Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа
Новизна опыта – формирование надпредметных, преимущественно учебно-технологических умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.
Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).
Введение
«Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Становление непрерывного курса подготовки школьников в области информатики и ИКТ, совершенствование содержания и методики обучения этому предмету в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества является одним из актуальных направлений развития системы непрерывного образования» Босова Л.Л.
На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе.
Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:
(Хотя, скорее, первые две задачи
являются подзадачами двух
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.
Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.
Специальному формированию умений
этого типа не уделялось необходимого
внимания, овладение ими не выделялось
как отдельный компонент
Педагогическая идея опыта – идея практико-ориентированного обучения через создание алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач.
Новизна опыта – формирование надпредметных, преимущественно учебно-технологических умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.
Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).
1 Диагностика проблемы исследования
В школе была проведена диагностика
соответствия запросов учителей и родителей
к знаниям и умениям учащихся
разных возрастных категорий по теме
«Информационные
Учителям школы и родителям предлагалось ответить на вопросы следующих анкет:
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования
Класс |
Общее кол-во опрошенных |
Навыки работы в обучающих программах |
Поиск информации |
Обработка текстовой информации |
Обработка графической информации |
Обработка числовой информации |
Обработка звука, видео |
Навыки работы с документами |
Создание мультимедий - ных продуктов |
8 класс |
14 |
12 |
12 |
12 |
8 |
6 |
5 |
12 |
13 |
9 класс |
8 |
7 |
8 |
7 |
5 |
5 |
5 |
8 |
8 |
10-11 классы |
11 |
11 |
11 |
11 |
7 |
7 |
6 |
11 |
11 |
Результаты анкетирования родителей
Класс |
Кол-во ответов |
Компьютер дома есть |
Дома я использую компьютер … |
Мой ребёнок использует компьютер… | ||||||||||||||
Для компьютерных игр |
Для просмотра фильмов |
Как муз. проигрыватель |
Для общения в Интернете |
Для поиска инф-ции в Интернете |
Для выполнения заданий с работы |
Для своего хобби |
Для повышения своего образования |
Для компьютерных игр |
Для просмотра фильмов |
Как муз. проигрыватель |
Для общения в Интернете |
Для поиска инф-ции в Интернете |
Для выполнения домашнего задания |
Для своего хобби |
Для повышения своего образования | |||
8 класс |
20 |
19 |
9 |
13 |
11 |
8 |
14 |
7 |
5 |
6 |
18 |
15 |
14 |
13 |
13 |
11 |
9 |
9 |
9 класс |
14 |
13 |
6 |
10 |
7 |
7 |
9 |
3 |
2 |
4 |
10 |
11 |
11 |
8 |
9 |
9 |
6 |
5 |
10-11 кл. |
25 |
20 |
3 |
10 |
10 |
7 |
15 |
6 |
2 |
7 |
12 |
18 |
20 |
17 |
17 |
16 |
7 |
13 |
Класс |
Ответы на вопрос «Я хочу, чтобы мой ребёнок на данном этапе своего развития умел…» (перечислить навыки работы на компьютере) |
8 класс |
Умел пользоваться компьютером, программами, Интернетом. Умел быстро печатать. Умел оформлять доклады. Поиск информации в Интернете, правильное скачивание из Интернета, работа с электронной почтой, навыки работы в программе Word. «Черпать и обрабатывать информацию». Был уверенным пользователем. Создавать фильмы, программировать, устанавливать программы. Умел работать в программе КОМПАС 3D. |
9 класс |
Оформлять материалы для уроков, находить информацию в Интернете. Пользоваться всеми прикладными программами. Использовать программу Photoshop. Составлять фильмы. Записывать и обрабатывать музыку. Повышал своё образование. Создавал сайты. |
10-11 классы |
Создавал презентации. Свободно работал
с прикладными программами. Умел
работать с поисковыми программами.
Сам составлял небольшие |
Анализ результатов
Проблема – при минимальном количестве уроков информатики на базовом уровне и большом объёме изучаемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» развивать надпредметные технологические умения использования компьютера во всех предметных областях.
2 Теоретическая база опыта
Технология программированного обучения (у истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи
Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, Л.Й. Ланда, И.Л. Тихонов, А.Х. Молибог, А.М. Матюшкин, В.П. Беспалько и многие другие)
Концептуальная основа: под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ПК, программированного учебника, кинотренажера и др.).
Особенности программированного обучения заключаются в следующем:
Элементы технологии личностно ориентированного развивающего обучения (Якиманская Ираида Сергеевна, начало положено в развивающих системах И.Г.Песталоцци, А.Дистерверга, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.)
Концептуальная основа: технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.