Уточнение технологических умений учащихся в процессе изучения "Информатики и ИКТ" в старшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Новизна опыта – формирование надпредметных, преимущественно учебно-технологических умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.
Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).

Файлы: 1 файл

чудеснейшая курсовая в мире.docx

— 261.15 Кб (Скачать)

Введение

«Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль  жизни современного человека. Информатика  имеет очень большое и все  возрастающее число междисциплинарных  связей, причем как на уровне понятийного  аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину»,  ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Становление непрерывного курса подготовки школьников в области информатики  и ИКТ, совершенствование содержания и методики обучения этому предмету в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества является одним из актуальных направлений  развития системы непрерывного образования» Босова Л.Л.

На каждом этапе исторического  развития образование выполняло  одну и ту же задачу: сохранение накопленных  знаний и подготовка подрастающего  поколения для жизни в данном конкретном обществе.

Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:

  1. Формирование мировоззрения
  2. Формирование мышления
  3. Подготовка к труду и дальнейшему самообразованию
  4. Успешная социализация и т.д.

(Хотя, скорее, первые две задачи  являются подзадачами двух последующих.)

Для решения жизненных задач  человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни  мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют  надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому  фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний  день, когда меняется представление  о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные  умения становятся все более актуальными.

Педагогическая идея опыта – идея практико-ориентированного обучения через создание алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач.

Новизна опыта – формирование надпредметных, преимущественно учебно-технологических умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.

Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже  известных подходов, новизна проявляется  в деталях, новом сочетании методов  и приёмов для достижения поставленных целей).

 

 

 

 

 

 

 

1 Диагностика проблемы исследования

В школе была проведена диагностика  соответствия запросов учителей и родителей  к знаниям и умениям учащихся разных возрастных категорий по теме «Информационные коммуникационные технологии» реальным возможностям учащихся в данной области.

Учителям школы и родителям  предлагалось ответить на вопросы следующих  анкет:

  1. Анкета для учителей «Какие навыки работы на ПК требуются от учащихся на Ваших уроках» (Приложение1)
  2. Анкета для родителей «Компьютер для меня – это…» (Приложение2)

Результаты анкетирования представлены в таблицах и диаграммах.

Результаты анкетирования учителей

Класс

Общее кол-во опрошенных

Навыки работы в обучающих программах

Поиск информации

Обработка текстовой информации

Обработка графической информации

Обработка числовой информации

Обработка звука, видео

Навыки работы с документами

Создание мультимедий -

ных продуктов

8 класс

14

12

12

12

8

6

5

12

13

9 класс

8

7

8

7

5

5

5

8

8

10-11 классы

11

11

11

11

7

7

6

11

11


 

 

Результаты  анкетирования родителей

 

Класс

Кол-во ответов

Компьютер дома есть

Дома я использую компьютер  …

Мой ребёнок использует компьютер…

Для компьютерных игр

Для просмотра фильмов

Как муз. проигрыватель

Для общения в Интернете

Для поиска инф-ции в Интернете

Для выполнения заданий с работы

Для своего хобби

Для повышения своего образования

Для компьютерных игр

Для просмотра фильмов

Как муз. проигрыватель

Для общения в Интернете

Для поиска инф-ции в Интернете

Для выполнения домашнего задания

Для своего хобби

Для повышения своего образования

8 класс

20

19

9

13

11

8

14

7

5

6

18

15

14

13

13

11

9

9

9 класс

14

13

6

10

7

7

9

3

2

4

10

11

11

8

9

9

6

5

10-11 кл.

25

20

3

10

10

7

15

6

2

7

12

18

20

17

17

16

7

13


 

 

 

Класс

Ответы на вопрос «Я хочу, чтобы мой  ребёнок на данном этапе своего развития умел…» (перечислить навыки работы на компьютере)

8 класс

Умел пользоваться компьютером, программами, Интернетом. Умел быстро печатать. Умел оформлять доклады. Поиск информации в Интернете, правильное скачивание из Интернета, работа с электронной  почтой, навыки работы в программе Word. «Черпать и обрабатывать информацию». Был уверенным пользователем. Создавать фильмы, программировать, устанавливать программы. Умел работать в программе КОМПАС 3D.

9 класс

Оформлять материалы для уроков, находить информацию в Интернете. Пользоваться всеми прикладными программами. Использовать программу Photoshop. Составлять фильмы. Записывать и обрабатывать музыку. Повышал своё образование. Создавал сайты.

10-11 классы

Создавал презентации. Свободно работал  с прикладными программами. Умел работать с поисковыми программами. Сам составлял небольшие программы. Умел менять форматы файлов. Работал  в программе Photoshop. Свободно владел Интернетом. Освоил бы все программы. Умел устанавливать операционные системы. Программировал. Нормально работал хотя бы в программе Word.


 

Анализ результатов проведённых  анкет выявил противоречие. Противоречие – несоответствие современных требований общества к учащимся по применению компьютерных знаний в повседневной жизни реальным умениям учащихся в области информационных коммуникационных технологий.

Проблема – при минимальном количестве уроков информатики на базовом уровне и большом объёме изучаемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» развивать надпредметные технологические умения использования компьютера во всех предметных областях.

2 Теоретическая база опыта

Технология программированного обучения (у истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи

Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, Л.Й. Ланда, И.Л. Тихонов, А.Х. Молибог, А.М. Матюшкин, В.П. Беспалько и многие другие)

Концептуальная  основа: под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ПК, программированного учебника, кинотренажера и др.).

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

  1. учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
  2. учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
  3. каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
  4. при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
  5. при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
  6. каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  7. результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
  8. педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
  9. в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Элементы технологии личностно  ориентированного развивающего обучения (Якиманская Ираида Сергеевна, начало положено в развивающих системах И.Г.Песталоцци, А.Дистерверга, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.)

Концептуальная  основа: технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Информация о работе Уточнение технологических умений учащихся в процессе изучения "Информатики и ИКТ" в старшей школе