Государственная инновационная стратегия антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:58, реферат

Краткое описание

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов.

Оглавление

Введение 3
Понятие инновации 5
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 11
Основные положения государственной политики в области поддержки инноваций 13
ТЕХНОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
Мнение специалиста о векторе инновационного развития 18
Нормативное определение инновации 24
Правовое обеспечение инновационной деятельности 24
Система законов, регулирующих инновационную деятельность 25
Правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность 26
Предложения по мерам законодательного обеспечения инновационной деятельности в России 28
Инновационная политика 31
Государственная инновационная стратегия антикризисного развития. 33
Заключение 36
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 75.23 Кб (Скачать)

Ещё двумя  крупными задачами при построении НИСявляются: 1) приведение законодательства в соответствие новому экономическому курсу и 2) разработка общего механизма мониторинга и координации инновационной политики (как и принятие самих документов, содержащих эту политику). Как понятно, «переход на инновационный путь развития» осуществить очень сложно.

В настоящее  время Россия испытывает проблемы практически  в каждой из приведенных выше частей НИС- где-то недостаточно совершенно законодательство, очень много устаревших технологий и оборудования, отстает от мирового квалификация отраслевой рабочей силы, экономическое планирование и прогнозирование развито в недостаточной степени, мало специалистов по реализации инновационных проектов и всё ещё ощущается значительный дефицит бюджетных средств для запуска национального инновационного механизма на приемлемую мощность. Отсутствует механизм общей координации инновационного развития и до сих пор не угасли споры о том, как оно должно происходить. Нет основных программных документов, включая самого главного — инновационной стратегии. А ведь любая инициатива национального масштаба начинается именно с государственной программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

     В настоящее время Россия располагает  рядом стратегий развития отраслей экономики, но комплексной экономической стратегии страна пока не имеет, так как традиция государственного планирования была в основном утрачена после распада СССР. Органы государственной статистики работают в России удовлетворительно, но обработка информации может занимать у Росстата до года и более, что очень долго в современных условиях. В связи с этим наблюдается некоторое запаздывание реагирования мер государственной политики на реальную экономическую ситуацию.

     Необходимо  отметить, что в мировой практике отсутствует жесткое плановое регулирование  развития — обычно используется система  корректируемых прогнозов или планов, изменяемых в зависимости от ситуации. По такому же принципу строится и организация инновационной деятельности. Например, в Европе распространены так называемые «рамочные программы», состоящие из ряда целевых подпрограмм. На рамочную программу выделяется общий бюджет, и совещательный орган принимает решение о распределение сумм по подпрограммам. Обще!/ для всех стратегии или тактики нет, европейское сообщество руководствуется докладами и концепциями, обеспечивая таким образом гибкость развития.

     Для России, тем не менее, такой способ не совсем подходит. Необходимо оперативно развивать технологии, сокращая отставание от передовых государств. Поэтому инновационное развитие в России происходи! по централизованному сценарию, основным блоком которого являются государственные корпорации. Именно они являются «проводниками) законодательных инициатив, разработчиками программ развития и инициаторами распределения соответствующих бюджетов.

     Критика централизованного подхода встречается  повсеместно, не основой для него служит непреложное правило хозяйствования: «хочешь привести всё в порядок  — возьми ситуацию под контроль и принимав решения единолично». Другое дело, что часто квалификации не хватает для решения столь сложных и комплексных проблем, какие накопились е России за после реформенный период.

Таким образом, программа инновационного развития России пока не нашла выражения  в единой стратегии, а представляет собой смесь европейского подхода с централизованным (например, японским). При последнем государство играет решающую роль в определении приоритетов развития и направлений поддержки субъектов экономики. То есть организационная децентрализация сопровождается наличие центрального органа, устанавливающего «правила игры» для страны в целом. Такой подход является скорее компромиссным, чем эффективным. Но постепенно разворачивающееся сотрудничество с другими странами сокращает разрыв между нами по всем направлениям работы

Основные  положения государственной  политики в области  поддержки инноваций

     Как элемент системы государственного регулирования, политика в области  инновационной деятельности (как, впрочем, и всякой иной) должна иметь:

  • четко определенные цели государственной политики;
  • органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
  • информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования достаточной для реализации функций управления полноты;
  • инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействует на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

     К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся несколько  составляющих:

  • прямое государственное стимулирование НИОКТР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;
  • косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки инновационных МП;
  • предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);
  • формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.

