Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:39, курс лекций
Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности экономического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений.
- товарных знаков;
- рационализаторских предложений;
- документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
- организационной, производственной или другой структуры;
- ноу-хау;
- понятий;
- научных подходов или принципов;
- документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); -
- результатов маркетинговых исследований и т. д.
Таблица 2
Виды и цели инновации
Виды инноваций |
Инновационные цели |
Продукт-инновация |
Обеспечение выживания Увеличение прибыли Увеличение доли рынка Независимость Интересы клиентов Повышение престижа Создание новых рабочих мест Рост оборота и сбыта |
Процесс-инновация |
Рост прибыли (в результате роста производительности, экономии сырья и энергии) Уменьшение загрязнения окружающей среды |
Социальные инновации |
Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу Рост престижа фирмы Независимость Улучшение положения на рынке труда |
В литературе
приведен ряд классификаций
инноваций.
1) по типу новшества:
• материально-технические (техника, технология, материалы);
• социальные;
• экономические;
• организационно-управленческие;
• правовые;
• педагогические;
2) по инновационному потенциалу:
• радикальные (базовые);
• комбинаторные (использование различных сочетаний);
• модифицирующие (улучшающие, дополняющие);
3) по принципу
отношения к своему
• замещающие (вместо устаревшего);
• отменяющие (исключают выполнение операций);
• возвратные (к предшественнику);
• открывающие (новые, аналогов нет);
4) по объему применения:
• точечные;
• системные (технологические, организационные и т. п.);
• стратегические (принципы управления, производства);
5) по эффективности (целям):
• эффективность производства;
• эффективность управления;
• улучшение условий труда и т. д.;
6) по социальным последствиям:
• вызывающие социальные издержки;
• новые виды монотонного труда;
• вредные условия и т. п.;
7) по особенностям
механизма своего
• единичные (на один объект);
• диффузные (на многие объекты);
• завершенные и незавершенные;
• успешные и неуспешные;
8) по особенностям инновационного процесса:
• внутриорганизационные;
• межорганизационные;
9) по источнику инициативы:
• прямой социальный заказ;
• в результате изобретения.
Каждая инновация реализуется по схеме, называемой инновационным циклом, включающим различные этапы — от идеи до коммерциализации новшества.
Обобщенная схема инновационного цикла
Вопрос 5. Понятие и объекты интеллектуальной собственности.
Под интеллектуальной собственностью понимается творение человеческого разума, человеческого интеллекта в виде информации, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру.
Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт, являющийся результатом творческих усилий его создателей — отдельной личности или коллектива.
Интеллектуальный продукт может иметь различные формы: научные открытия и изобретения, результаты технологических и проектных работ, образцы новой продукции, новой техники и материалов, новая технология, научно-производственные, консалтинговые, экономико-финансовые, управленческие, маркетинговые услуги, а также различные виды литературно-художественного творчества и т. д.
Объектом интеллектуальной собственности являются документально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Объектами права интеллектуальной собственности являются:
1) изобретения во всех
областях человеческой
2) промышленные образцы;
З) товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения;
4) полезные модели;
5) литературные, художественные произведения и научные труды;
6) компьютерные программы;
7) интегральные микросхемы;
8) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
9) репрография;
10) новые разработки в области вещания;
11) биотехнологии;
12) пресечение недобросовестной конкуренции;
13) ноу-хау.
Понятие интеллектуальной собственности охватывает два типа объектов — промышленной собственности и авторского права.
1. К промышленной собственности относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, конфиденциальная информация.
К изобретениям относятся: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, которые обладают существенными отличительными техническими решениями, а также применения указанных объектов по новому назначению.
Изобретение охраняется патентом 20 лет.
К промышленным образцам относится художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, который наряду с техническим уровнем определяет уровень конкурентоспособности продукции. Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет с последующим возможным продлением, но не более чем на 5 лет.
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные соответственно отличить товары и услуги одних юридических лиц или граждан от товаров и услуг других юридических лиц и граждан. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
В последнее время в национальных законодательствах уделяется внимание знакам особых видов: звуковым, цветовым и т. д., которые рассчитаны на восприятие различными органами чувств.
Формой правовой охраны является свидетельство на товарный знак. Срок действия свидетельства обычно составляет 10 лет с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз.
Фирменное наименование — имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие и охраняющее против не правомерных действий третьих лиц. В странах с развитой законодательной системой исключительное право на использование фирменного наименования предоставляется после его регистрации в установленном порядке. Право на фирменное наименование является бессрочным и прекращается в случае ликвидации фирмы. Будучи имущественным неотчуждаемых правом, оно не подлежит продаже.
Бренд — широко известный товарный знак или наименование фирмы, имеющей заслуженную репутацию и производящей качественные продукты и услуги.
2. Авторское право охватывает преимущественно результаты литературного и художественного творчества (поэмы, музыку, картины и т. п.), к которым в последнее время добавились и объекты научно-технической сферы (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем) и Web-страницы.
Исполнительская деятельность артистов охраняется правами, смежными с авторскими.
Объекты промышленной собственности охраняются нормами патентного права. Особым объектом промышленной собственности является защита от недобросовестной конкуренции.
Научные открытия
не относятся ни к авторскому,
ни к патентному праву,
Перечень объектов, входящих в состав интеллектуальной собственности, устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых международных обязательств.
В соответствии с определением, изложенным в п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) (в Стокгольмской редакции от 14 июля 1967 г.), “интеллектуальная собственность включает права, относящиеся:
• к литературным, художественным и научным произведениям;
• исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам;
• изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
• научным открытиям;
• товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
• защите против недобросовестной конкуренции, а также другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях”.
В российском законодательстве пока отсутствует развернутое определение объектов интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность — это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица и продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное на именование, товарный знак, знак обслуживания и т. д.).
Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности. Ее состояние, прежде всего состояние патентной системы, может стимулировать или, напротив, сдерживать инновационную деятельность компаний. Ввиду особой нематериальной природы объектов данной собственности отсутствие или лишение патентных прав означает утрату самой собственности. Поэтому ее охрана, а также пресечение недобросовестной конкуренции входят в число стратегических целей как компаний, так и государства.[
К основные формы защиты промышленной собственности относятся:
Патент — свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом, изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15—20 годами, и он действует только на территории той страны, где он вы дан. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата высоких патентных пошлин.
Лицензия — разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени, на определенной территории и за определенную плату.
Основные формы передачи технологий.
Передача технологий на коммерческой основе осущёствляется в следующих основных формах:
• патентные соглашения — торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;
• лицензионные соглашения — торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;
• ноу-хау — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;
• инжиниринг — предоставление технологических знаний, не обходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.
К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т. д.
Главной формой международного научно-технического обмена в настоящее время является лицензионная торговля.
Она стабильно в
3—4 раза превышает темпы
Лицензионная торговля
обладает отраслевой специализацией -
основной объем лицензионной торговли
сконцентрирован в
Тема 2. Основные понятия и характеристика инновационных процессов.