Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа
Новизна опыта – формирование надпредметных, преимущественно учебно-технологических умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.
Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).
Пример: при повторении темы «Устройство компьютера» каждой паре определяется тема («Процессор», «Оперативная память», «Видеокарта», «Долговременная память», «Монитор», «Принтеры», «Клавиатура» и т.д), задача - составить презентацию по своей теме по общему, предложенному учителем, плану ответа, поиск информации осуществляется в сети Интернет. При выполнении работы повторяются темы «Устройство компьютера», «Мультимедийные презентации», «Поиск информации в сети Интернет», «Обработка информации, найденной в сети Интернет». При защите работ происходит обобщение и систематизация темы «Устройство компьютера».
Форма «Защита работы»
Отрабатываются: умение публичной
презентации своей
Форма «Урок-консультация»
По пройденной теме у учащихся накапливаются вопросы, связанные как с теорией, так и с практикой. К уроку каждый учащийся должен подготовить как минимум два вопроса по теме. На уроке учитель отвечает на вопросы сам или предлагает ответить ученикам, которые знают ответы на поставленные вопросы. Часто такая форма используется перед проведением зачётных работ.
Форма «Урок – соревнование»
В основу таких уроков положена скорость выполнения работы. Оценивается работа по двум критериям – качество выполненной работы (оценка выставляется индивидуально каждому ученику за ту часть работы, которую он успел выполнить), объём выполненной работы (оценивается по одному из двух вариантов – сравнение с объёмами, предложенными учителем, или высоким баллом оцениваются самые «быстрые» ученики по отношению к остальным).
Форма «Групповая исследовательская лабораторная работа»
Предлагается разным группам выполнение одних и тех же заданий в разных компьютерных программах. Исследование проводится коллективно в области выбора программы для наиболее рационального решения проблемы.
Форма «Творческая работа»
При итоговом контроле практического
материала традиционные контрольные
работы или зачёты могут заменяться
выполнением творческого
Пример: творческие работы по темам «Мультимедийные презентации», «Сайтостроение».
Форма «Смотр знаний»
Выбирается тема «Смотра знаний»
(становится известна за месяц до проведения
урока). Учащиеся должны найти неизвестные
факты, новые открытия или разработки
по предложенной теме, практическую реализацию
новых идей, финансируемые проекты
по теме и т.д. Свои знания они должны
подтвердить как минимум двумя
источниками получения
3.5 Контроль знаний, умений и навыков
Согласно технологии программированного обучения:
На практике применяются следующие методы контроля (системы последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса):
Устный контроль:
Письменный контроль:
Практический контроль:
Тестовый и рейтинговый контроль:
Наблюдение (результаты не фиксируются, учитывается для корректировки обучения):
Перечисленные формы, методы
и приёмы не являются полным перечнем
дидактических единиц, применяемых
на уроках, но они наиболее чётко
работают над формированием
Добавлю, что словесные формы при объяснении нового материала (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т.д) также способствуют формированию надпредметных умений, если их основа – чёткое определение целей работы, составление последовательных алгоритмов действий, нахождение нескольких способов выполнения операций, изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика.
Если рассматривать формы
1) Групповая форма, примеры:
а) при проведении практических работ по обобщению и систематизации учебного материала класс делится на несколько групп в зависимости от количества способов решения задачи, каждая группа решает задачу только одним, своим, способом, далее происходит защита своих решений (учитываются скорость решения, возможность составления алгоритма для решения однотипных задач, недостатки способа решения и т.п.);
б) классы изначально для изучения информатики делятся на группы по 12-13 человек, после изучения темы одна группа готовит задания для другой;
2) Парная форма (разбиение на пары может быть произведено по одинаковой скорости работы учеников, по одинаковым интеллектуальным способностям, по принципу «теоретик-практик», по личным симпатиям), примеры:
а) при изучении материала, известного в общих чертах по другим программным продуктам, определяется задание парам «Составить конспект для учащихся по заданной теме», предварительно определяются требования к выполненной работе;
б) проведение творческих лабораторных работ в паре;
3) Индивидуальная форма (на уроках практики на компьютере каждый ученик имеет возможность работать самостоятельно, овладевая учебным материалом в посильном для него темпе).
3.6 Средства обучения на уроках
Материальные:
Идеальные:
Использование в системе описанных форм, методов, приёмов и средств обучения составлению алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики в 8-11 классах (в соответствии с психолого-возрастными особенностями возраста учеников) способствует формированию надпредметных учебно-технологических умений учащихся.
4 Результативность опыта
Данное распределение часов при циклическом изучении тем курса позволяет:
Результаты формирования учебно-технологических умений на уроках информатики проверялись следующими диагностиками.
В условиях школы была проведена диагностика. Из 8, 9 и 11 классов были выбраны по пять учащихся, которым было предложено абсолютно одинаковое задание: написать реферат на тему «Любимые животные». Учитель пояснял задания только ответами на вопросы, которые возникли у учащихся. Первые вопросы оказались следующими:
Класс |
Вопросы |
Комментарии |
8 |
Как это делать? Что открыть (какую программу)? Много надо печатать? О каких животных писать? Надо самим придумывать? |
Умения работы в текстовом редакторе ещё не сформированы. Необходимы были чёткие пояснения последовательности действий. |
9 |
Много надо писать? Надо оформлять текст? Мы успеем это сегодня сделать? Надо ли вставлять в текст рисунки? Можно пользоваться Интернетом? |
Сразу были определены: объём работы, требования к оформлению текста, дополнительные источники информации. |
11 |
Сколько отводится времени? Что будете проверять? Можно пользоваться Интернетом? |
Определили: объём работы; какие объекты необходимо вставить в текст, много ли их должно быть, надо ли их редактировать; дополнительные источники |
Первые вопросы должны были определить у учащихся умения: