Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:51, курсовая работа
Цель работы: анализ наукоградов Великобритании.
Задачи работы:
охарактеризовать особенности функционирования технопарков в Великобритании;
рассмотреть особенности системы образования в Великобритании;
изучить состояние инновационного развития;
рассмотреть наукограды Российской Федерации
Таким образом, уже на стадии у компании уже имеется уверенность в наличии спроса на разрабатываемый товар или технологию со стороны государства. - Государственно-частные партнерства в области госзакупок (Joint public-private procurement compacts). Примером такого партнерства могут служить соглашения, заключенные BIS с Группой глав корпораций Принца Уэльского (Prince of Wales UK Corporate Leaders Group) на обеспечение частному сектору доступа к госзакупкам продукции с низким содержанием углекислого газа, например, в области производства электроэнергии из биотоплива и экологически чистого транспорта. - Проекты ЕС по госзакупкам инновационной продукции (EU Innovation Procurement Projects). Великобритания является ключевым участником ряда европейских проектов, направленных на поддержку производителей инновационной продукции в различных отраслях, например, здравоохранение и транспорт. Проекты содействуют созданию рынков для инновационной, экологически чистой продукции через размещение госзаказа.
2. В части создания
условий для объединения
Благодаря успеху уже функционирующих центров, в 2013 г. британским правительством было принято решение о выделении финансирования на создание двух дополнительных центров «Catapult» в 2015-2016 гг. Данные центры будут специализироваться в таких областях, как «Энергетические системы» (помощь инновационным предприятиям в создании энергетических систем, способных решить проблему с производством электроэнергии в будущем) и «Стратифицированная медицинская диагностика» (определение индивидуальных методов лечения для пациентов). К настоящему моменту сумма государственных и частных инвестиций, вложенных в развитие проекта «Catapult», составляет 1,4 млрд. ф. ст. В течение последующих пяти лет в данный проект планируется инвестировать дополнительно более 1 млрд. ф. ст.
Согласно имеющимся данным, каждый фунт стерлингов, профинансированный по данной программе, приносит 7 ф. ст. в виде созданной добавленной стоимости. - Сеть трансферта знаний (Knowledge Transfer Network). Представляет собой единую структуру, состоящую из 15 региональных центров, специализирующихся на накоплении и передаче знаний по определенным технологиям. Сеть объединяет бизнес, госорганы, академические круги, исследовательские и технологические организации и финансовые институты. Одним из основных инструментов работы Сети является интернет ресурс «_connect online» на веб-сайте ktn.innovateuk.org, с помощью которого представители научного сообщества могут на конфиденциальной основе обсуждать вопросы реализации инновационных проектов.
В настоящее время ресурс насчитывает около 70 тыс. пользователей. В настоящее время подразделения сети специализируются в следующих областях: аэрокосмос, авиация и оборона; биотехнологии; инновационная химия; креативные индустрии; электроника, сенсоры и фотоника; энергетика; экологически чистые технологии; финансовые услуги; медицина и здравоохранение; информационные технологии; промышленная математика; материаловедение; современное строительство; нанотехнологии; транспорт. - Партнерства по трансферту знаний (Knowledge Transfer Partnerships). Направлены на развитие сотрудничества между компаниями и университетами с целью получения бизнесом необходимых научных знаний и навыков при реализации инновационных проектов. Чаще всего такое сотрудничество осуществляется путем найма недавних выпускников университетов для работы на определенных проектах.
В настоящее время в Великобритании насчитывается более 700 таких партнерств. По имеющимся подсчетам, каждый млн. ф. ст., затраченный государством на данную программу, приносит в ежегодно в среднем 4,25 млн. ф. ст. в виде прибыли компаний до налогообложения, 3,25 млн. ф. ст. в виде инвестиций в оборудование, создает 112 рабочих мест и обеспечивает обучение 214 сотрудников компаний. - Программа «Smart» – предусматривает предоставление государством со- финансирования МСП с высоким потенциалом роста. Программа призвана обеспечить доступ к финансированию малым инновационным компаниям, находящимся на начальном этапе развития.
Конкретными целями предоставления финансирования являются: - тестирование рынка: срок – до 9 месяцев, размер – до 25 тыс. ф. ст., пропорция финансирования – до 60% от полной стоимости проекта; - технико-экономическое обоснование концепции: срок – до 18 месяцев, размер – до 100 тыс. ф. ст., пропорция финансирования – до 60% от полной стоимости проекта; - разработка прототипа: срок – до 24 месяцев, размер – до 250 тыс. ф. ст., пропорция финансирования – до 35% от полной стоимости проекта для предприятий среднего бизнеса, 45% - для малых и микро предприятий. - Программа «Стартовая площадка» («Launchpad»). Разработана для со- финансирования на конкурсной основе совместно с частным сектором кластеров высокотехнологичных компаний, располагающихся в определенных регионах страны.
