями государственной  инновационной политики являются:

1. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологичных производств.

Это может быть осуществлено путем объединения усилий со стороны  государства и частных инвесторов, взаимодействия со странами дальнего и ближнего зарубежья.

Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств, финансирующих инновационную деятельность, государственных          гарантий и кредитов.

 

2. Создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции с                        учетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке.

Информация о работе Инноватика как область знаний