Уточнение технологических умений учащихся в процессе изучения "Информатики и ИКТ" в старшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Новизна опыта – формирование надпредметных, преимущественно учебно-технологических умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.
Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).

Файлы: 1 файл

чудеснейшая курсовая в мире.docx

— 261.15 Кб (Скачать)

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения  личностно ориентированного развивающего процесса:

  1. учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  2. изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
  3. в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
  4. активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  5. учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
  6. необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  7. при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
  8. обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения;
  9. образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения  личностно ориентированного развивающего процесса на уроках соблюдаются для  всех учащихся. Но индивидуальные образовательные программы составляются для учеников, либо проявляющих интеллектуальные способности при изучении конкретных тем, либо имеющих по ряду причин «пробелы» в знаниях.

3 Технология опыта

3.1 Постановка целей и задач педагогической деятельности.

Цель  педагогической деятельности:

формирование надпредметных технологических умений учащихся 8-11 классов через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.

Задачи  педагогической деятельности:

  1. Выявить несоответствие между необходимостью использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях и их сформированностью на разных этапах обучения, согласно примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ» в основной общей и средней (полной) школе.
  2. Описать систему работы по формированию надпредметных умений у учащихся через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.

3.2 Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

В описании опыта представлена система работы по формированию надпредметных технологических умений у учащихся через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.

Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования 2010 года устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

  1. личностным;
  2. метапредметным;
  3. предметным.
      1. Основные понятия

Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности».

Надпредметные умения учащихся – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины; они обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. (по Громыко Н.В.)

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.

Можно выделить следующие  надпредметные умения, формируемые на уроках информатики при составлении алгоритмов деятельности:

  1. различать виды информации;
  2. определять средства для обработки конкретного вида информации;
  3. преобразовывать информацию из одной формы представления в другую (текст, схема, таблица, график и т.д.);
  4. формулировать задачу, понимать её смысл и назначение;
  5. выявлять данные в условии задачи;
  6. определять цель решения задачи (вопрос задачи, поиск неизвестного, результат деятельности, доказательство гипотезы и т.д.)
  7. связывать неизвестные задачи с данными, условие с заключением;
  8. осуществлять поиск необходимой для исследования и решения задач информации (знания из разных областей);
  9. анализировать, систематизировать и классифицировать информацию, полученную из различных источников;
  10. планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
  11. применять известные алгоритмы и методы исследования в конкретной ситуации;
  12. определять логику построения простых схем решения задач;
  13. сводить сложные задачи к выполнению более элементарных действий;
  14. принимать оптимальное решение;
  15. строить информационные структуры для описания объектов и средств;
  16. анализировать взаимосвязи между задачами;
  17. доводить до конца намеченный план решения задачи;
  18. оценивать достижение результатов деятельности;
  19. проводить аналогию задач;
  20. владеть различными формами самоконтроля;
  21. оценивать свою деятельность и деятельность других;
  22. определять проблемы деятельности и устанавливать их причины;
  23. формулировать проблему и определять способы её решения;
  24. правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  25. владеть различными формами устных публичных выступлений.

К перечисленным надпредметным умениям считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности – учебно-технологические умения, т.к. средства ИКТ –  основа учебных материалов нового поколения:

  1.       использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;
  2. уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;
  3. использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);
  4. уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.

Метапредметный подход в преподавании учебных программ, реализующийся в формировании надпредметных умений, позволяет учащимся определять смысл учения и развивает желание учиться.

Громыко Н.В., кандидат философских наук, выделяет четыре основных метапредмета — метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача», хотя список метапредметов открыт; и в настоящее время разрабатываются другие метапредметы.

Перечисленные метапредметы не преподаются в рамках общеобразовательной школы, но могут накладываться на содержание учебных курсов, в частности по информатике, способствуя развитию у учащихся мобильности, креативности, умения применять свои знания на практике, мыслить нестандартно.

С точки зрения развития алгоритмического мышления

  1. в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации; они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать;
  2. в рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется систематизирующая способность (т. е. способность работать с системами знаний);
  3. элементы метапредмета «Проблема» позволяют учащимся получать навыки работы с проблемами: они осваивают техники анализа, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.;
  4. метапредмет «Задача» нацелен на получение учащимися знаний о разных типах задач и способах их решения, у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания алгоритмов достижения цели.

Данный опыт раскрывает систему работы по формированию надпредметных умений у учащихся через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.

      1. Планирование изучения темы

Действия учителя:

  1. анализ учебного материала с точки зрения государственного стандарта по информатике и ИКТ, применения знаний в практической учебной деятельности;
  2. построение логических линий изучения темы;
  3. определение ключевых знаний, умений и навыков по теме;
  4. разделение учебного материала на отдельные порции (дозы) согласно технологии программированного обучения;
  5. анализ учебной литературы (учебники различных авторов, дидактические материалы, книги по изучению конкретного программного продукта, поиск информации по теме в сети Интернет, справочные системы изучаемых программных продуктов);
  6. составление материалов по теме для рабочих тетрадей учащихся и для работы на уроке в классе (краткие конспекты, алгоритмы практических действий, примеры решения практических задач, практикумы по решению задач, практические и лабораторные работы, самостоятельные работы, контрольные и зачётные работы и т.д.), материал ориентируется на учебный комплекс Н.Д.Угриновича

 

      1. Формы, методы, приёмы, средства обучения для развития алгоритмического мышления, направленные на формирование надпредметных умений, классифицированные по структурным элементам учебного занятия.

При обучении учащихся с 8 по 11 класс учитель сталкивается с особенностями подросткового и юношеского возраста.

В подростковом возрасте общение со сверстниками  определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений.

К учебной деятельности подросток  предъявляет новые требования: она  должна обеспечить условия для его  самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

Информация о работе Уточнение технологических умений учащихся в процессе изучения "Информатики и ИКТ" в старшей школе