Объем программы – 10 млн. ф. ст. В настоящее время запущено семь конкурсных программ «Launchpad» в различных регионах, три дополнительных конкурса предполагается организовать в 2014-2015 гг. (для высокотехнологичных компаний в Восточном Лондоне (TechCity); для компаний, работающих в сфере здравоохранения в Уэльсе и для обрабатывающих предприятий на Северо-востоке Англии). - Инновационные ваучеры (Innovation Vouchers) – целевые гранты, размером до 5 тыс. ф. ст., предоставляющие возможность МСП получить помощь внешнего консультанта (университета, колледжа, исследовательской организации, центра «Catapult», индивидуального консультанта по вопросам интеллектуальной собственности) в определенной области знаний. Ежегодно выделяется около 100 таких ваучеров.
3. В части обеспечения
открытого и бесплатного
4. В части оказания помощи наиболее перспективным МСП (в настоящее время в Великобритании насчитывается около 26 тыс. таких предприятий) деятельность ведется в рамках программы «Growth Accelerator», а также Британского инновационного фонда. - «GrowthAccelerator» - программа объемом 200 млн. ф. ст. для финансирования МСП с целью реализации потенциала их развития. Ожидается, что данный объем финансирования позволит обеспечить вклад в экономику на уровне 2 млрд. ф. ст. и создать до 70 тыс. новых рабочих мест. В рамках программы «GrowthAccelerator» для помощи компаниям МСП привлекаются внешние эксперты в таких областях, как доступ к финансированию, коммерциализация инноваций, стратегическое бизнес-планирование, развитие лидерских и управленческих навыков. - Британский инновационный фонд – венчурный фонд объемом 330 млн. ф. ст. (150 млн. ф. ст. государственных средств и 180 млн. ф. ст. – частных инвестиций), финансирующий малые предприятия, работающие в таких областях, как цифровые технологии, науки о жизни и экологически чистые технологии. Фонд не производит инвестиций напрямую в компании, а занимается предоставлением средств венчурным капиталистам, имеющим опыт в той или иной области, для их дальнейшего инвестирования в бизнес.
5. В части содействия
развитию взаимодействия
Источники, объемы и механизмы государственного финансирования инновационной деятельности. Бюджетные средства на финансирование научных исследований и разработок в Великобритании выделяются BIS. При этом, система распределения финансирования характеризуется своей открытостью и применением конкурсного подхода. В то же время стоит отметить, что Великобритания имеет наименьший уровень расходов на научные исследования в процентном отношении к ВВП среди стран ОЭСР (1,8%), что существенно ниже среднего значения по ЕС (2%). Распределение государственного финансирования на научные исследования и разработки в Великобритании осуществляется по двум основным каналам: - предоставление грантов университетам на основе результатов их деятельности через организации по финансированию высших учебных заведений (Финансовые советы в Англии, Шотландии и Уэльсе и Министерство занятости и образования – в Северной Ирландии); - финансирование прочих исследовательских организаций через сеть из семи Исследовательских советов (Research Councils) на конкурсной основе. В настоящее время в Великобритании создано семь таких Исследовательских Советов: по искусству и гуманитарным наукам (Arts and Humanities Research Council – AHRC), по биотехнологиям и биологическим наукам (Biotechnology and Biological Sciences Research Council – BBSRC), по инженерно-физическим наукам (Engineering and Physical Sciences Research Council – EPSRC), по социально-экономическим наукам (Economic and Social Research Council – ESRC), по медицине (Medical Research Council – MRC), по изучению окружающей среды (Natural Environment Research Council – NERC) и по науке и технологиям (Science and Technology Facilities Council – STFC).В то время, как все Советы предоставляют гранты на проведение исследований, только некоторые из них (BBSRC, MRC, NERC и STFC) спонсируют государственные исследовательские организации, также оплачивая заработную плату их работников. Кроме того, некоторые Советы обеспечивают финансовое участие Великобритании в международных исследовательских организациях и проектах. Исследовательские советы Великобритании объединены в рамках стратегического партнерства «Research Councils UK», основанного в 2002 г. Отдельные суммы финансирования выделяются BIS Британскому космическому агентству (UK Space Agency), созданному как его подразделение в 2011 г. В рамках Агентства была консолидирована реализация программ в области освоения космоса. BIS также отвечает за финансирование трех независимых национальных академий Великобритании: - Королевское общество (Royal Society) – национальная академия наук Великобритании; - Британская академия (British Academy) – объединяет исследования в области гуманитарных и социальных наук; - Королевская академия инженерных наук (Royal Academy of Engineering).
