Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:39, курс лекций
Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности экономического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений.
Общие задачи стратегического управления инновациями позволяют ответить на следующие вопросы:
1. Какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность ИП в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды?
2. Посредством каких нововведений, какими методами (программы, проекты) будут достигнуты стратегические цели?
3. В каких масштабах и из каких источников будут выделены ресурсы по стратегические цели?
4. В рамках каких организационных форм (традиционная линейно-штабная структура, матричная или проектная структура, СХЕ или центры руководства каждой стратегической целью) осуществляется инновационный процесс на ИП?
5. Посредством какого стиля управления, с каким составом сотрудников и с помощью какого инструментария следует обеспечить регулирование контроль стратегического инновационного процесса?
Процесс стратегического инновационного управления состоит из взаимосвязанных этапов:
- стратегическое планирование инноваций (анализ ситуации, разработка стратегий);
- реализация стратегий;
- стратегический контроль.
В практике стратегического управления инновациями получили распространение следующие методы:
1. управление на основе экстраполяции, при котором на перспективу предполагается развитие тех же тенденций, что и в прошлом периоде;
2. управление на основе разработки принципиально новых стратегий. Применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления;
3. управление на основе принятия оперативных решений.
Применяется при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.
Вопрос 2. Инновационные стратегии предприятия.
Выделяют следующие виды стратегий.
1. Базовые — заключаются в выборе модели поведения инновационного предприятия в целом и отдельной стратегической хозяйственной единицы в той или иной конкретной рыночной ситуации,
2. Функциональные — комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений инновационных предприятий. Они имеют подчиненное значение и являются по существу ресурсными программами, обеспечивающими практическую реализацию базовых стратегий.
По характеру взаимодействия с внешней средой стратегии бывают:
1. оборонительные (отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно — на потребности и поведение потребителей). Делятся на защитные, имитационные, выжидательные, непосредственного реагирования;
2. наступательные.
Включают:
- активные НИОКР, ориентированные на маркетинг;
- стратегии слияния;
- стратегии приобретения.
Наступательные стратегии обычно требуют кредитных инвестиций и, следовательно, более применимы на инновационных предприятиях, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным составом менеджеров и творческим научно-техническим персоналом.
Выработка инновационных стратегий на предприятии основана на решении следующих задач:
1. оценка возможностей и ресурсов инновационного предприятия для реализации поставленных целей;
2. выявление тенденций в маркетинговой деятельности и научно-технической сфере;
3. анализ инновационных стратегий с выбором альтернатив;
4. подготовка детальных альтернативных планов, программ, проектов и бюджетов реализации инновационной стратегии;
5. оценка деятельности инновационного предприятия с учетом определенных целей и установленных планов.
При разработке
инновационных стратегий
1. Стратегии ИП находятся
под влиянием изменений во
внешней среде. Они могут сами
формировать эти изменения
2. Стратегии дают возможность установить, каким образом можно ввести в действие имеющийся потенциал с учетом существующих и ожидаемых в будущем сильных и слабых сторон с тем, чтобы выполнить намерения ИП.
3. Стратегии ИП дают
лишь общее направление, по
которому развивается ИП. Поэтому
они должны дополняться
4. Цель стратегий ИП — формирование устойчивого потенциала успеха с учетом его преимуществ перед конкурентами.
В целом инновационные стратегии предприятия можно разделить на две группы:
1. Стратегии проведения НИОКР.
Эта группа стратегий связана с проведением предприятием исследований и разработок.
- Лицензионная стратегия. В соответствии с данной стратегией предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок контрактных научно-технических организаций или других предприятий. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. При этом предприятие получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.
- Стратегия параллельной разработки предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс с
целью их форсированного опытного освоения и проведения с учетом такого освоения собственных разработок и дальнейшего производства технологии уже по результатам собственных разработок.
- Стратегия исследовательского лидерства нацелена на достижение долговременного нахождения предприятия на передовых
позициях в области НИОКР в определенных направлениях.
- Стратегия опережающей наукоемкости. Предприятие, использующее данную стратегию, стремится иметь наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли (подотрасли). Эта стратегия может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы на рынке, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, в периоды, когда важно опередить другие предприятия в снижении цен и издержек.
- Стратегия следования жизненному циклу. В данном случае
НИОКР жестко привязаны к циклам жизни продуктов и применяемых предприятием процессов. Применение такой стратегии позволит постоянно иметь заделы результатов НИОКР, предназначенные для замещения выбывающих продуктов и процессов.
2. Стратегии
внедрения и адаптации
Эта группа стратегий относится к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ. Рассмотрим стратегии каждой группы более подробно.
- Стратегия поддержки продуктового ряда относится к числу
наиболее простых. Ее смысл заключается в стремлении предприятия
улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению.
- Стратегия ретронововведений применима к устаревшим, но еще пользующимся и находящимся в эксплуатации изделиям.
- Стратегия
сохранения технологических
- Стратегии продуктовой и процессной имитации. Предприятие может заимствовать технологии со стороны. Причем заимствование касается как продукции, так и процессов ее производства.
- Стратегия стадийного преодоления предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие.
- Стратегия технологической связанности — предприятие осуществляет технологически связанные инновации.
- Стратегия технологического трансферта реализуется головными предприятиями вертикально-интегрированных структур. Они передают уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в названную структуру.
- Стратегия следования за рынком нацеливает предприятия на выпуск продукции наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент. Такая стратегия может быть использована на начальных стадиях развития фирмы, когда еще не определены точно ее миссия и профиль.
- Стратегия вертикального заимствования. Малые предприятия в составе крупных вертикально-интегрированных структур вынуждены принимать и заимствовать технологии у предприятий — лидеров данных структур.
- Стратегия радикального опережения выражает действия предприятия и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым продуктом (или производить его новым способом).
- Стратегия выжидания лидера принимается крупными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малая фирма, а затем инициативу (в случае удачи) перехватывает лидер.
Тема 5. Ценообразование на продукцию научно-технического назначения.
Вопрос 1. Стратегия установления цен.
Вопрос 2. Ценообразующие факторы, влияющие на цену инновационного продукта.
Вопрос 3. Виды договорных цен на инновационную продукцию.
Вопрос 1. Стратегия установления цен.
Стратегические вопросы ценообразования решают на стадии маркетинговых исследований. В зависимости от качества и цены товара
рекомендуется изучать 9 стратегий установления цен.
Таблица
Стратегия установления цен
Качество |
Цена | ||
высокая |
средняя |
низкая | |
Высокое |
1. Стратегия премиальных наценок |
2. Стратегия глубокого проникновения |
З. Стратегия повышенной ценностной значимости |
Среднее |
4. Стратегия завышенной цены |
5. Стратегия среднего уровня |
6. Стратегия доброкачественности |
Низкое |
7. Стратегия ограбления |
8. Стратегия показного блеска |
9. Стратегия низкой ценностной значимости |
Для стадии маркетинговых исследований характерны следующие виды цен:
1. Предельная цена
на товар как максимально
1 2. Цена, установленная
в соответствии со стратегией «
3. Цена, установленная в соответствии со стратегией прочного внедрения на рынок. Как правило, эта цена ниже цены конкурентов независимо от уровня качества нового для рынка товара.
4. Ступенчатые цены на товары одного параметрического ряда, в рамках товарного ассортимента данного продавца.
3. Цена лидера рынка.
6. Престижная, очень высокая цена на товары очень высокого качества.
7. Психологическая цена, например, 49,5; 99 и т.д.
8. Цены на дополняющие комплектующие товары.
9. Скорректированные цены с учетом:
а) транспортных расходов (например, по системе «франко-вагон» покупатель оплачивает расходы по доставке товара и в дальнейшем несет гарантийную ответственность);
б) географических и зональных особенностей условий потребления;
в) базисного пункта, первоначальной доставки товара;
с) скидок, например, за оплату сразу наличными, за количество покупаемых товаров, сезонные скидки, функциональные скидки брокерским организациям за оказание различных услуг, скидки (зачеты) за сдачу старого аналогичного товара, скидка «сконто» (за предоплату), бонусная скидка (традиционному партнеру), скидка для эксклюзивного импортера, предоставляемая экспортером-монополистом;
д) изменения спроса и цен конкурентов.
Вопрос 2. Ценообразующие факторы, влияющие на цену инновационного продукта.
В условиях рыночных отношений цены имеют огромное значение. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.
Ценообразование на инновационные продукты испытывает на себе влияние ряда ценообразующих факторов. Их можно подразделить на 8 групп:
1. Тип рынка сбыта. Для инновационной сферы характерны рынки олигополии (господство небольшого числа крупнейших компаний) и/или чистой монополии. В этих случаях продавец инновационного проекта, продукта может существенно влиять на цены.
2. Учет спроса и предложения. Чем выше спрос на инновационные продукты, тем большая цена на них устанавливается. Цена спроса — самая высокая цена. Улучшение финансового состояния покупателей увеличивает спрос, и наоборот, поэтому учет доходов покупателей важный фактор при определении объема спроса.