Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:39, курс лекций
Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности экономического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений.
3. Планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты.
4. Развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования.
5. Стимулирование участия инновационно-активных предприятий в международных конкурсах.
Вопрос 4. Основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.
К формам
государственной поддержки
1. прямое бюджетное
2. льготное налогообложение
3. освобождение от уплаты
4. освобождение от импортных
таможенных тарифов на
К формам государственной
поддержки инновационной
1. прямое финансирование;
2. предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
3. создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
4. снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
5. отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
6. реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
7. право на ускоренную
8. создание сети технополисов, технопарков и т. п.
Правовая база инновационной деятельности в РФ представлена рядом законодательных актов.
1. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-Ф3. Определяет основные функции государственных структур управления в научно-технической сфере.
2. ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» от 23 декабря 1999 г. № 535-ФЗ.
Определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, включая стимулирование субъектов инновационной деятельности путем предоставления льгот и пр.
3. ФЗ «О статусе наукограда» от 07 апреля 1999 г. № 70-Ф3.
Регламентирует вопросы, связанные с порядком присвоения статуса наукограда, осуществлением государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах.
4. Патентный закон РФ. Определяет условия и порядок предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности (изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам), а также определяет права и обязанности патентообладателей.
5. Закон об авторском праве и смежных правах. Регламентирует вопросы, связанные с защитой прав на результаты творческой деятельности (музыкальные, литературные и художественные произведения). Закон охраняет права автора произведения и лиц, способствующих ознакомлению с ними широкой аудитории (звукозаписывающие студии, издательства, исполнители и пр.).
6. Указы Президента РФ «О мерах по развитию фундаментальной науки в РФ и статусе РАН», «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», «О государственных научных центрах РФ».
7. Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в РФ», «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу», «Об использовании результатов в научно-технической деятельности».
В России предусмотрен ряд льгот по налогообложению субъектов научно-технической и инновационной деятельности.
1. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организации при наличии следующих оснований:
а) проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
б) осуществление внедренческой и инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья;
в) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Срок действия ИНК составляет от 1 года до 5 лет, в течение которых ежегодные налоговые платежи могут быть снижены на 30% от стоимости оборудования (по п. 1), по п. 2, 3—по соглашению, но не более чем на 50% от суммы налога. Проценты по ИНК начисляются в размере от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Центробанка.
2. Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) —от уплаты НДС освобождаются: выполнение НИОКР за счет средств бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
3. Льготы по земельному налогу предусмотрены для научно-исследовательских учреждений.
4. Уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат связанных с изобретательством и рационализаторством.
Вопрос 5. Основные функции государственных органов.
Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в сфере инноваций следующие.
Это достигается за счет распределения финансовых ресурсов на научные исследования и инновации, во-первых, через бюджет, во-вторых, : счет формирования специальных фондов.
Государством аккумулируются и распределяются не только денежные средства, но материально-технические, интеллектуальные ресурсы.
Стимулирующее воздействие государства на инновационную деятельность проявляется через поощрение конкуренции, финансовые субсидии, льготы участникам инноваций.
Государство может осуществлять частичное или полное страхование инновационных рисков.
Государство способно и наказывать хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции, использование устаревших технологий.
Государство формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совместимость нововведений.
Координация работ во времени, синхронность по технологическим стадиям, стадиям научно-инновационного цикла.
Организационную координацию научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности.
- формирование законодательной базы;
- создание функционирующего правового механизма;
- системы соблюдения правовых норм
5. Кадровое обеспечение инноваций.
Оно начинается во время профессионального обучения.
Содержание обучающих профессиональных программ любого уровня (вузовского, поствузовского) должно быть построено на сочетании и сбалансированности фундаментальных, универсальных и специальных знаний.
6. Информационное обеспечение.
Государство должно
способствовать
Оно может выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии.
Государственные структуры должны предоставлять инноваторам юридические, деловые, консультационные услуги и т. д.
7. Обеспечение общественного статуса инновационной деятельности достигается через пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение участников инновационной деятельности, повышение их социальной защищенности и т. д.
8. Учет региональных особенностей и регулирование инновационной деятельности в регионах.
9. Регулирование международных аспектов инновационной деятельности.
Тема 4. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Вопрос 1. Управление осуществлением инновационного процесса.
Вопрос 2. Инновационный маркетинг.
Вопрос 3.
Вопрос 1. Управление осуществлением инновационного процесса.
Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.
Таким образом, инновационный менеджмент это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент относится к программно-целевым формам управления.
Программно-целевое управление предполагает осуществление разработки и реализации целевых комплексных программ (инновационных проектов).
Инновационный проект — это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.
Управление инновационными проектами основано на использовании следующих принципов:
• селективного управления (выбор проектов по приоритетным направлениям развития экономики);
• системности (взаимосвязь проекта с концепцией развития предприятия);
• комплексности (увязка элементов проекта между собой, комплексное управление проектом);
• обеспеченности (наличие необходимых ресурсов для осуществления работ по проекту).
Главная цель инновационного менеджмента — результативность инновационного процесса, т.е. максимизация эффекта от коммерциализации нововведения.
Достижение главной цели определяется эффективным управлением следующими аспектами инновационной деятельности:
1) поиск инновационных идей;
2) организация разработки новации;
3) внедрение и распространение инновации.
1.1. Поиск инновационных идей
Итак, процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении. В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности должен существовать так называемый «портфель инновационных идей». Для его формирования используются внешние и внутренние источники.
К внешним источникам относятся:
• научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами;
• результаты маркетинговых исследований;
• разработки, предоставляемые
по каналам коммерческого
• патентная информация;
• разработки потенциальных конкурентов.
Практика. Источниками информации могут также являться различные печатные издания, статистические сборники, справочники, отчеты акционерных компаний, информация из системы сбыта. Формированию новых идей могут способствовать изменения в законодательстве, структуре отрасли, в ценностных установках и восприятиях (пример: в Западной Европе — эколого-ориентированное общество переход на экологически чистое производство), а так же состояние мировой экономики.
Внутренние источники включают:
• ноу-хау фирмы;
• рационализаторские предложения в области техники, технологии, организации, управления.
Практика. Большое количество оригинальных идей возникает у рядовых сотрудников, в должностные обязанности которых не входит осуществление инновационной деятельности. Для учета и обработки рациональных предложений работников на предприятии используются типовые формы, помогающие сотрудникам сформулировать сущность инновационной идеи.
Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений.
Для генерирования идей используются различные методы, в частности:
1) «мозговой штурм»;