Материаловедение и нанотехнологии. Более 200 британских компаний работают в области изучения, разработки и внедрения производственных технологий для отдельных материалов. Особых успехов британские компании добились в разработке инновационных покрытий, композитных и нано-материалов таких, как графин, а также в производстве инновационных дисплеев и сенсоров. Исследовательским советами в настоящее время осуществляется финансирование портфеля проектов в данной области стоимостью более 200 млн. ф. ст., с более чем 30 млн. ф. ст. инвестированными TSB в соответствующие прикладные исследования. Цифровые технологии. Наиболее развитыми направлениями британских исследований в данной области являются инжиниринг систем и программного обеспечения, дизайн интерфейсов и разработка систем с искусственным интеллектом и производство высокопроизводительных компьютеров, которые применяются, в частности, при проведении исследований в области наук о жизни. Исследовательский совет по инженерно-физическим наукам имеет портфель специализированных проектов в данной области на сумму более 32 млн. ф. ст. TSB, в свою очередь, уже инвестировал более 30 млн. ф. ст. в проекты по развитию цифровых технологий. Британские компании также являются мировыми лидерами в таких областях, как технологии эффективного хранения энергии, агротехнологии и беспроводные средства коммуникаци.
Наукограды Российской Федерации как особый вид российских территорий высокой концентрации научно-технического потенциала. Критерии, которым должно отвечать муниципальное образование для присвоения статуса наукограда Российской Федерации. Порядок присвоения этого статуса. Основные требования, предъявляемые к программам развития наукоградов Российской Федерации, порядок их формирования, рассмотрения и утверждения. Роль Правительства Российской Федерации, органов власти региона и муниципального образования в реализации программы развития наукограда. Современное состояние и практика присвоения статуса наукограда Российской Федерации и формирования программ их развития, основные недостатки этих программ5.
Создание в России своей национальной инновационной системы и роль в её становлении и развитии наукоградов Российской Федерации и других видов территорий высокой концентрации научно-технического потенциала. Зарубежный опыт функционирования подобных территорий (Кембридж в Великобритании, София-Антиполис во Франции и т.д.). Меры, намечаемые в России по дальнейшему развитию наукоградов и повышению эффективности их деятельности.
Новый закон, который изменяет подходы к определению статуса наукограда, был подписан на днях президентом РФ Владимиром Путиным. До этого законопроект получил одобрение Госдумы (10 апреля 2015 г.), а также Совета Федерации (15 апреля 2015 г.).
Предыдущий закон определял «наукоград», как определенную территорию с большим количеством образовательных и научных учреждений. Однако новый ФЗ закрепляет совсем другие подходы. Согласно новому закону, в современном наукограде основой социально-экономического развития территории должна стать наука. Кроме того, она должна обеспечить развитие инновационного бизнеса и привлечение дополнительных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов.
Принятие такого подхода позволит предупредить одностороннее развитие наукоградов, которые становятся «моногородами». Ранее в таких наукоградах жизнь была сосредоточена только вокруг определенного предприятия или группы предприятий. Чтобы выполнить данную задачу, новый законопроект вносит ряд изменений. Прежде всего, предоставляются дополнительные полномочия органам местного самоуправления. Так, расширяются их возможности использования бюджетных средств.
Также предоставляются возможности для получения дополнительного финансирования практически на все мероприятия, которые могут поспособствовать развитию научно-производственного комплекса такого наукограда. Это можно сделать благодаря формированию программы социально-экономического развития.
Согласно принятому закону, меняется и механизм, с помощью которого происходит присвоение муниципальному образованию статуса наукограда. При этом новые критерии будут принимать во внимание только объективные показатели статистики. Благодаря этому подходу реализуется возможность выбора из всего количества муниципальных образований страны именно тех, которые больше всего соответствуют статусу наукограда. Для этого используется всесторонний мониторинг муниципальных образований. Кроме того, в новом законе была исключена отсрочка вступления в силу пункта о переходе на программный принцип финансирования. Это было сделано согласно обращению Союза развития наукоградов России. Данные изменения позволяют сформировать новые стратегии развития наукоградов. Особенности создания таких муниципальных образований будут расписаны также в новом законе о науке. Таким образом, принятый закон о наукоградах станет подготовительной работой к созданию большого законопроекта.
Наукоград – муниципальное образование (МО) со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом (НПК). Инфраструктура наукограда – совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность наукограда. Правительство Великобритании определило планы по превращению страны в наиболее благоприятную территорию для ведения бизнеса и предоставления экономических услуг на базе современных информационных технологий. В среднесрочной перспективе в Великобритании могут быть востребованы: российский опыт в строительстве и эксплуатации высокотехнологичных центров обработки данных, а также предложения услуг в области размещения вычислительных центров и DATA-центров на базе российских наукоградов. Конкурентными преимуществами являются высокая квалификация специалистов российских наукоградов, низкая стоимость эксплуатационных расходов (включая энерготарифы) и наличие высокоскоростных оптоволоконных каналов связи.