     Идеально, когда действие инструментов направлено на решение ключевых проблем объекта  регулирования. Однако в нынешних социально-экономические условиях требовать полноты и завершенности от политики в любой сфере не приходится, поскольку в обстановке перманентного кризиса стратегические и текущие цели государства находятся в постоянном противоречии. В свою очередь, формирование системы инструментов регулирования и поддержки инновационной деятельности осуществляется путем создания соответствующей законодательной базы, а также формирования инфраструктуры (включая органы государственного правления), реализующей элементы государственной политики в области поддержки инноваций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕХНОЛОГИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Технологии, на основании которых управленцы видят развитие государства, сосредоточены  в двух основных списках - Перечне  критически технологий Российской Федерации  и Приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, утверждаемых Президентом Российской федерации. Первый документ содержит следующие пункты:

•   Базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии

•   Биоинформационные технологии

•   Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии

•   Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения защиты человека и  животных

•   Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств

•   Клеточные технологии

•   Нанотехнологии и наноматериалы

•  Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, бе: опасного обращения с радиоактивными отходами и отработав шим ядерным топливом

•  Технологии биоинженерии

•  Технологии водородной энергетики

•  Технологии механотроники и создания микросистемной техники

•  Технологии мониторинга и прогнозирования  состояния атмосфс ры и гидросферы

•  Технологии новых и возобновляемых источников энергии

•  Технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности  населения опасных объектов при  угрозах террористических проявлений

•  Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации

•  Технологии оценки ресурсов и прогнозирования  состояния литосферы и биосферы

•  Технологии переработки и утилизации техногенных  образований отходов

•  Технологии производства программного обеспечения

•  Технологии производства топлив и энергии из органического сырья

•  Технологии распределенных вычислений и систем

•  Технологии снижения риска и уменьшения последствий  природных и техногенных катастроф

•  Технологии создания биосовместимых материалов

•  Технологии создания интеллектуальных систем навигации  и управления

•  Технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов

•  Технологии создания и обработки кристаллических  материалов

•  Технологии создания и обработки полимеров  и эластомеров

•  Технологии создания и управления новыми видами транспортных систем

•  Технологии создания мембран и каталитических систем

•  Технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники

•  Технологии создания электронной компонентной базы

•  Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии

•  Технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем

•  Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего  производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания

•  Технологии экологически безопасной  разработки  месторождений и добычи полезных ископаемых

и предназначен для расстановки ориентиров при реализации инновационной политики, обеспечивая поддержку только наиболее значимых направлений развития технологий и техники.

Второй  документ содержит пункты:

•   Безопасность и противодействие  терроризму

•  Живые  системы

•   Индустрия наносистем и материалов

•   Информационно-телекоммуникационные системы

•   Перспективные вооружения, военная  и специальная техника

•   Рациональное природопользование

•  Транспортные, авиационные и космические системы

•  Энергетика и энергосбережение

и предназначен для расстановки ориентиров при  реализации общей концепции развития государства, одновременно отражая  его миссию среди прочих государств. В частности, из нашего перечня Приоритетных направлений видно, что Россия позиционирует  себя в мировом сообществе как передовая научная, экологическая и производственная держава. Приоритетные направления развития служат также для разработки стратегий развития крупных национальных институтов (например, военно-промышленного комплекса) и направлений (направления фундаментальных исследований государственных академий наук во главе с Российской академией наук, РАН).

Мнение  специалиста о  векторе инновационного развития

Существует  ряд мнений специалистов, по-разному  оценивающих направления и перспективы  инновационного развития России. Приведу  в пример интервью с крупным специалистом в области экономики и инноваций  Симачёвым Юрием Вячеславовичем, изложившего свои позиции по вопросу  стратегии развития и использования  технологий. Оригинальное интервью содержится на сайте «Наука и технология Российской Федерации» (http://www.strf.ru/)

Информация о работе Государственная инновационная стратегия антикризисного развития