Инновационный процесс и основные его направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования курсовой работы - изучение управления инновационным процессом на предприятии - закрытом акционерном обществе «Тиротекс» (ЗАО «Тиротекс»).
Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности – как основы достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия и оценка эффективности инновационного процесса.

Оглавление

I .Теоретическая часть
Введение
1. Основы управления инновационными процессами
1.1 Инновации и инновационный процесс
1.2 Виды инновационного процесса
1.3 Фазы инновационного процесса
II. Практическая часть
2.Управление инновационным процессом
2.1 Организационная структура управления предприятием
2.2 Организация управления инновациями на предприятии
2.3 Внедрение инноваций как стадия инновационного процесса
Заключение
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсачь на сдачу.docx

— 70.95 Кб (Скачать)

Тема: Инновационный  процесс и основные его направления

 

Содержание

 I .Теоретическая часть

Введение

1. Основы управления инновационными процессами

     1.1 Инновации и инновационный процесс

     1.2 Виды инновационного процесса

     1.3 Фазы инновационного процесса

 II. Практическая часть

2.Управление  инновационным процессом 

      2.1 Организационная структура управления предприятием

      2.2 Организация управления инновациями на предприятии

      2.3 Внедрение инноваций как стадия инновационного процесса

Заключение

Список использованных источников.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа  закономерностей их развития. Для  этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, а  также способствовать продвижению  инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что инновационный процесс - это создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Объектом  исследования составляет изучение инновационного процесса и инновации как результата этого процесса, пригодного для практической реализации.

Предмет исследования курсовой работы - изучение управления инновационным процессом на предприятии - закрытом акционерном обществе «Тиротекс» (ЗАО «Тиротекс»).

Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности – как основы достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия и оценка эффективности инновационного процесса.

      Курсовая работа включает: введение, две главы и заключение.

В первой главе рассматриваются основы управления инновационными процессами, соотношение понятий «инновация» и «инновационный процесс», виды и стадии инновационного процесса.

Во второй главе делается анализ управления инновационным процессом в ЗАО «Тиротекс», в связи с чем внимание уделяется организационной структуре управления предприятием, организации управления инновациями и процедуре внедрения инноваций как стадии инновационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

 

    1.  Инновации и инновационный процесс

 

Слово «инновация»  переводится на русский язык как  «новизна», «новшество», «нововведение». В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя [25. С.24].

 

Инновация – это конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной  деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Здесь следует  обратить внимание на широкое толкование понятия инновация – это может  быть новый продукт, новый технологический  процесс, новая структура и система  управления организацией, новая культура, новая информация и т.д.

Под инновацией в XIX в. понимали прежде всего введение элементов одной культуры – в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции.

В своей  работе «Теория экономического развития»  Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [25. С.24].

 

Если  рассматривать инновацию как  конечный результат, то она должна иметь  где-то свое начало, исток, и этим началом  является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество  этапов и действий. Этот путь носит  название инновационного процесса.

Инновационный процесс это деятельность, в которой  изобретение или предпринимательская  идея получают экономическое содержание.

Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:

  1. научно-техническая новизна;
  2. производственная применимость;
  3. коммерческая реализуемость.

Коммерческий  аспект определяет инновацию как  экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента:

  1. «материализацию» инновации – от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию;
  2. «коммерциализацию» инновации – превращение ее в источник дохода.

Инновационная деятельность фирм гораздо более  эффективное средство в конкурентной борьбе, чем все традиционные способы. При ней другие способы уже  не могут играть существенной роли. Во второй половине XX в. начался бум  инноваций во всех сферах жизни общества. В 1979 г. Конгресс США принял "Национальный акт о научно-технических инновациях", в котором говорилось, что инновации – центральный вопрос экономического, экологического и социального процветания США [21. С.27].

 

Инновационная стратегия была призвана уменьшить  торговый дефицит, выиграть конкуренцию  на мировом рынке, стабилизировать  курс доллара.

В ФРГ  также на государственном уровне было подтверждено, что инновации  являются основным средством борьбы со всеми социальными болезнями. Таким образом, то что в 40-50 гг. было стратегией отдельных фирм, в 70-80 гг. становится стратегией целых наций, государственной политикой развитых стран.

Одновременно  развивалась и наука об инновационной  деятельности. Она означала отход  от понимания рынка как свободной  игры спроса и предложения. Теперь полагалось перехватить у рынка инициативу, управлять рынком, провоцировать  появление потребностей массового  покупателя, предлагать ему то, о  чем он еще и не успел подумать. Такая стратегия и создала  «потребительское общество».

Рассматривая инновационный процесс , следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.

Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.

Новация – проработанная инвенция, воплощенная  в технический или экономический проект, модель, опытный образец.

Концепция инновации – система ориентирующих  базисных представлений, описывающих  назначение инновации, ее место в  системе организации, в системе  рынка.

Инициация инновации – научно-техническая, экспериментальная, или организационная  деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.

Диффузия  инновации – процесс распространения  инновации за счет фирм – последователей (имитаторов).

Рутинизация инновации – приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, – моральное старение инновации.

 

 

 

1.2 Виды инновационного процесса

 

В зависимости  от того, где применяется инновация  – внутри фирмы или за ее пределами  различают три вида инновационного процесса:

- простой  внутриорганизационный (натуральный);

- простой  межорганизационный (товарный);

- расширенный [18.С.13].

 

Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутрифирменную инновацию.

При простом  межорганизационном (товарном) процессе новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке. Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется  в создании новых производителей, нарушении монополии производителя-пионера, дальнейшем распространении товара – диффузии. Явление диффузии инновации  способствует экономическому развитию общества и является стимулом для  инициации нового инновационного процесса [18.С.14].

На практике скорость диффузии инновации зависит  от различных факторов:

1) технических  и потребительских свойств инновации;

2) инновационной  стратегии предприятия;

3) характеристик  рынка, на котором реализуется  инновация.

Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в  едином инновационном процессе с  целью создания и реализации инновации.

В основе инновационной деятельности лежит  научно-техническая деятельность. Понятие  научно-технической деятельности разработано  ЮНЕСКО и охватывает:

1) научные  исследования и разработки;

2) научно-техническое  образование и подготовку кадров;

3) научно-технические  услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую  деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и  коммерческую реализацию научно-технических  достижений.

В инновационной  деятельности выделяют следующие категории  основных участников, классифицируя  их по первоочередности (см. приложение 2): 

1) новаторы;

2) ранние  реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы,  которые в свою очередь делятся  на:

а) ранее  большинство;

б) отстающие.

Новаторы  являются генераторами научно-технических  знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские  организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении  дохода от продажи разработанного ими  интеллектуального продукта, который  со временем может стать инновацией.

Ранние  реципиенты (пионеры, лидеры) −это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе .

В эту  категорию попадают также и крупные  корпорации, являющиеся лидерами в  своих отраслях. Если такие фирмы  имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные  подразделения, то они являются также  и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных  организаций, заключив с ними договор  или купив патент (лицензию).

Раннее  большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль [25. С.66].

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску  изделий новых для них, но которые  либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому  зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы  не занимаются научно-исследовательской  и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и  лицензии у фирм-новаторов, либо принимают  на работу по договору специалистов, разработавших  инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство») [25. С.68].

Информация о работе Инновационный процесс и основные его направления