Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа
Новизна опыта – формирование надпредметных, преимущественно учебно-технологических умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.
Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса на уроках соблюдаются для всех учащихся. Но индивидуальные образовательные программы составляются для учеников, либо проявляющих интеллектуальные способности при изучении конкретных тем, либо имеющих по ряду причин «пробелы» в знаниях.
3 Технология опыта
3.1 Постановка целей и задач педагогической деятельности.
Цель педагогической деятельности:
формирование надпредметных технологических умений учащихся 8-11 классов через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.
Задачи педагогической деятельности:
3.2 Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения
В описании опыта представлена система работы по формированию надпредметных технологических умений у учащихся через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.
Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования 2010 года устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:
Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности».
Надпредметные умения учащихся – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины; они обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. (по Громыко Н.В.)
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Можно выделить следующие надпредметные умения, формируемые на уроках информатики при составлении алгоритмов деятельности:
К перечисленным надпредметным умениям считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности – учебно-технологические умения, т.к. средства ИКТ – основа учебных материалов нового поколения:
Метапредметный подход в преподавании учебных программ, реализующийся в формировании надпредметных умений, позволяет учащимся определять смысл учения и развивает желание учиться.
Громыко Н.В., кандидат философских наук, выделяет четыре основных метапредмета — метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача», хотя список метапредметов открыт; и в настоящее время разрабатываются другие метапредметы.
Перечисленные метапредметы не преподаются в рамках общеобразовательной школы, но могут накладываться на содержание учебных курсов, в частности по информатике, способствуя развитию у учащихся мобильности, креативности, умения применять свои знания на практике, мыслить нестандартно.
С точки зрения развития алгоритмического мышления
Данный опыт раскрывает систему работы по формированию надпредметных умений у учащихся через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.
Действия учителя:
При обучении учащихся с 8 по 11 класс учитель сталкивается с особенностями подросткового и юношеского возраста.
В подростковом возрасте общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений.
К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.